Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Скидка на бедность
Южноуральские торговые сети обещают не повышать цены на продукты первой необходимости. Но мы все равно станем беднее.
По официальным прогнозам Министерства экономического развития России инфляция по итогам года составит 12 процентов. Если говорить упрощенно, насыщающие нашу экономику товары и услуги в конце декабря 2009 года будут стоить в среднем на 12 процентов больше, чем стоили в начале января этого года. MediaЗавод.ру выяснил, насколько в реальности подорожает привычный потребительский набор.
Рыба – плюс 20 процентов Руководитель отдела ценообразования и аналитики центра торговли «Молния» Алексей Чванов считает, что если в ближайшее время не возникнут какие-либо глобальные потрясения, цены на товары первой необходимости останутся на нынешнем уровне.
- Возможно, произойдет даже некоторое снижение, – говорит он. – Это объясняется тем, что ни поставщикам продукции, ни торговым сетям повышение цен не выгодно.
Конкуренция на рынке поставок остается достаточно жесткой, несмотря на отсев в условиях кризиса слабых игроков. Торговые сети, потерявшие нынче 15 процентов от уровня продаж прошлого года, также не стремятся увеличивать стоимость товаров. Стараются сохранить имеющихся покупателей и привлечь новых.
- Сейчас, например, идет «война» за снижение цен на молочную и хлебную продукцию, – рассказывает А. Чванов.
- Ожидается, что в ближайшие три месяца произойдет сезонное удешевление овощей, – предполагает Алексей Красников, директор Уральского филиала X5 Retail Group (торговая сеть «Пятерочка»).
Однако не секрет: снижая цены на одну группу товаров, торговля, как правило, делает дороже другую. По словам Алексея Красникова, чтобы выжить, сети будут вынуждены существенно поднять цены на продукцию, не входящую в сегмент социальной. Уже сегодня, как отмечает начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев, наибольший темп прироста розничной цены, наблюдается в группе мясопродуктов и рыбы – до 120 процентов.
Тем не менее, иногда торговая сеть способна снизить цены без удорожания «менее нужной» продукции.
- У нас, например, каждые две недели проходит акция «Смешные цены», – рассказывает А. Чванов, – в ней участвует до 300 наименований товаров, в том числе первой необходимости. Цены на них снижаем на 20 процентов и не перераспределяем наценки на другое. В этом случае «сетевики» получают необходимую прибыль за счет высокого оборота товара, а не увеличения его стоимости.
На данный момент ритейлы удерживают «накрутки» в пределах трех – десяти процентов. Иногда они бывают даже отрицательными.
- К примеру, в «Пятерочке» торговые наценки на ряд социально значимых товаров нулевые или отрицательные, – говорит Алексей Красников. – Это значит, сеть торгует себе в убыток. В ТЦ «Молния» отрицательная наценка появляется во время упомянутых акций. Сергей Березуев в свою очередь отметил, что из 37 товаров первой необходимости цены по сравнению с прошлым годом снизились на 20. В том числе на молоко и молочную продукцию, растительное масло, макароны.
Сеть на грани В пользу того, что хлеб насущный не подорожает, говорит такой факт: для крупной торговли продажа социальных товаров выгодна, так как создает «трафик» (поток) покупателей.
- Естественно, если розничная сеть установит высокие цены на эти товары, – считает Алексей Чванов, – то число покупателей и соответственно прибыль снизятся. Однако нельзя не учитывать, что стиль покупок россияне в течение года существенно изменили.
- Теперь иду в магазин с четким списком товаров, которые нужны, – рассказывает челябинка Мария Леднева, – и суммой в кошельке такой, чтобы не взять лишнего. Так экономнее.
Более дорогие продукты уже не берутся по принципу «увидел, захотел, взял». Это подтверждают и данные управления по торговле и услугам Челябинска. Анализ розничного товарооборота показал: в кризис покупательский спрос значительно снизился.
То есть трафик трафиком, но при нынешнем уровне торговли и относительно лояльных ценах на самое нужное денег сетям может не хватить. Уже сейчас некоторые крупные сети, судя по опубликованным ими отчетам, находятся на грани.
- Но это не говорит о неизбежном банкротстве, – считает Алексей Чванов. – Это говорит лишь о том, что собственные ресурсы этих компаний практически исчерпаны.
Возможно, прогнозируют эксперты, в ближайшее время наш регион недосчитается одной из розничных сетей (так было с «Незабудкой» и «Продмастером»). Алексей Красников считает, что «уход» одной сети с рынка не повлечет автоматического повышения цен, поскольку конкурентная борьба между оставшимися игроками продолжается.
Закон пока не писан Ожидания ценового роста подогреты и прогнозами ряда экспертов о гораздо большей инфляции, чем предполагают федеральные власти. Связано это с неизбежным дефицитом государственного бюджета. Следовательно, соблазн, по крайней мере, некоторых сетей решить свои проблемы за счет удорожания неприкосновенного списка продуктов будет нарастать. Правительство это учитывает и говорит о необходимости установить предел торговых накруток на уровне 10 процентов. Многие «сетевики» эту инициативу поддерживают.
- Мы приветствуем принятие такого закона о торговле, – говорит директор Уральского филиала X5 Retail Group. – От этого выиграет в первую очередь наш покупатель.
По мнению Алексея Чванова, с принятием данного закона стоимость товаров может несколько возрасти.
- Это связано с тем, что, если в какой-то розничной сети наценки сейчас выше 10 процентов, – поясняет он, – то после принятия закона им придется снижать цены на данную группу товаров и, как следствие, перераспределять ее на другое, чтобы получить необходимую прибыль.
Вот и получается, что, регулируя цены на продовольственные товары социальной значимости, человека ограничивают в его покупательских способностях – многие продукты ему станут не по карману.
- Из мониторинга розничного товарооборота в разрезе ассортимента видно, – говорит Сергей Березуев, – что основная часть населения начала экономить и естественно, доля дорогой продукции сокращается.
Юлия РУЗАЕВА
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?