Про инструменты дальнейшего сдерживания роста показателя ФОТ/РТО можно прочитать в статье «Как ритейлерам сдерживать рост доли ФОТ в товарообороте в условиях дефицита персонала».
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сколько российские ритейлеры тратят на зарплату сотрудникам
В условиях вызовов последних лет существенным образом меняются подходы компаний к управлению персоналом. О том, как это сказывается на фонде оплаты труда, какова его динамика у лидеров российского ритейла и какие прогнозы можно сделать на ближайшую перспективу, рассказывают эксперты компании Verme.
Фото: Dusan Petkovic/ Shutterstock /Fotodom
Начиная с 2022 года череда внешних факторов оказала существенное влияние на стратегии управления издержками и, как следствие, на повышение или снижение размеров фондов оплаты труда (ФОТ) у российских ритейлеров. Среди таких факторов можно выделить:
- уменьшение количества трудовых мигрантов, вызванное колебаниями курса доллара к рублю;
- активное развитие ecom и, как следствие, увеличение потребности в работниках РЦ;
- начало СВО и поднятие зарплат в военно-промышленном комплексе;
- последствия демографической ямы 1990–2004 годов и общая нехватка персонала;
- снижение покупательской способности населения в периоды неопределенности развития экономики.
В связи с указанными факторами ритейлеры стали применять две основные стратегии управления издержками:
- оптимизация штата и, соответственно, ФОТ (в ряде компаний было сокращено 5–15% персонала);
- повышение ФОТ для обеспечения достаточного количества персонала, чтобы не потерять в выручке и качестве сервиса.
Применение данных стратегий отражается на результатах оценки динамики ФОТ в 2023 году по сравнению с 2022 годом: в большинстве компаний наблюдается его рост, но есть и те компании, которые пошли путем оптимизации.
Оценка динамики
Для оценки размера затрат на ФОТ, динамики этого показателя и доли ФОТ в товарообороте (РТО) были взяты участники рейтинга топ-100 российского ритейла компании InfoLine, опубликованного в августе 2024 года. Из топ-списка были исключены представители онлайн-торговли (Ozon, Wildberries, AliExpress, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет») и компании, по которым нет открытой информации о размере затрат на ФОТ. Анализ указанных данных показал, что в 2023 году затраты топ-ритейлеров выросли в среднем на 8% (от 7 до 30%), но при этом были и снижения до 44%) по сравнению с 2022 годом. Данная динамика по 16 ритейлерам России, а также соотношения ФОТ к РТО представлены ниже в таблице и графике.
Место в рейтинге |
Компания |
ФОТ 2022, млн |
ФОТ/РТО |
ФОТ 2023, млн |
ФОТ/РТО |
Динамика 2022/2023 |
1 |
X5 Group |
209 940 |
8,10% |
266 357 |
8,50% |
26,87% |
2 |
Магнит |
199 620 |
8,50% |
224 302 |
8,80% |
12,36% |
4 |
DNS |
33 773 |
5,66% |
36 327 |
5,00% |
7,56% |
7 |
М.Видео-| Эльдорадо |
23 178 |
5,76% |
25 794 |
5,94% |
11,29% |
9 |
Fix price |
23 688 |
8,53% |
28 240 |
9,68% |
19,22% |
10 |
Ашан |
12 437 |
5,24% |
11 793 |
5,22% |
-5,17% |
12 |
ВкусВилл |
22 154 |
10,89% |
28 915 |
11,21% |
30,52% |
13 |
Метро |
11 382 |
5,09% |
10 586 |
4,69% |
-6,99% |
14 |
О'Кей |
12 459 |
8,20% |
13 428 |
9,11% |
7,78% |
15 |
Детский мир |
11 894 |
6,68% |
6713 |
11,61% |
-43,55% |
16
|
Spar, Спар Миддл Волга |
5898 |
6,13% |
7706 |
6,95% |
30,67% |
Источник: аналитика INFOLine
Из приведенных данных видно, что показатель ФОТ/РТО вырос на 0,4–4,9 процентного пункта в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Анализ динамики этого показателя в 2023 году по сравнению с 2022 годом позволяет сделать вывод, что стратегии повышения комплектности и увеличения ФОТ для большинства компаний с такой стратегией дали результаты в виде минимум пропорционального роста РТО (так как показатели ФОТ/РТО в 2023 году при условии роста ФОТ выросли по сравнению с 2022 годом, показатели РТО также выросли).
Перспективы и тенденции
С большой долей вероятности расходы на персонал в 2024 году будут продолжать расти. Так как большинство перечисленных выше факторов, влияющих на динамику ФОТ в ритейле, сохраняют актуальность и в этом году, высока вероятность, что повышение затрат на оплату труда продолжится и по итогам 2024 года. Кроме того, сейчас крупный ритейл вернулся к позитивной динамике роста выручки по сравнению с кризисным периодом, поэтому для большинства игроков рынка стратегия жесткой оптимизации издержек больше не стоит так остро.
Тем не менее, расходы на персонал по-прежнему должны планироваться максимально эффективно. Эксперты Verme рекомендуют выстраивать методику прогнозирования целевой численности и планирования рабочих графиков персонала на основе актуальных данных по нормам на операции, прогнозов клиентского трафика, графика акций и спецпредложений и т.д. Инструмент «Калькулятор численности» в рамках системы Verme WFM позволяет на основе всех перечисленных данных сформировать актуальную потребность в персонале на год, а автоматическое планирование – выводить нужное количество персонала под конкретную потребность, не раздувая ФОТ. Данный подход в кейсах Verme позволил увеличить производительность (выручка/чч или сканы/чч) от 5 до 15%.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?