Декоративное изображение
7 434

Поделиться

Сколько стоят ценные кадры

Журнал «Новости Торговли» Наталия Кузнецова

С ростом розничной торговли растет и потребность в квалифицированных кадрах, которые могли бы эффективно развивать этот бизнес, и, соответственно, вместе с этим увеличивается оплата труда ценного для компании персонала. Кто же сколько стоит сегодня на рынке персонала в ретейле?

Заработные платы в розничных сетях выросли у персонала всех уровней. Об этом, в частности, свидетельствуют данные исследования «Рынок труда в сфере розничных сетей», проведенного «Агентством Контакт» в 2006 году в Москве. Это, в свою очередь, является прямым отражением бурного развития ретейла и потребности отрасли в квалифицированных кадрах. «По нашим данным, средние темпы роста в розничной торговле, одном из самых активно растущих сегментов российского рынка, составляют около 50% в год. В настоящий момент центры этого роста имеют тенденцию к смещению из Москвы и Санкт-Петербурга в региональные центры, где сейчас открывается большинство сетевых магазинов», — рассказывает руководитель направления по работе с предприятиями розничной торговли кадрового холдинга «АНКОР» Анастасия Свешникова. И если с нехваткой линейного персонала и ростом оплаты труда этой категории сотрудников ситуация практически не меняется (персонал всегда в дефиците, зарплаты на этих позициях постоянно растут, и каждые 500 руб. могут послужить стимулом для перехода работников низшего звена в другую компанию), то с менеджерами первого и второго звена дела обстоят несколько иначе. Специалисты отмечают, что спрос на менеджеров первого и второго звена существенно вырос – оказалось, что их тоже катастрофически не хватает. «В ретейле сейчас огромный спрос на менеджеров по букингу, байеров, менеджеров по ведению ключевой розницы», – говорит старший партнер консалтинговой группы «ИМИКОР» Нина Карелина.

В связи с дефицитом кадров зарплаты растут очень быстро – неоправданно быстро, по мнению специалистов. «Достаточная молодость российского розничного рынка в сочетании с высокими темпами роста ведет к нехватке профессионалов, и эта ситуация обуславливает тот факт, что компании зачастую готовы платить зарплату, превышающую «реальную» стоимость менеджеров», – считает партнер, руководитель департамента «Рекрутмент для розничных сетей» «Агентства Контакт» Марина Тарнопольская.

Топы по зарплатам. Специалисты считают, что спрос на менеджеров взмыл до небес. Причина – необходимость эффективного развития бизнеса. Что касается топ-менеджеров в ретейле, то, по мнению Нины Карелиной, к самым дефицитным (по количеству спроса на них или по качеству работы, что в принципе взаимосвязано) позициям в ретейле можно отнести сферы коммерции и маркетинга – коммерческие директоры и директоры по маркетингу. Каких топ-менеджеров хотят владельцы бизнеса? «Главное требование, которое выставляют заказчики, – это результат. Для них не имеют особого значения бывшие проекты соискателя – конечно, опыт важен, но самое главное – важен результат: чего он добился, какой процент рентабельности, какая эффективность, насколько он снизил себестоимость, за счет чего, при помощи каких технологий, насколько грамотно сформировал команду», — рассказывает Нина Карелина. То есть, говоря о функционале, к примеру, директор по маркетингу в ретейловой продуктовой сети – это второе лицо в компании после генерального директора. «Директор по маркетингу не имеет существенных отличий в должностном функционале в зависимости от отрасли, в которой работает, но в ретейле у директора по маркетингу находятся в подчинении байеры, категорийные менеджеры – в зависимости от этого функционал будет меняться», – считает эксперт. Поэтому директор по маркетингу должен заниматься постоянным мониторингом рынка, конкурентов, продвижением торговой марки, отлично разбираться в ценообразовании и участвовать в снижении себестоимости за счет маркетинговых акций. «Если маркетологи говорят о потребностях, тенденциях рынках, то коммерческие директора – о том, у кого они закупают те или иные продукты, кто будет их поставщиками, на каких условиях, в какие сроки, – отмечает Нина Карелина. – Основная задача коммерческого директора – организация службы продаж, байеров, грамотная коммуникация между клиентами, поставщиками и сетью». Поэтому, если говорить о коммерческом директоре сети магазинов, то он должен понимать всю ситуацию: в каком районе, городе какой товар лучше продается, какая категория товара туда должна поставляться и по какой цене. При выходе на рынок нового продукта, появлении новых конкурентов именно коммерческий директор отвечает за то, чтобы не понизился рейтинг и не упали доходы компании.

Стоимость кандидатов – если говорить об уровне совокупного дохода – колеблется, по данным «ИМИКОР», от $15 до $20 тыс. в месяц – у генеральных директоров розничной продуктовой сети. По данным «Агентства Контакт», занимающие эти должности могут получать от $7 до $25 тыс. Стоимость кандидатов на позицию коммерческий директор несколько разнится — от $5 до $10 тыс. (по данным «ИМИКОР») или от $4 до $12 тыс. (по данным «Агентства Контакт»). Директор отдельно стоящего магазина может зарабатывать в месяц, по данным «ИМИКОР», от $3 до $4 тыс., если это отдельное юридическое лицо. Если это директор магазина в сети или куста магазинов в сети – от $3 до $5 тыс. Результаты исследования «Агентства Контакт» показали, что зарплата директора гипермаркета составляет от $3,5 до $6 тыс., директора супермаркета – от $2 до $4 тыс., директора отдельно взятого магазина или бутика – от $1,2 до $4,5 тыс. По данным кадрового холдинга «АНКОР», директор магазина в Москве получает от 40 до 120 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – от 25 до 80 тыс. руб., в Екатеринбурге – от 25 до 60 тыс. руб. «Д иректор по маркетингу в рознице, имеющий опыт работы в этой сфере более трех лет, меньше $3 тыс. не получает. А директор по маркетингу в рознице с широким бэкграундом получает немногим меньше генерального – от $12 до $15 тыс., так как директор по маркетингу – это одна из ключевых фигур в компании, непосредственно связанная с развитием компании и бренда компании на рынке», – рассказывает Нина Карелина. Специалисты «Агентства Контакт» приводят следующую статистику: директор по маркетингу может получать от $4 до $12 тыс.

«В целом, по многим позициям наблюдается существенный разброс в заработных платах. Так, управляющему розничной сетью могут платить и $5 тыс., и $15 тыс., в зависимости от многих факторов. В частности, чем больше сеть, тем больше заработная плата. Такая пропорция вполне очевидна, ведь большее число магазинов означает большую ответственность и объем работы. Генеральные директоры гипермаркетов получают больше, чем управляющие небольших розничных сетей. Количество персонала, рабочие площади и оборот в гипермаркете во много раз превышают аналогичные показатели некоторых сетей, так что и заработная плата выше. Эта тенденция прослеживается и в отношении директоров по персоналу, директоров по маркетингу и рекламе, главных бухгалтеров и других специалистов», – отмечает Марина Тарнопольская. «Если рассматривать российские и западные розничные компании с позиций кандидата, то можно отметить, что в среднем уровень совокупного дохода у сотрудников на менеджерских позициях выше в отечественных сетях. Однако западные компании обеспечивают больший набор опций в социальном пакете», – говорит Анастасия Свешникова.

Кто же такие топы по зарплатам? «В нашей практике мы считаем, что топ начинается где-то с $85 тыс. годового дохода. При этом верхняя планка легко переходит сумму в $1 млн, включая опционы», – говорит Нина Карелина. Оплата зависит от отрасли. И ретейл входит в ведущую пятерку отраслей наряду с нефтью и газом, инвестиционной сферой, девелопментом и энергетикой, в которой заработки топ-менеджеров находятся в интервале $15-35 тыс. в месяц (данные «ИМИКОР»).

«Что касается роста заработных плат по Москве за 2007 год на топ-менеджеров сектора ретейла, то он составил от 20 до 25%. Рост вызван расширением крупных ретейловых сетей и финансовых инвестиционных вливаний. Рынок требует изменений, топ-менеджеры понимают свою нужность на рынке, а за это с каждым днем будут требовать все больше и больше. По мнению специалистов «ИМИКОР», если ситуация не изменится, и собственники и руководители компаний будут продолжать поощрять требования топов, то доходы топов вырастут к концу 2008 года на 40-50%», – считает Нина Карелина. Также эксперт отмечает, что по-настоящему результативный топ никогда не хочет жестко привязывать себя к фиксированной зарплате, а хочет во многом зависеть от процентов, скапливаемых за счет результатов поставленных и выполняемых задач. «Поэтому топы, как правило, рассматривают минимум от 50 до 80% «фикса», все остальное – бонусы», – говорит Нина Карелина.

Потребность в менеджерах. Зарплаты менеджеров, которые, по данным «ИМИКОР», являются наиболее востребованными в данный момент, распределяются следующим образом. По информации, предоставленной «Агентством Контакт», б айер/менеджер по закупкам может получать от $2 до $4 тыс., по данным «АНКОР» – от 40 до 80 тыс. руб. – в Москве, 30-60 тыс. руб. – в Санкт-Петербурге, 26-35 тыс. руб. – в Екатеринбурге. Зарплата продукт-менеджера, по данным «Агентства Контакт», составляет $1,5-3,5 тыс., б ренд-менеджера – $3-10 тыс., менеджера по работе с сетями – $2-10 тыс. По данным «АНКОР», з аместитель директора магазина, в обязанности которого входит руководство торговым персоналом (25-100 человек), решение операционных вопросов и работа с клиентами, получает в Москве 25-70 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 20-50 тыс. руб., в Екатеринбурге – 20-40 тыс. руб. «У величились как спрос на специалистов подобного рода, так и их зарплаты. У администраторов, управляющих магазинов, рассчитанных на массового покупателя, зарплата в среднем повысилась на 20-30%», – говорит д иректор «Агентства Ваш Статус» (Ростов-на-Дону) Виктория Чердакова .

Заработные платы линейного персонала, по консолидированному мнению экспертов, практически везде одинаковые. По информации кадрового холдинга «АНКОР», зарплата продавца-консультанта составляет от 11 до 15 тыс. руб. в Москве, до 14 тыс. руб. – в Санкт-Петербурге, от 8,5 до 11 тыс. руб. – в Екатеринбурге; кассира – 12-13,5 тыс. руб. в Москве, 11-13 тыс. руб. – в Санкт-Петербурге, 8,5-11,5 тыс. руб. – в Екатеринбурге . «Для сотрудников, занятых на рядовых позициях, как российские, так и западные компании предлагают в среднем одинаковые условия оплаты труда», – добавляет Анастасия Свешникова. «С другой стороны, по соответствующим позициям компании стараются привлечь к себе линейный персонал при помощи дополнительных бонусов, но система мотивации пока недостаточно разработана, что является одной из причин значительной текучести кадров. Ведь разница в заработной плате в 500 руб. –1 тыс. руб. зачастую способствует переходу сотрудника на новое место работы», – считает Марина Тарнопольская. «Спрос на активных менеджеров по продажам максимален – это общая тенденция. Уровень их доходов вырос в среднем на 20%», – говорит Виктория Чердакова. «Однако постоянный рост заработной платы линейного персонала для компании невозможен, поэтому нужна грамотно построенная система мотивации», – уверена Марина Тарнопольская.

