Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Смешные деньги: бизнес на первоапрельских приколах
Последняя необходимость
«Наша продукция — это товары не первой и не второй, а самой последней необходимости», — признается генеральный директор «Фабрики приколов»(OOO «Prikolizm») Сергей Добротворский. Несмотря на это, компания в 2013 году заработала почти 17 млн руб. Предприятие находится в Нижнем Новгороде и занимается производством и оптовой продажей необычных сувениров. В каталоге завода-магазина больше тысячи товаров: от резиновых фекалий и сороконожек до электрошокеров и жвачки, которая взрывается во рту. Есть даже раздел «интим», где почти каждый товар — это фаллический символ. «Фабрика приколов» сотрудничает с розничными магазинами: продает им товар по оптовым ценам или устраивает бартерный обмен. География партнерских связей фабрики — от Сахалина до Калининграда и от Мурманска до Сочи. Средний чек одного оптового заказа держится на отметке 30 тыс. руб. Обычная наценка розничных магазинов составляет не меньше 100% от цены производителя. Рядовой покупатель тоже может приобрести что-то из ассортимента «Фабрики», выбрав товар на сайте. Заказать можно и один сувенир, главное, чтобы сумма покупки была не меньше 3 тыс. руб. Но найти такой товар в каталоге практически невозможно: средняя цена сувенира — не больше 70 руб.Чиновник с юмором
Сергей Добротворский получил экономическое образование и должен был стать государственным служащим. Но в кресле чиновника ему посидеть так и не удалось: Сергей решил заняться бизнесом и в 2002 году открыл розничный магазин необычных товаров. Работа была организована по традиционной схеме: сувениры закупались у оптовых продавцов и реализовывались по розничной цене. Через несколько лет душа бизнесмена затосковала по творчеству. «Я начал мастерить что-то просто ради забавы, но потом понял, что эти вещицы можно успешно продавать», — рассказывает он. Чтобы не рисковать крупными вложениями, сперва решили потренироваться на «котиках». Предприниматель подключил к кустарной мастерской еще нескольких сотрудников магазина. Недостатка в идеях не было, товары собственного производства расходились в магазине на ура.
Первую оптовую партию «Фабрика приколов» выпустила в 2007 году. «Из инструментов у нас было несколько ручных приборов и один станок школьного уровня. Вся мастерская занимала 30 кв. м», — вспоминает Добротворский. Сейчас сувениры изготавливают 20 рабочих, которые трудятся в двух цехах — столярном и производственном. Инструменты тоже вышли на новый уровень: в мастерских появились станки по лазерной резке и гравировке.
Выручка за первый год производства составила 600 тыс. руб. Понимая, что на первых порах большой прибыли от фабрики ждать не приходится, предприниматель поддерживал производство за счет доходов розничного магазина. К 2008 году выручка увеличилась уже до 4,5 млн руб., а в 2013-м составила 16,8 млн руб. В системе СПАРК-Интерфакс информации о финансовых показателях компании нет. «Собственное производство — более хлопотное и рискованное занятие, чем торговля. Но затраты на фабрику меньше, чем на розничный магазин, а доходы с нее — выше. Торговую точку мы сохранили, но она существует, по большей части, для упрощения налоговой схемы», — рассказывает бизнесмен.
Страх китайцев
«Фабрика приколов» реализует товары не только собственного производства, но и сотрудничает с другими оптовыми игроками. Соотношение оригинальной и покупной продукции на складах примерно 50 на 50. По словам Добротворского, такая модель подходит только для обмена с отечественными заводами: возить оптовые партии из Европы дорого, а с китайскими производителями прямых контактов нижегородец еще не наладил. «Китайские сувениры в каталоге, конечно, есть, но попадают они к нам через отечественных партнеров. Цены у китайцев самые выгодные, и к 2015 году я планирую заключить с ними договор прямого сотрудничества», — говорит бизнесмен.
Но конкуренции с китайскими производителями бизнесмен не боится. Розничные магазины почувствуют выгоду от сотрудничества с ними только при закупках сотен тысяч товаров. На рынке сувениров эта схема не работает: такая партия будет лежать на прилавках не меньше трех лет. За это время ассортимент обновится, и магазин неизбежно потерпит убытки. «К тому же китаец никогда не поймет российского юмора. Поговорки, крылатые фразы, анекдоты — это же непереводимая игра слов. Они могут слепо копировать какие-то идеи, часто допуская ляпы в надписях, но ничего оригинального придумать не смогут», — считает Добротворский.
По его словам, в России рынок приколов развит слабо. Компаний, занимающихся производством таких сувениров, в стране всего четыре: в Нижнем Новгороде, Омске, Белгороде и Таганроге. ООО «Сибирская экспериментальная фабрика сувениров» видит в нижегородской компании не совсем добросовестного конкурента. «Эту компанию мы знаем, но не с лучшей стороны: многие идеи просто слизаны с нашего сайта», — заявляет представитель омской фабрики. Добротворский этого не отрицает и такие методы считает вполне приемлемыми.
«В Петербурге и Москве есть только частные студии, которые выпускают штучные товары. Да и вообще превращать производство приколов в масштабный бизнес довольно сложно. Растить свою компанию дальше, чтобы выпускать миллионные партии товара, который будет лежать на складах годами, я не вижу смысла», — говорит директор нижегородской «Фабрики приколов». Практика ритейла необычных сувениров в России развита намного лучше.
Страна без дураков
К 1 апреля на «Фабрике приколов» скачка продаж не ждут. Во-первых, розничные магазины закупают товар за несколько недель до официального праздника. Во-вторых, по мнению Сергея, розыгрыши на День дурака большой популярностью в России не пользуются. «Самое горячее время для нашего производства — период с конца декабря по начало марта — на эти месяцы приходятся Новый год, 14 и 23 февраля, 8 Марта», — объясняет Сергей. Несмотря на небольшой спрос, фабрика не отказывается от классики жанра розыгрышей: «подушки-пердушки», ручки, бьющие током, и «успокоительные» бейсбольные биты с годами становятся только популярнее.
Один из конкурентов нижегородской «Фабрики приколов», ООО «Приколись», тоже занимается производством и оптовой продажей необычных сувениров, но ориентируется еще и на рынок Украины. Заводы расположены в Белгороде и Харькове. «В России объемы продаж больше, но это связано с численностью населения: все-таки 145 млн против 45 млн. Но украинцы раскупают товар активнее. Когда терять уже нечего, остается только смеяться», — говорит генеральный директор «Приколись» Илья Ширяев.
Основными конкурентами он считает именно российских производителей: китайские товары, по словам Ширяева, ужасного качества и изготовлены из токсичных материалов. Средний чек оптовых продаж сопоставим с нижегородской фабрикой: сумма одного заказа колеблется от 30 тыс. до 50 тыс. руб. День смеха на этот показатель никак не повлияет, утверждает предприниматель: россияне 1 апреля не празднуют. «Подарочный бум обычно наступает в канун 14 февраля, и это не радует. В России каких-то Валентинов любят больше, чем традиционный для страны День дурака», — считает Ширяев.
Агентства, организующие первоапрельские розыгрыши, с производителями сувениров сотрудничают редко. «Мы полностью подчинены заказчику, весь реквизит зависит от сценария. Для традиционных розыгрышей-поздравлений нужны банальный цветной картон, ножницы, цветы и конфеты», — рассказывает представитель агентства «Простые радости».
«У производителей подобных сувениров мы закупаем только маски. Сегмент VIP-розыгрышей в дуделках, пищалках и электрошокерах не нуждается», — говорит учредитель ООО «Дежа Вю» Барсам Гарибян. По словам директора агентства, россияне за последние два-три года проявляют все больше интереса к первоапрельским шуткам. «Самым массовым и впечатляющим розыгрышем на 1 апреля был проект под кодовым названием «Сценарий ее жизни». Вместе с заказчиком мы поехали к родственникам его супруги, расспросили о ее детстве и из ключевых жизненных моментов составили небольшую пьесу. Вечером 1 апреля наши герои пришли в театр, девушка ожидала увидеть обычную постановку о судьбе успешной американки. Но по мере того как разворачивались события, видела все больше параллелей с собственной историей. В финале, когда напряжение достигло апогея, вся массовка в зале уже дружно аплодировала шокированной героине», — рассказывает Гарибян.
Валерия Житкова, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?