Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
6 965

Поделиться

Спрос на пищу "духовную"

Религиозные практики, конечно, имеют духовное предназначение. Однако их следствиями зачастую становятся явления экономического характера. К примеру, во время христианского Великого поста в розничных сетях значительно растут продажи замороженных овощей и смесей. Ритейлеры и производители, в свою очередь, предлагают покупателям специальные постные продукты. Помимо того, в многоконфессиональной России существуют и развиваются рынки халяльной и кошерной продукции.

У потребителя пост, у магазина рост

Во время Великого поста растет спрос на постные продукты. "В этот период продажи всех постных продуктов увеличиваются в разы. По окончании поста спрос резко снижается и через некоторое время стабилизируется", - рассказал изданию IFX.RU директор по планированию ассортимента торговой сети "Дикси" Леонид Гутин.

"По опыту прошлых лет можно говорить о возможном росте продаж в денежном выражении порядка 30-40% в таких традиционно "постных" категориях, как замороженные овощи и смеси", - прогнозирует он.

По словам Л.Гутина, доля специфических постных продуктов (таких, как, постный майонез или постные сладости) в постоянном ассортименте "Дикси" составляет 0,5%. На период Великого поста компания расширяет ассортимент постной продукции "в таких группах товаров, как, например, пельмени и вареники с постными начинками, овощные рубленые полуфабрикаты (котлеты, зразы), постные сладости и кондитерские изделия, хлеб, майонез и т.д", - рассказал представитель "Дикси".

Рост спроса на постные продукты во время Великого поста отмечают и в X5 Retail Group (розничные сети "Перекресток, "Пятерочка" и "Карусель"). По словам руководителя отдела PR-проектов X5 Светланы Витковской, для удобства покупателей отдельные магазины могут помечать, что является постным продуктом. При этом "в продукции собственного производства вырастает количество постных салатов", рассказала она.

В ассортименте "Metro Cash&Carry Россия" на постоянной основе представлены традиционные постные продукты, такие как морская капуста, постные майонезы, спреды (маргарины со вкусом масла), рассказала IFX.RU руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям компании Оксана Токарева. Помимо того, по ее словам, в течение Великого поста компания предлагает клиентам ряд других постных продуктов (биточки из брокколи, кабачков, цветной капусты, постные блинчики, винегрет и т.д.). Как отметили в компании, кризис не отразился на продажах данных категорий товаров, их оборот остался на прежнем уровне.

Растущий рынок халяльной продукции

Помимо постных продуктов, предназначенных для нужд христиан, значительную долю на российском рынке занимают халяльные продукты питания, предназначенные для мусульман. Оценить объем рынка халяльной продукции в России непросто, и официальной статистики на этот счет не ведется, рассказал изданию IFX.RU руководитель Центра стандартизации и сертификации "Халяль" Жафар Азизбаев.

Наибольшую долю в объеме потребляемой халяльной продукции занимает куриное мясо. В России производится порядка 50 тыс. тонн такого куриного мяса ежегодно, примерно на этом же уровне находится объем импорта. Основными импортерами халяльных кур выступают такие страны, как Франция и Бразилия, рассказал эксперт.

Однако помимо сертифицированного куриного мяса (около 90%), на рынке существуют и "серые" производители "халяльной" продукции (соответствие которой не только религиозным, но и санитарным стандартам весьма сомнительно).

В целом в России насчитывается около 2 млн потребителей кур, произведенных в соответствии с мусульманской традицией и стандартом "Халяль-ППТ-СМР" Совета муфтиев России. Впрочем, в это число входят не только мусульмане, рассказал Ж.Азизбаев. К примеру, в Башкортостане на местном рынке куриного мяса абсолютным лидером является компания "Турбаслинские бройлеры", которая выпускает исключительно халяль (около 4 тыс. т куриного мяса в месяц). Ее продукция пользуется спросом у всех жителей республики вне зависимости от конфессиональной принадлежности, пояснил глава центра "Халяль".

Крупными производителями халяльной продукции также являются "Приосколье" (Белгородская область), "Майкопская птицефабрика", "Челны-Бройлер" (Татарстан) и подмосковная "Элинар-Бройлер".

Помимо кур, в России производится и халяльная говядина, в целом в месяц выпускается около 1 тыс. тонн такого мяса крупного рогатого скота, рассказал Ж.Азизбаев. Объем импорта сопоставим с объемом внутреннего производства. Помимо того, в стране есть и значительная доля неучтенного потребления халяльного мяса - то, которое сельские жители производят в собственных подсобных хозяйствах.

Крупнейшим российким производителям халяльной говядины является фирма "МОС-ЭТ", выпускающий мясо под брендом "Эколь".

По словам Ж.Азизбаева, именно этот завод является основным поставщиком халяльного мяса в магазины таких сетей, как "Ашан", Metro, "Утконос", "Перекресток".

Оксана Токарева из "Metro Cash&Carry Россия" подтвердила изданию IFX.RU, что халяльная продукция в магазинах сети представлена компанией "МОС-ЭТ", а импортные производители халяля в ассортименте отсутствуют. По ее словам, в магазинах компании реализуются охлажденная говядина и охлажденная баранина, вся продукция упакована в газовый лоток зеленого цвета и вакуумную упаковку. Доля продаж халяльной продукции в ассортименте сети в Москве составляет 15%.

В X5 Retail изданию IFX.RU сообщили, что не ведут отдельной статистики по халяльным продуктам.

Что касается потребления уже переработанного мяса, то самым крупным производителем халяльной колбасы выступает холдинг "Царицыно", рассказал Ж.Азизбаев. При этом, по словам руководителя центра "Халяль", молодежь в большей степени отдает предпочтения фасованному заводскому продукту.

В целом рынок халяльной продукции, по словам собеседника IFX.RU, растет за счет увеличения потребителей до которых прежде был ограничен доступ: отдаленные районы севера, нефтяные промыслы и сопровождающие их города и поселки, населенные, как правило, выходцами с Кавказа, Татарии, Башкирии; традиционные места проживания мусульман в сельских районах Поволжья (Нижний Новгород, Саратов, Самара, Волгоград, Астрахань, Ставрополье, Адыгея и др.).

Кроме того, по словам эксперта, рынок растет вширь: кондитерские изделия, сухое молоко, мука, хлебобулочная продукция, мясо оленей, перепелов, страусов и пр. " Кризис на нашем рынке не сказался", - подчеркнул Ж.Азизбаев. Более того, по его словам, в ближайшие 3-5 лет должно произойти качественное изменение рынка за счет "увеличения числа удачливых мусульман-бизнесменов на этом рынке". Так, бизнесмен Руслан Байсаров в Чечне строит полностью халяльный мясокомбинат, напомнил руководитель центра "Халяль".

В Москве число граждан, следующих мусульманским традициям (а соответственно, потребляющих халяль) эксперт оценил примерно на уровне 100 тыс. человек. Впрочем, общее число потребителей халяльной продукции в столице может быть большим. Поскольку, как часто бывает и в других конфессиях, сегодня следовать традиционным пищевым предписаниям решают даже не слишком религиозные люди.

Кошерная продукция: в основном импорт

И если рынок халяльной продукции достаточно широк и представлен как российскими, так и зарубежными производителями, то иначе обстоят дела с кошерной продукцией.

Оценить рынок кошерных продуктов питания в денежном выражении также не представляется возможным, рассказал IFX.RU руководитель пресс-службы Российского еврейского конгресса Михаил Савин. "Можно установить лишь примерное число потребителей кошерных продуктов питания: 40 - 60 тысяч человек. Из них примерно 10 тысяч - российские евреи, а 30 - 50 тысяч - живущие в России граждане Израиля", - рассказал эксперт.

При этом на российском рынке доминируют иностранные производители. В России, по словам М.Савина, ограниченным объемом выпускают только отдельные виды продуктов (кошерные пельмени, сосиски, сыр, полуфабрикаты и т.д.), но "их качество, за редким исключением, оставляет желать лучшего".

Объем рынка кошерной продукции в России очень небольшой, резюмировал эксперт. Причина и одновременно следствие этого - сильно завышенные цены. Еще одна причина - невысокое качество таких продуктов, т.к. в России не существует давних традиций производства кошерного питания. В результате многие из тех, кто соблюдает кашрут, привозят для себя кошерные продукты из-за границы - из Израиля и стран Западной Европы, где цены значительно ниже, а качество заметно выше.

Впрочем, узость рынка имеет и свои положительные следствия. Так, соблюдающим традиции не приходится сталкиваться с фальсификациями. "Для продажи некошерной еды под видом кошерной нет условий, так как объем рынка небольшой и все производители известны", - подчеркнул собеседник IFX.RU.

Обозреватель Дарья Юрищева
IFX.RU

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами