Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сотовые ритейлеры неплохо провели год
Завершившийся год был довольно успешным для сотовых ритейлеров: предварительные оценки говорят о росте объемов продаж мобильных телефонов вообще и смартфонов в частности. Российские потребители переключились с бюджетных мобильных устройств на более дорогие, и ожидается, что в 2012 году смартфоны составят значительную часть продаж в мобильной рознице. Представители российских розничных сетей «Евросеть», «Связной» и МТС рассказали BFM.ru об итогах минувшего года и дали прогнозы на 2012 год.
«По сравнению с предыдущим годом в 2011 на рынке сотового ритейла произошли серьезные изменения, связанные с перераспределением долей рынка и консолидацией. Для многих игроков это не прошло бесследно. Для «Евросети» этот год был, безусловно, успешным», — рассказал BFM.ru вице-президент по коммерции «Евросети» Виктор Луканин.
По предварительным оценкам «Евросети», в 2011 году объем продаж мобильных устройств на российском рынке составил около 40 млн штук. «В начале года всегда делаются прогнозы либо пессимистичные, либо излишне оптимистичные. Уже в середине года было понятно, что цифра будет компромиссной — порядка 40 млн. И теперь мы видим, что она подтверждается», — сказал Луканин.
С такой оценкой согласен генеральный директор розничной сети МТС Андрей Кленин. «Мы оцениваем рынок продаж мобильных телефонов в России в 2011 году в абсолютном выражении в 40-41 млн штук», — прокомментировал он.
По словам Кленина, в 2011 году российский рынок мобильного ритейла демонстрировал высокие темпы роста и вернулся на докризисный уровень. Снижение стоимости телефонов положительно сказалось на значительном росте продаж в среднем и выше среднего ценовых сегментах.
«В розничной сети МТС продажи смартфонов за год выросли почти в три раза. По итогам четвертого квартала доля смартфонов в общих продажах розницы МТС составит около 25%. Большая доля смартфонов обусловлена совместными акциями с ведущими вендорами, запуском кобрендированных гаджетов с предустановленными сервисами МТС, которые расширяют функции телефона, и выгодными операторскими тарифами на мобильный Интернет», — рассказал Андрей Кленин.
В ГК «Связной» считают, что год был достаточно успешным и для всего рынка сотового ритейла в целом, и для «Связного» в частности. Здесь также отмечают рост объемов продаж смартфонов. «За первые 6 месяцев 2011 года через наши центры мобильной связи было реализовано примерно 750 тысяч смартфонов. Доля «Связного» в продажах Android-смартфонов составила 28%, устройств на Symbian — 29%», — заявила руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова.
Также Ноготкова напомнила, что выручка «Связного» за первое полугодие составила рекордные 29,3 млрд рублей. «По итогам первого полугодия нам удалось обогнать по выручке нашего ближайшего конкурента компанию «Евросеть», — отметила она.
Все три торговые сети отмечают, что в 2011 году значительно повысился интерес потребителей к мобильным устройствам вообще и смартфонам в частности. Россияне стали чаще покупать более дорогие, не бюджетные модели мобильных телефонов. В 2012 году тенденция не изменится — смартфоны продолжат покупать, считают ритейлеры.
«Мы считаем, что переориентация покупателей на смартфоны продолжится еще минимум три года. При этом «вымывается» именно средний ценовой диапазон в сторону более дорогих моделей. Люди готовы заплатить немного больше за более производительные и интересные модели. В дальнейшем эта тенденции сохранится, — прогнозирует Виктор Луканин. — Что касается телефонов нижнего ценового диапазона или «телефонов на сдачу», как мы их называем, то они по-прежнему востребованы и их цена будет снижаться. В первую очередь, поскольку такие аппараты — это один из серьезных ресурсов привлечения новых абонентов для мобильных операторов».
