Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
2 404

Поделиться

Сколько российские ритейлеры тратят на зарплату сотрудникам

В условиях вызовов последних лет существенным образом меняются подходы компаний к управлению персоналом. О том, как это сказывается на фонде оплаты труда, какова его динамика у лидеров российского ритейла и какие прогнозы можно сделать на ближайшую перспективу, рассказывают эксперты компании Verme.

shutterstock_2279140535 (1).jpg
Фото: Dusan Petkovic/ Shutterstock /Fotodom

Начиная с 2022 года череда внешних факторов оказала существенное влияние на стратегии управления издержками и, как следствие, на повышение или снижение размеров фондов оплаты труда (ФОТ) у российских ритейлеров. Среди таких факторов можно выделить:

  • уменьшение количества трудовых мигрантов, вызванное колебаниями курса доллара к рублю;
  • активное развитие ecom и, как следствие, увеличение потребности в работниках РЦ;
  • начало СВО и поднятие зарплат в военно-промышленном комплексе;
  • последствия демографической ямы 1990–2004 годов и общая нехватка персонала;
  • снижение покупательской способности населения в периоды неопределенности развития экономики.

В связи с указанными факторами ритейлеры стали применять две основные стратегии управления издержками:

  • оптимизация штата и, соответственно, ФОТ (в ряде компаний было сокращено 5–15% персонала);
  • повышение ФОТ для обеспечения достаточного количества персонала, чтобы не потерять в выручке и качестве сервиса.

Применение данных стратегий отражается на результатах оценки динамики ФОТ в 2023 году по сравнению с 2022 годом: в большинстве компаний наблюдается его рост, но есть и те компании, которые пошли путем оптимизации.

Оценка динамики

Для оценки размера затрат на ФОТ, динамики этого показателя и доли ФОТ в товарообороте (РТО) были взяты участники рейтинга топ-100 российского ритейла компании InfoLine, опубликованного в августе 2024 года. Из топ-списка были исключены представители онлайн-торговли (Ozon, Wildberries, AliExpress, «Яндекс.Маркет», «Мегамаркет») и компании, по которым нет открытой информации о размере затрат на ФОТ. Анализ указанных данных показал, что в 2023 году затраты топ-ритейлеров выросли в среднем на 8% (от 7 до 30%), но при этом были и снижения до 44%) по сравнению с 2022 годом. Данная динамика по 16 ритейлерам России, а также соотношения ФОТ к РТО представлены ниже в таблице и графике.

Место в рейтинге

Компания

ФОТ 2022, млн

ФОТ/РТО

ФОТ 2023, млн

ФОТ/РТО

Динамика 2022/2023

1

X5 Group

209 940

8,10%

266 357

8,50%

26,87%

2

Магнит

199 620

8,50%

224 302

8,80%

12,36%

4

DNS

33 773

5,66%

36 327

5,00%

7,56%

7

М.Видео-| Эльдорадо

23 178

5,76%

25 794

5,94%

11,29%

9

Fix price

23 688

8,53%

28 240

9,68%

19,22%

10

Ашан

12 437

5,24%

11 793

5,22%

-5,17%

12

ВкусВилл

22 154

10,89%

28 915

11,21%

30,52%

13

Метро

11 382

5,09%

10 586

4,69%

-6,99%

14

О'Кей

12 459

8,20%

13 428

9,11%

7,78%

15

Детский мир

11 894

6,68%

6713

11,61%

-43,55%

16

 

Spar, Спар Миддл Волга

5898

6,13%

7706

6,95%

30,67%

Рисунок1.png
Источник: аналитика INFOLine

Из приведенных данных видно, что показатель ФОТ/РТО вырос на 0,4–4,9 процентного пункта в 2023 году по сравнению с 2022 годом. Анализ динамики этого показателя в 2023 году по сравнению с 2022 годом позволяет сделать вывод, что стратегии повышения комплектности и увеличения ФОТ для большинства компаний с такой стратегией дали результаты в виде минимум пропорционального роста РТО (так как показатели ФОТ/РТО в 2023 году при условии роста ФОТ выросли по сравнению с 2022 годом, показатели РТО также выросли).

Перспективы и тенденции

С большой долей вероятности расходы на персонал в 2024 году будут продолжать расти. Так как большинство перечисленных выше факторов, влияющих на динамику ФОТ в ритейле, сохраняют актуальность и в этом году, высока вероятность, что повышение затрат на оплату труда продолжится и по итогам 2024 года. Кроме того, сейчас крупный ритейл вернулся к позитивной динамике роста выручки по сравнению с кризисным периодом, поэтому для большинства игроков рынка стратегия жесткой оптимизации издержек больше не стоит так остро.

Тем не менее, расходы на персонал по-прежнему должны планироваться максимально эффективно. Эксперты Verme рекомендуют выстраивать методику прогнозирования целевой численности и планирования рабочих графиков персонала на основе актуальных данных по нормам на операции, прогнозов клиентского трафика, графика акций и спецпредложений и т.д. Инструмент «Калькулятор численности» в рамках системы Verme WFM позволяет на основе всех перечисленных данных сформировать актуальную потребность в персонале на год, а автоматическое планирование – выводить нужное количество персонала под конкретную потребность, не раздувая ФОТ. Данный подход в кейсах Verme позволил увеличить производительность (выручка/чч или сканы/чч) от 5 до 15%.

Про инструменты дальнейшего сдерживания роста показателя ФОТ/РТО можно прочитать в статье «Как ритейлерам сдерживать рост доли ФОТ в товарообороте в условиях дефицита персонала».

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами