Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 6371
Поделиться
Спрос, рожденный поражением
В дни, когда половина новостных заголовков и досужих разговоров посвящена финансовому кризису, весьма важно и полезно для психического здоровья знать, что не у всех все плохо. Потому что сложившиеся в макро- и микроэкономике обстоятельства оказались вполне благоприятными для некоторых видов бизнеса. Правда, успехи отдельных предпринимателей объясняются опять-таки экономическими трудностями, а именно тем, что в нынешних условиях многие люди, привыкшие тратить деньги без счета, вспомнили об экономии.
Сберечь копеечку
Первые проявления экономических трудностей заставили многих пересмотреть свои бюджеты. В то время как фирмы и компании сокращали рабочие места и фонд заработной платы, граждане урезали траты на роскошь, увеселения и прочие штуки за пределами "продуктов первой необходимости". Когда было слито все, что можно было слить, оставшиеся расходы стали проверять на предмет возможной экономии на них. Этот процесс в разных сферах жизни проявлял себя весьма разнообразно. Например, в связи с высокими ценами на услуги в медицинских заведениях, а также на фоне сокращения корпоративных расходов на медицинские страховки для сотрудников многим пациентам показалось разумным сменить пафосную клинику на проверенного знакомыми врача-частника, особенно это касалось стоматологов. Любители шопинга еще активнее налегли на распродажи и онлайн-магазины, причем на последних особенно ушлые научились сберегать дополнительную копеечку, не оплачивая доставку (от 200 до 350 рублей, в зависимости от заведения), а самостоятельно забирая товары со склада. Обсуждение скидок, дешевых секонд-хендов и малоизвестных торговых точек с дружественными ценами еще не превратилось в привычный застольный разговор, но в том, что люди на самых разных уровнях озабочены вопросом, как бы не потратить лишнего, сомнений никаких.
От сувенира к сувениру
Одним из самых заметных признаков того, что потребитель стал прижимистее, стала экономия на подарках. В частности, на Новый год некоторые люди вернулись к практике, оставленной в ранние 90-е: договаривались не дарить друг другу в честь праздника вообще ничего. Граждане, решившие все же раскошелиться на презенты, принялись искать такой вариант, чтобы на 100 у. е. приобрести не один подарочек, а хотя бы пяток — но чтобы все красивые и по возможности разные.
Лучше прочих под эти условия подошли небольшие магазины, торгующие авторской "сувениркой". Соотношение "цена—качество—эксклюзивность" в них и в докризисное время было для многих привлекательным, а уж после вынужденного сокращения расходов на товары не первой необходимости оно превратилось в приманку, против которой сложно устоять. Так что по итогам пред- и постновогодней недели владельцы сувенирных лавок с полной ответственностью сообщают, что с их позиции кризис почти не ощущается. Только привычные колебания спроса, нарастающие к праздникам и ослабевающие в будни.
Возможно, именно это обстоятельство помогло супругам Марии и Александру Коган, владеющим магазином подарков "икрадоП", решиться на открытие второй точки продаж в декабре, как раз когда некоторые начали всерьез задумываться о закрытии бизнеса. Александр, правда, считает, что в большей степени они следовали неписаному правилу, гласящему "если у тебя есть один работающий магазин, найди денег и открой второй". Тем не менее от возможной благотворной роли кризиса, который переориентировал граждан с дорогих подарков на сувениры средней стоимостью 500-700 руб., супруги не открещиваются, отмечая только, что речь идет скорее о сохранении объемов продаж, нежели об их увеличении. А про наплыв покупателей 30 и 31 декабря, когда их магазины делали трех-четырехкратную дневную выручку, а с полок уходили артефакты по 5000 руб., справедливо замечают, что это явление знакомо всем торгующим подарками, и нынешнему кризису оно оказалось не по зубам.
Предлагающиеся в точках на Славянском бульваре и в ТЦ "Триумфальный" на Вавилова открытки ручной работы, бижутерия, изделия из кожи, авторские игрушки, керамика и прочие штучки разного градуса уникальности от 70 авторов, а также немалое количество серийно изготовленной "сувенирки" от оптовых поставщиков, по мнению Марии и Александра, все так же остается нишевым продуктом, которому наилучшую репутацию создает сарафанное радио. Однако с появлением второго магазина они готовы потратить некоторое — разумное для малого бизнеса — количество денег на рекламную раскрутку. Что тоже, кстати, идет вразрез с массовым исходом рекламодателей из агентств и изданий. В этой связи о перспективах своего дальнейшего развития хозяева "икрадоПа" говорят, как и все сейчас, очень осторожно, но без следа уныния или пессимизма: осталось переждать традиционно "мертвый" январь, а в феврале-марте достаточно красных дат в календаре, чтобы на каждый подарок рано или поздно сыскался свой покупатель.
Смените музыку
От стремления сэкономить — только не рядовых граждан, а организаций — едва ли не сильнее прочих в первые месяцы кризиса пострадал шоу-бизнес. Российские поп-звезды поначалу не пожелали сбавлять цену на свои выступления, что вызвало массовые отказы от них со стороны корпоративных заказчиков, в прошлые годы — главных кормильцев горячей декабрьской поры. Когда же артисты спохватились, предложений осталось не так уж много, и все они стоили гораздо ниже привычного уровня. Так что "ВИА Гра", пару лет назад запрашивавшая $100 тыс. за концерт, нынче продавалась на порядок дешевле; Жанна Фриске после нормы "пять концертов в Новый год" была вынуждена довольствоваться одним; Филипп Киркоров, который раньше намолачивал в главную ночь года до $5 млн, нынче собрал всего $500 тыс. А кое-кто в праздники и вовсе остался без работы: из-за негибкой ценовой политики, во-первых, а во-вторых — из-за того, что на его место нашлась адекватная замена: кавер-группы, играющие популярные песни не хуже оригинальных исполнителей.
Одной из таких команд, приглашенных озвучивать не отменившиеся новогодние корпоративы вместо разорительных поп-идолов, оказался ВИА "Эскимо". Продюсер группы Антон Пузырев рассказывает, что до лета 2008-го он занимался исключительно собственным event-агентством, а кавер-группа рассматривалась, скорее, как его дополнительная опция. Первый состав "Эскимо" был крепким, но не выдающимся продуктом и благодаря гарантированному качеству и разумной цене пользовался устойчивой популярностью у одного и того же круга клиентов (свадьбы, небольшие корпоративы и т. д.). Осенью 2008 года Антон, по его утверждению, вне связи с кризисом решил перевести "Эскимо" на новый уровень. В группе появились новые музыканты — с высшим профильным образованием. Элементы шоу в концертах из самодеятельности превратились в обязательную, тщательно отрепетированную черту. В репертуаре кроме непременной "Дискотеки 80-х" и свежих российских хитов появился, например, джаз, прекрасно подходящий для welcome-коктейлей на презентациях. Все это, разумеется, подняло цену на услуги группы, что отрезало большинство прежних клиентов. Зато более крупные и солидные заведения и агентства увидели в ней тот продукт, который можно предложить своим посетителям или заказчикам в качестве музыкального увеселения, не опасаясь за собственную репутацию. При этом экономия серьезная — 50-60 тыс. руб. за "Эскимо" против, например, $10-15 тыс. за Фриске. В результате декабрь для группы вышел жарким и увенчался двумя новогодними выступлениями — в казино "Шангри-Ла" и Jazz Town.
Антон подчеркивает, что в предновогодние дни работа досталась отнюдь не всем кавер-группам, а только тем, кто заблаговременно привел себя и репертуар в товарный вид, а также озаботился собственным продвижением. По его утверждению, масса музыкантов не получает выгодных предложений потому, что просто ленится регулярно закидывать в агентства свои новые демозаписи и видеоклипы.
Кризис
в индустрии развлечений Антон отрицать не может: в конце концов, его основной проект, event-агентство, в полной мере испытало падение спроса на увеселения. Однако позитивный пример "Эскимо" бодрит и позволяет верить в то, что усилия, направленные на повышение конкурентоспособности услуги или товара, приносят результаты даже во времена падения курсов ценных бумаг.
Фантастика металлопластика
В это сложно поверить, но даже на уровне целых рыночных секторов и отраслей производства нашлись люди, для которых всеобщая тенденция экономить стала несомненным стимулом к развитию. В качестве примера можно обратиться к опыту завода "Экструзионные машины". Это малое инновационное предприятие, занятое производством оборудования для изготовления металлопластиковых труб, служащих в системах водоснабжения и отопления. Его генеральный директор Михаил Попов указывает на то обстоятельство, что до сих пор львиная доля композитных металлопластиковых труб импортировалась. В результате сейчас в стране не хватает целой промышленной отрасли — производства современных трубопроводных систем для нужд ЖКХ, все осталось на уровне разрозненных предприятий, едва ли охватывающих 10% общей доли рынка. Теперь же цены на импортную продукцию бьют все рекорды, а спрос на металлопластиковые трубы только растет: в течение трех прошедших лет он уверенно прирастал на 30-50% в год, как раз за счет импортных поставок. Все меньше и меньше строится домов, где используют стальные или чугунные трубы, да и в старом жилом фонде большинство внутренних водных коммуникаций нуждается в замене на прочный и долговечный композитный материал. В ситуации, когда импорт более не решение, наличие собственных мощностей для изготовления труб и комплектующих из металлопласта по значимости приближается к вопросам национальной безопасности страны. Михаил уверен, что перед бизнесменами, занятыми в производстве подобных изделий, равно как и перед строительными компаниями, желающими создать полный цикл производства всех необходимых материалов, открывается прекрасная возможность для быстрого роста. Тем более что в отсутствие банковских кредитов средства на развитие находятся у частных инвесторов и венчурных компаний. Тем, кто опасается неблагоприятной для производителя рыночной конъюнктуры, стоит вспомнить, что дефолт 1998 года имел не только негативные последствия, но и позволил подняться многим российским производителям, в частности представителям пищевой промышленности. У производства металлопластиковых труб есть две привлекательных стороны: относительная дешевизна его организации ("Достаточно не построить в Москве один офисный центр — и можно создать целую отрасль",— шутит Михаил) и, конечно, несомненная востребованность итогового продукта.
Так что, несмотря на длинные праздники и кризис, "Экструзионные машины" не стоят на месте: с первых чисел января здесь трудятся над новыми заказами, продолжается разработка новых биотруб, где вода для пущей чистоты будет дезинфицироваться ионами серебра (не без помощи нанотехнологий), и вообще на повестке дня — деловая и рабочая активность. Поскольку, как считает Михаил — и не только он, к счастью,— паниковать и бездействовать в сложные времена гораздо накладней, чем работать.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?