По данным «Евросети», в I квартале 2011 года доля смартфонов на рынке составляла порядка 16% в штучном и 41,7% в денежном отношении, а в IV квартале эти показатели выросли до 21,5% и 53% соответственно. «Мы считаем, что в 2012 году доля смартфонов от всех реализованных мобильных телефонов в штучном отношении составит около 30%», — сказал Луканин.
«Связной» ранее прогнозировал, что к концу 2011 года доля смартфонов в продажах мобильных телефонов в их торговой сети составит 23% в штучном выражении и порядка 50% в денежном. «По нашему мнению, высокий спрос на дорогие модели смартфонов сохранится и в 2012 году. Цифровые технологии не стоят на месте, у пользователей появляется все больше запросов, которым отвечают все современные смартфоны — выход в Интернет, интегрированность с социальными сетями, удобный и привлекательный интерфейс, возможность пользоваться разнообразными интернет-приложениями, камеры высокого качества. Кроме того, спрос будет увеличиваться и за счет роста сегмента недорогих смартфонов», — прогнозирует Елена Ноготкова.
В свою очередь, в розничной сети МТС ожидают, что к концу 2012 года смартфоны могут занять до 30% российского рынка мобильных телефонов. «Темпы роста продаж будут зависеть от усилий вендоров по разработке новых моделей и от предложений операторов на мобильный Интернет и дополнительные сервисы», — уточнил Андрей Кленин.
Что касается планшетов, то, по словам Виктора Луканина, заметно растет их доля в категории «мобильные компьютеры»: только за IV квартал 2011 года она увеличилась с 9% до 15%. «По нашим прогнозам, в штучном выражении в 2012 году планшеты могут занять до 20% рынка, — заявил вице-президент по коммерции «Евросети». — Но говорить о том, что планшеты вытеснят ноутбуки, пока рано. Планшеты очень удобные устройства, но они уступают ноутбукам по мощности, они менее пригодны для решения определенных рабочих задач. Кроме того, им требуется большое количество дополнительных аксессуаров для комфортной работы пользователя. Еще одна причина — небольшой выбор планшетов, которые сегодня представлены в России».
Кто выйдет в лидеры
В настоящее время в рознице «Евросети» по продажам лидируют смартфоны на базе мобильной операционной системы Android. В 2012 году, по прогнозу Виктора Луканина, Android сохранит первое место в российских продажах.
«В дальнейшем система будет упрощаться для пользователей, получит новые возможности и это сделает ее еще более популярной. И если на конец 2011 года Android занимает на российском рынке смартфонов около 43% в штучном отношении, то в 2012 году получит порядка 50%. Bada и iOS также увеличат свои доли на рынке, но в пределах 2-3 процентных пунктов. Их рост будет сопровождаться падением доли продаж аппаратов на Symbian», — прогнозирует Луканин.
Что же касается недавно стартовавшей ОС Windows Phone, то ее перспективы пока представляются Луканину туманными. «Windows Phone была представлена очень громко. Но после старта, к сожалению, не произошло того всплеска продаж и интереса со стороны покупателей, которого все ожидали. Это интересная система, и лично мне она очень симпатична. Но ее интерфейс слишком сильно отличается от того, к чему привыкли пользователи смартфонов. Кроме того, количество аппаратов на этой операционной системе пока еще крайне незначительно, поэтому делать выводы о размере доли рынка, которую эта система могла бы занять, еще рано», — считает представитель «Евросети».
Опыт «Связного» говорит об обратном, рассказала Елена Ноготкова. «В 2012 году доля Windows Phone несомненно будет расти, — считает она. — Мы ожидаем начала конкурентной борьбы между ОС Windows Phone и Android. Как показал наш опыт — недавно мы представили покупателям смартфоны HTC Mozart и Nokia Lumia, — смартфоны на базе мобильной Windows востребованы».
Генеральный директор розничной сети МТС, в свою очередь, прогнозирует, что доля этой операционной системы на рынке смартфонов будет расти, Windows Phone начнет постепенно вытеснять ОС Symbian и предыдущие версии Windows Mobile. До конца года ее доля может составить уже около 10%. www.bfm.ruИнтервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?