Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 720
Поделиться
Слово с возу
Президент компании Sminex Алексей Тулупов недавно попал в заложники. Нет, его не захватили террористы. Предприниматель сам связал себя по рукам и ногам, дав заведомо невыполнимое обещание.
Долгое время Алексей был совладельцем и руководителем небезызвестной компании "Росбилдинг" — ее считали одним из главных московских рейдеров. Впрочем, сам Тулупов утверждает, что компания не вела противоправной деятельности. Зимой 2007 года акционеры закрыли "Росбилдинг", разделив между собой активы. Доставшиеся ему деньги Алексей решил инвестировать в бизнесы, не связанные со слияниями и поглощениями. Для управления инвестициями он создал компанию Sminex.
Новорожденная компания нуждалась в менеджерах, особенно в грамотном руководителе отдела кадров, который вел бы учет сотрудников и рассчитывал зарплаты. Алексей предложил эту должность экс-сотруднице "Росбилдинга". Менеджер согласилась принять предложение с одним условием: она не должна находиться в непосредственном подчинении HR-директора (отвечает за подбор и мотивацию персонала). Немногим ранее Тулупов взял на эту должность другую экс-сотрудницу "Росбилдинга", отношения с которой у кандидатки были натянутыми.
Тулупов дал женщине слово, что отдел кадров не будет входить в структуру HR-департамента, а она сама станет подчиняться лично президенту компании. "Мне было неудобно сковывать себя обещанием, но тогда я думал, что в Sminex отдел кадров может существовать как самостоятельная единица",— говорит Тулупов. Однако вскоре он понял, что просчитался.
Поспешные слова
Дав обещание, Тулупов поступил опрометчиво. В тот момент он еще не определился, как конкретно станет развивать бизнес, поэтому не мог знать, какой будет оргструктура компании, выдержит ли она самостоятельный отдел кадров.
Предприниматель долго думал, что лучше — построить один крупный бизнес или некоторое количество относительно небольших. В итоге выбрал второй вариант. "Мы с менеджерами решили, что нужно поэкспериментировать и найти несколько подходящих для компании ниш",— говорит он. В течение 2007 года Sminex запустила сеть одежных гипермаркетов "Модный сезон" и сеть товаров для семейного досуга "Леонардо". Не доведенных до реализации стартапов было намного больше.
Однако с увеличением числа бизнесов начало расти и количество менеджеров в непосредственном подчинении у самого Тулупова. Внимание же, которое он уделял каждому из них, сокращалось. Это его категорически не устраивало: "Когда ты тратишь на постановку задач мало времени, менеджеры становятся бесхозными, а бизнес теряет управляемость".
Алексей стал укрупнять структуру компании, уменьшая количество "сервисных" подразделений (HR, финансы, административно-хозяйственная служба и т. п.). Жертвой укрупнения должен был стать и отдел кадров Sminex — его определенно нужно было лишать незаслуженно высокого статуса. Правда, переподчинить кадровиков можно было только HR-директору. Но для этого Тулупову пришлось бы переступить через свое обещание.
На крючке
Позволить себе держать слово Тулупов уже не мог. Он считал, что если начальник отдела кадров сохранит свое положение, это негативно отразится на бизнесе. "Я много занимался покупкой неэффективных компаний и знаю, почему они становятся такими,— говорит Тулупов.— Маленькие привилегии менеджеров, накап-ливаясь, достигают критического уровня. Если директор позволяет держать на предприятии сауну, значит, "клиент готов" — можно покупать компанию". Выполнив обещание, данное кадровику, Тулупов сделал бы первый шаг к превращению Sminex в подобие "сауны".
Однако менеджер не мог нарушить и свое слово. Несмотря на то что о "Росбилдинге", который Тулупов некогда возглавлял, говорили как о рейдерской компании, Алексей считает себя честным человеком "Мы суть то, что мы делаем,— говорит предприниматель.— Однажды позволив себе нарушить слово, сделаешь это и во второй раз. Постепенно можно превратиться в другую личность с совершенно иными принципами. Позволишь себе продавцу руку сломать, запереть экспедитора в квартире или убить должника". Не хотел он и заработать репутацию бизнесмена, не выполняющего обещаний. "Я подумал, вот скажу людям: "Будете работать хорошо, получите вознаграждение",— говорит Алексей.— Но в ответ услышу: "Ты человека по мелочи обманул, а когда бонус в миллион долларов делить будем, еще сильнее захочешь кинуть"".
Но обещание, которое нельзя выполнить и нельзя нарушить, можно выкупить обратно.
Обещание на откуп
Тулупов решил обсудить свою проблему с руководителем отдела кадров. Он понимал, что разговор будет тяжелым, поэтому долго готовился — мысленно подбирал слова, даже выписал тезисы на бумажку.
Способов сохранить лицо было два. Во-первых, предложить менеджеру все-таки перейти на работу в HR-департамент. Если бы женщина приняла предложение, то данное Тулуповым обещание стало бы недействительным. Второй путь — предложить ей уволиться по соглашению сторон с выплатой большой компенсации. В этом случае негласный договор тоже считался бы аннулированным. Но если начальник отдела кадров отвергла бы оба варианта, дело бы зашло в тупик.
К счастью для Тулупова, дама приняла второй вариант, согласившись уволиться с повышенной компенсацией. Бизнесмену удалось взять слово обратно, пусть и ценой денежных потерь.
Алексей не хочет повторять этот опыт, однако признает, что кое-чему он его научил. "Я понял, что нельзя брать на себя лишние обязательства,— говорит он.— Ведь я не могу предвосхитить будущее".
Дмитрий Лисицин
Интервью
Сеть винотек и оптовый поставщик вин отмечает рост продаж и расширяет географию поставок.