Интеграция западных систем. Система компенсаций и льгот постепенно интегрируется на российском рынке, причем не только в зарубежных компаниях, но и все больше – в российских. «2007 год стал неким переходным в процессе осознания важности и значимости четко простроенной и структурированной системы компенсаций и льгот. Многие ретейловые сети пришли к тому, что взяли за основу западные модели построения компенсаций и адаптировали их под российскую действительность», – считает Нина Карелина. «Если говорить о политике C & B в целом, то в российских компаниях, в отличие от западных, эта система еще недоработана. Приходя на российский рынок, западная сеть уже имеет устоявшуюся корпоративную культуру, которая диктуется из головного офиса. Только у 41% опрошенных российских компаний построена система мотивации. Такие общие характеристики, как премии и питание присутствуют практически во всех компаниях. Сама мотивационная политика в компаниях сейчас находится на стадии разработки, изменяется в процессе укрупнения сети», – уверена Марина Тарнопольская. По данным «АНКОР», все большее число компаний предоставляют разного рода компенсации и льготы: мобильную связь, автомобиль компании, оплату питания, добровольное медицинское страхование. «Компенсацию за использование мобильной связи предоставляют от 93 до 98% компаний от общего числа участников в зависимости от региона, автомобиль компании либо компенсируют использование собственного – от 57 до 66% компаний, добровольное медицинское страхование – от 52 до 64% компаний, оплату питания – 50-64%», – рассказывает Анастасия Свешникова. Продолжают оставаться непопулярными, по данным исследования «АНКОР», программы дополнительного пенсионного страхования – их применяют 4-9% от общего числа участников исследования.

Еще одна важная тенденция – переход к «белой» зарплате и национальной валюте. «Руководители ушли о того, что заработная плата должна выдаваться в конверте», – подтверждает Нина Карелина. «Еще два года назад валюта, в которой устанавливалась заработная плата, делилась примерно пополам между российским рублем и долларом США. Укрепление российской валюты позволило рынку окончательно определиться. По результатам последнего исследования, заработную плату в рублях номинируют 80% компаний», – рассказывает Анастасия Свешникова. Поэтому подавляющее большинство компаний во всех регионах России устанавливает заработную плату в рублях. По данным «АНКОР», в Москве таких компаний – 79%, в Центральном регионе России – 87%, на северо-западе страны – 77%, в Поволжье – 81%, на юге – 79%, на Урале – 83%, в Сибири – 85%, на Дальнем Востоке – 81%. Эти данные в равной мере относятся как к сфере ретейла, так и к другим отраслям бизнеса.

Что касается разницы доходов в Москве и регионах, то заработные платы в регионах резко отличаются от доходов в Москве по большинству позиций. «К примеру, совокупные доходы топов в ретейле в Санкт-Петербурге меньше на 30%, в Волгограде – на 40%, в Краснодаре – на 50%. Но в городах-миллионниках, таких как Новосибирск, Ростов-на-Дону, Омск и ряде других, доходы близки к московским стандартам», – говорит Нина Карелина. По данным «АНКОР», зарплаты на северо-западе страны составляют 75% от уровня московских, на Дальнем Востоке – 66%, на юге России – 60%, на Урале – 54%, в Поволжье – 51%, в Сибири – 50%, в центральной части России – 42%. Исследование показало максимальное отставание от Москвы по заработным платам у руководителей среднего звена: в Петербурге: зарплаты у этой категории сотрудников составляют 43% от московских, на Дальнем Востоке – 33%, на юге и в Сибири – 31%. Наименьший разрыв у рядовых сотрудников отдела продаж: 77% от уровня московских зарплат имеют сотрудники в Северо-Западном регионе, 70% – на Дальнем Востоке, 67% – на Урале и 65% – на юге России.

ВЫНОСЫ

Если собственники и руководители компаний будут продолжать поощрять требования топов, то доходы последних вырастут к концу 2008 года на 40-50%.

В ретейле отмечается огромный спрос на менеджеров по букингу, байеров, менеджеров по ведению ключевой розницы.

Компании стараются привлечь к себе линейный персонал при помощи дополнительных бонусов, но система мотивации пока недостаточно разработана, что является одной из причин значительной текучести кадров.

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами