Декоративное изображение
5 591

Поделиться

Смирительная рубашка для ритейлера. Чиновники готовят радикальную реформу сетевой розницы

Александр Войтюк, Мира Агаева журнал Sales Business

В июле Минэкономразвития должен представить в Правительство РФ концепцию закона «О розничной торговле». И хотя проект пока не завершен и многие его положения еще не ясны, у сетевых ритейлеров есть все основания бить тревогу. велика вероятность, что вместе с упразднением практики «входного билета» новый закон повернет вспять процесс консолидации рынка, который сейчас как раз набирает обороты.

О законе, который определил бы правила игры для производителей, поставщиков и ритейлеров на рынке розничной торговли, всерьез заговорили осенью прошлого Ведущие ритейлеры X5 Group и «Магнит» занимают менее 3% рынка продовольственной розницыгода. В сентябре Правительство РФ дало поручение Министерству экономического развития и торговли (Минэкономразвития) к 2007 году разработать отраслевой закон. Но отведенные сроки оказались нереальными, и дату представления проекта в правительство перенесли на лето. Необходимость принятия такого документа признают все участники рынка. Другое дело, что попытка разработчиков раз и навсегда решить проблему доступа отечественных производителей к полкам федеральных сетей может иметь далеко идущие последствия. Если озвученные Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) меры по борьбе с «произволом» розницы будут оформлены законодательно, под раздачу попадут не только продуктовые ритейлеры, но и сети бытовой техники и электроники, продавцы сотовых телефонов, парфюмерии и косметики.

Разбор полетов

К урегулированию отношений между поставщиками исетями вслед за правительством и Минэкономразвития подключилась Федеральная антимонопольная служба. В октябре 2006 года глава ФАС Игорь Артемьев предложил снизить планку границ доминирования ритейлеров на региональных рынках с 35 до 5–10%. По его словам, обеспокоенность антимонопольного ведомства вызвана заявлениями от ряда сельхозпроизводителей, фактически обвиняющих сети в картельном сговоре. Поставщики жаловались, что их обязывают платить «огромные суммы» за место на полке.

Вероятность того, что предложение Артемьева войдет в закон «О розничной торговле», довольно высока. ФАС в этом вопросе поддерживает Минэкономразвития. Новая граница доминирования позволит квалифицировать ценовую политику и практику «входных бонусов» крупных ритейлеров как злоупотребление, за которым последует серьезное ограничение в действиях.

В антимонопольной службе обоснованность столь существенного снижения планки доминирования объясняют спецификой российского рынка: дефицит торговых мест, по словам представителей ФАС , позволяет сети диктовать свои условия и многократно увеличивает ее силу, независимо от доли рынка, которую она занимает. В свою очередь федеральные продавцы категорически не согласны спредложением ФАС. В частности, в X5 Retail Group уверены, что продуктовые розничные сети не могут занимать положение, достаточное для того, чтобы ставить кому-то условия и оказывать давление, поскольку доля любой из них не превышает 2%. При этом X5 активно сотрудничает с ФАС. В частности, в декабре прошлого года главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис предложил федеральному агентству изучить систему отбора продукции в магазинах группы и убедиться, что обвинения в монополизме необоснованны.

«Идея снизить границу доминирования для продуктовых ритейлеров с 35 до 5–10% — мера по сути своей антирыночная, — поясняет директор по коммуникациям X5 Retail Group Геннадий Фролов. — Эту инициативу еще как-то можно объяснить, если бы она была направлена против прихода на российский рынок крупных международных игроков. Но каким образом ограничение сети на региональных рынках долей в 5–10% поможет отечественным сельхозпроизводителям? Они и так имеют массу возможностей реализовывать свою продукцию, в частности, в различного рода несетевых магазинах и на открытых рынках». По мнению Фролова, от снижения планки доминирования может произойти достаточно серьезное замедление динамики роста отечественного рынка ритейла.

Уступки не помогут

С декабря 2006-го по февраль 2007 года ФАС провела проверку ряда торговых сетей в Санкт-Петербурге («Пятерочка», «О’Кей», «Лента»). Город был выбран не случайно — доля сетевой торговли в нем превышает 50%. Результаты, видимо, подтвердили опасения ФАС, но прессе антимонопольная служба дипломатично заявила, что руководству сетей предложено «уточнить практику договорных отношений с поставщиками», в том числе исключив из контрактов положения, которые могут привести к ограничению конкуренции. По окончании проверки ФАС создала экспертный совет по вопросам развития конкуренции в розничной торговле. Войти в него пригласили как руководство крупных сетевых ритейлеров, так и представителей отраслевых ассоциаций.

Первое заседание совета состоялось в марте этого года. От ритейла присутствовали представители группы Х5, «Метро», «Ленты», «О’Кей», «Снежной Королевы» и пр.

Точка кипения

В отличие от российского рынка, где доля сетевой торговли составляет 25%, британские независимые магазины поставлены на грань выживания. В Англии лидер рынка — группа Tesco — занимает более 30% национального рынка бакалейной розничной торговли. А на ведущую четверку (Tesco, Asda, Sainsbury’s и Morrisons) приходится около 75% всего рынка. Оставшиеся 25% делят более мелкие сети и многочисленные несетевые магазины.

 ноябре 2005 года чаша терпения независимых торговцев переполнилась. 1200 владельцев подали коллектив ный иск против Office of Fair Trading (OFT) — государственного органа, регулирующего рынок розничной торговли.

нтересы независимых ритейлеров отстаивала Association of Convenience Stores (ACS), которая объединяет несетевую розницу. Ассоциация обвинила антимонопольное ведомство в том, что оно не пытается предотвратить захват рынка крупными компаниями, в первую очередь группой Tesco. Несколькими месяцами ранее OFT официально заявила, что действия Tesco не нарушают антимонопольное законодательство, и не стала обращаться в Европейскую антимонопольную комиссию, как того требовала ACS. В конечном счете OFT уступила требованиям возмущенных торговцев и весной прошлого года начала исследование рынка на предмет конкуренции.

Заместитель руководителя ФАС, председатель экспертного совета Андрей Кашеваров на заседании сообщил, что специалисты выявили 27 условий, которые, по их мнению, мешают развитию конкуренции среди поставщиков. В их числе плата за так называемый входной билет, требования предоставлять ритейлерам отпускные цены, позволяющие увеличить наценку до 20% и при этом продавать товар не дороже средней розничной цены, 45-дневная отсрочка платежа за реализованную продукцию и др.

В свою очередь начальник управления по контролю за размещением госзаказа ФАС Михаил Евраев пообещал Доля крупных специализированных сетей на непродовольственных рынках значительно вышерассмотреть вопрос об ограничении «допуска к выделению» земельных участков сетям, занимающим более 20% локального рынка.

Присутствовавшая на заседании экспертного совета генеральный директор Российского птицеводческого союза Галина Бобылева полностью разделяет позицию ФАС. По ее словам, производителям, входящим в Росптицесоюз, приходилось сталкиваться практически со всеми перечисленными ФАС условиями. «Рынок мяса птицы перенасыщен, и этим пользуются как сети, так и посредники, — рассказывает Галина. — Каждый производитель стремится как можно быстрее сбыть свою продукцию и соглашается с требованиями сетей. Для того чтобы попасть в сеть, производителю нередко приходится платить 10 тыс. долларов». По словам главы Росптицесоюза, торговая наценка в ряде случаев достигает 30–40%. А в период снижения спроса либо временного перенасыщения рынка — и до 50%.

На заседании ритейлеры заявили, что готовы изъять из договоров с поставщиками такие понятия, как «бонус за вход в сети», «гарантия маржинальной доходности», «сборы за открытие новых магазинов» или перевод товара в магазин другого формата. Но, видимо, время компромиссных решений уже прошло — ФАС и Минэкономразвития не собираются отказываться от своих намерений.

Попали под раздачу

Опасность предлагаемых ФАС мер заключается в том, что долю сети планируют определять по региональному принципу. Но географические границы могут значительно варьироваться, что станет серьезным соблазном для местных властей, которые зачастую выступают на стороне локальных торговых компаний. Кроме того, на сегодняшний день нет четко очерченных пределов между сегментами рынка. А это еще один повод для злоупотреблений и создания искусственных барьеров на пути развития федеральных сетей. Например, ведущие ритейлеры X5 Group и «Магнит» занимают менее 3% рынка продовольственной розницы (см. рис. 1). Но если границу доминирования будут определять по рынкам отдельных областей или городов, их доля окажется существенно выше. Опасность переступить черту доминирования грозит не только федеральной рознице. Например, в Татарии, по экспертным оценкам, более 30% рынка принадлежит компании «Эдельвейс», в новосибирском регионе около 20% занимает «Холидей классик».

Доля «Снежной Королевы» на московском рынке верхней одежды из кожи и меха — 40%, на российском — 15%. Если же определять ее долю в границах рынка одежды и аксессуаров, то руководству «Снежной Королевы» не стоит и беспокоиться о санкциях со стороны ФАС.

При этом, поскольку закон «О розничной торговле» планируется как общеотраслевой, под действие его ограничений попадут не только продуктовые сети. А на других рынках доля крупных специализированных сетей значительно выше (см. рис. 3). В отраслевых сообществах, однако, пока не видят причины для беспокойства. Так, в Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовойи компьютерной техники (РАТЭК) предлагают сначала дождаться самого законопроекта. «Еще никто не видел его текста, — говорит директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов. — Как только мы ознакомимся с ним, определим свою позицию и решим, стоит ли предпринимать какие-либо действия. Главное, чтобы закон не строил дополнительных административных барьеров на пути развития добросовестных участников рынка».

А вот в группе компаний «Связной» уже определи лись со своей позицией. «Мы считаем, что данные инициативы выходят за рамки понятия «рыночные отношения» или «рыночный механизм», — отмечает руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной» Елена Ноготкова. — Подобный контроль за развитием отдельных компаний может иметь негативные последствия. К тому же, как и кто будет контролировать долю рынка? Не создастся ли здесь поводов для развития коррупции? У российских предпринимателей возникнет огромное количество вопросов и возражений по поводу этого законопроекта». По словам Елены Ноготковой, на данный момент у ГК Связной нет доли рынка в 35% в каком-либо регионе. Однако в Москве, Перми, Уфе, Казани этот показатель сети достигает 20%.

Планов громадье

Самое существенное ограничение законопроекта — это предложенный ФАС запрет сетям, получившим 35% локального рынка, открывать вэтом регионе новые магазины и проводить сделки M&A. Эта мера может заставить ритейлеров пересмотреть программу развития в регионах, а также серьезно деформирует рынок, прервав процесс консолидации.

По мнению экспертов, в течение ближайших двух лет ключевой тенденцией на рынке продуктовой розницы как раз должно стать объединение за счет покупки федералами небольших региональных игроков.

«Практически все крупнейшие сети в России ставят перед собой задачу увеличения регионального присутствия, поскольку столичный рынок достаточно насыщен, — рассказывает аналитик ИК «ФИНАМ» Сергей Фильченков. — При этом компании экспериментируют, выводя новые форматы, ориентируются на экспансию в регионы и открытие магазинов в городах с населением свыше 100 тыс. человек».

Так, «Магнит» в прошлом году открыл 393 (!) магазина, расширившись до 1893 розничных точек. При этом торговые площади увеличились на 36,7%. «В краткосрочной перспективе они планируют запустить около 14 гипермаркетов, ориентируясь на города с населением от 80 до 500 тыс. человек, — говорит Сергей Фильченков. — Основные направления регионального развития: Центральный, Южный, Приволжский регионы, а также перспективные Северо-Западный и Уральский федеральные округа (однако они занимают пока незначительную долю в структуре регионального портфеля компании)».

У лидера розничного рынка, группы Х5, по оценке ИК «Финам», в настоящее время большая доля продаж приходится на Московский (55%) и Северо-Западный (33%) регионы. Но руководство ставит перед собой задачу развития сегмента супермаркетов в европейской части России, дискаунтеров в Московском регионе, а также Самаре и Нижнем Новгороде.

О том, как быстро сети могут на отдельных рынках преодолеть рубеж в 35%, свидетельствует опыт «Техносилы». В марте этого года компания открыла в Горно-Алтайске гипермаркет площадью 2000 кв. м и сразу же заняла 40% городского рынка. «На 2007 год у нас запланировано активное развитие в Сибири, — рассказывает директор по связям с общественностью компании Надежда Синюк. — Благодаря тому, что «Техносила» — якорный и трафикообразующий оператор для торговых центров, девелоперы рассматривают нашу сеть в качестве одной из основных в своих тендерах. На сегодняшний день только в Сибири мы имеем уже восемь подписанных договоров по новым объектам, открытие которых состоится до конца этого года». В то же время доля сети «Техносила» на национальном рынке бытовой техники и электроники — 8%.

 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами