Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Скандал с LPP: как расследование о фиктивном уходе из России чуть не похоронило польскую фэшн-группу
15 марта американская инвестиционно-исследовательская компания Hindenburg Research опубликовала объемное расследование о польской LPP Group, известной такими брендами и магазинами одежды, как Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay. В 90-страничном документе приводится множество доказательств того, что в 2022 году группа совершила фиктивный уход с российского рынка и продолжила тайно реализовывать свои товары в стране, используя сложные схемы с зашифрованными штрихкодами и подставными лицами. После публикации расследования акции LPP рухнули на 36% – группа потеряла за день не менее 3 млрд долл. В этой статье мы выбрали из исследования самые интересные подробности о работе LPP в России.
Фото: T. Schneider/shutterstock
Безболезненная потеря
В 1991 году в Гданьске открылись швейная мастерская и оптовый магазин одежды компании Mistral. Через четыре года она сменила название на LPP, а еще через три года представила свой первый фэшн-бренд – Reserved. В 2002 году сеть вышла на зарубежные рынки, и в списке первых стран присутствия наряду с Эстонией, Чехией, Латвией и Венгрией оказалась Россия.
Согласно последнему отчету, сегодня LPP управляет 2206 магазинами в 27 странах мира (а также присутствует на 34 рынках электронной коммерции).
Ключевым рынком для LPP до недавнего времени оставалась Россия: еще в январе 2022 года у нас работало 553 магазина ее брендов, на страну приходилось 19,2% общей выручки группы (3,4 млрд долл.).
Для сравнения, на родной рынок, Польшу, приходилось 39,3% выручки LPP – там работало 952 магазина.
В своих отчетах LPP всегда отмечала, что Россия благодаря большому населению (в сравнении с другими странами Восточной и Центральной Европы, где сосредоточен ее бизнес) остается для группы самым перспективным рынком. Неудивительно, что через две недели после 24 февраля акции LPP, торгующиеся на Варшавской фондовой бирже, упали на 46,6%. Под давлением санкций и общественности LPP вместе с другими польскими компаниями была вынуждена уйти с российского рынка. В марте группа приостановила свою деятельность в РФ, а уже в мае продала российский бизнес.
Примечательно, что с момента объявления решения LPP продать российские активы и самой продажей прошло всего 25 дней. Для сравнения, испанской Inditex (Zara, Pull & Bear, Bershka) для этого понадобилось 8 месяцев. При этом продажу Inditex российские власти одобрили только спустя 5 месяцев после объявления о появлении покупателя, тогда как LPP для этого хватило немногим больше месяца (сделку одобрили уже 30 июня). Столь скорая продажа бизнеса уже вызывает некоторые сомнения касательно реальности ухода LPP из РФ.
Несмотря на потерю 19% выручки и 25% магазинов после ухода из России, LPP оперативно перераспределила свои бизнес-процессы и продолжила открывать новые точки.
В последние три квартала 2022 года выручка группы увеличилась год к году на 40%. В период с 31 января 2022 по 31 октября 2023 года LPP открыла 515 новых магазинов.
Это расширение в основном было обусловлено ростом низкорентабельного бренда Sinsay. Группа увеличила количество точек Sinsay в Болгарии, Боснии и Герцеговине и Словении в 4 раза.
Акции LPP вновь пошли вверх, инвесторы поверили в успех группы без российского рынка и даже начали рассматривать возможность конкуренции с такими гигантами, как H&M и Inditex. В конце 2023 года LPP объявила о планах расширения на рынках Великобритании, Италии, Германии, Греции.
Фото: Stefan_Sutka/shutterstock
Китайский трюк
Столь быстрая продажа бизнеса и стремительное восстановление финансовых показателей навели специалистов Hindenburg Research на мысль, что уход LPP из России мог оказаться фиктивным. Официально LPP продала российские активы (RE Trading) китайской компании Far East Services-FZCO (FES Retail), базирующейся в Дубае, за 382 млн долл. с возможностью обратного выкупа до конца 2026 года.
Китайский консорциум, имя которого LPP долгое время не раскрывала, был зарегистрирован в ОАЭ за день до объявления группы о завершении переговоров по продаже российского бизнеса (18 мая). Никаких подробностей о руководстве и деятельности якобы китайской компании в открытом доступе нет.
По версии неназванного источника «Ъ», FES Retail – это на самом деле структура LPP в Китае (группа открыла офис в Шанхае еще в 1997 году, в КНР производится 30% продукции LPP). Эту версию подтвердил бывший старший сотрудник LPP: согласно его словам, группа и не думала продавать российские активы, все операции были произведены через компанию-прокладку, управляющуюся через китайский офис, LPP скрывает эту информацию от инвесторов и регулирующих органов. Признаков продажи бизнеса китайцам не видели и сотрудники бывшего московского офиса LPP, опрошенные расследователями. К слову, на следующий день после заключения договора купли-продажи и за 37 дней до одобрения сделки магазины LPP возобновили работу в РФ.
Зашифрованные штрихкоды LPP в российских магазинах
Больше, чем параллельный импорт
При «продаже» российских активов LPP обязалась поддерживать FES Retail в течение «переходного периода», сроки которого не обозначались. В чем должна выражаться эта поддержка – также не уточнялось. Однако при продаже бизнеса были указаны два условия: не поставлять в РФ новые товары LPP и не использовать товарные знаки группы.
В декабре 2023 года тайные покупатели Hindenburg Research посетили несколько бывших магазинов LPP в Москве и Санкт-Петербурге и обнаружили там новые коллекции брендов группы за осень – зиму 2023 года. Причем коды на этикетках новых товаров полностью соответствовали оригинальным моделям из Польши, как и цены на них.
В то же время штрихкоды на новых товарах LPP в российских магазинах не были зарегистрированы на LPP, RE Trading или FES Retail. Они принадлежали случайным китайским компаниям, в большинстве своем даже не связанным с торговлей одеждой. Многие штрихкоды оказались устаревшими и недействительными – они не пробивались по базе GS1.
Несколько сотрудников LPP поделились с расследователями презентациями для внутреннего использования, в которых описывалась схема по собственному шифрованию штрихкодов для отправки товаров в Россию.
Иными словами, случайные китайские штрихкоды на самом деле замаскированы – они содержат необходимую информацию для учета поставок и формирования запасов в РФ.
Магазин RE, пришедший на смену Reserved
Надежные поставщики
Третий, завершающий элемент схемы LPP по реализации товаров в России – подставные компании-поставщики. Всего у группы было два таких поставщика.
Первый – Asia Fashion Import Export PTE Ltd. (AFIE) – был зарегистрирован в Сингапуре 24 февраля 2022 года, что мало похоже на простую случайность. Учредитель компании оказался тесно связан с топ-менеджментом LPP. Вторым поставщиком выступает турецкая компания Fashion Group Tekstil Limited. Семь лет с момента регистрации эта компания не вела какой-либо деятельности, пока осенью ее не купил один из ключевых сотрудников LPP в Турции. Весной 2023 года FES Retail выкупила 95% акций Fashion Group Tekstil.
С сентября 2022 по декабрь 2023 года через две эти компании в Россию было экспортировано товаров LPP на сумму не менее 706,5 млн долл. Производителем товаров во внутренних отчетах указывался поставщик AFIE. Основным буфером при поставках стал Казахстан. В 2023 году LPP отгрузила товары своей казахстанской дочерней компании на сумму около 755,5 млн долл. При этом на Казахстан приходится всего 1% магазинов LPP (23 точки), в стране даже не реализованы онлайн-продажи группы. В 2021 году продажи LPP в Казахстане составили 7,7 млн долл. – в 100 раз меньше отгружаемой в 2023 году в страну продукции.
Расхождения в отчетах
Больше всего сомнений насчет законности деятельности LPP вызывает ее последний годовой отчет. В нем говорится, что на «прочие» продажи, которые не учитывают пять основных брендов группы, в 2023 году пришлось 732,5 млн долл. (20% всей выручки) – в 2021 году на них приходилось всего 1,7 млн долл. (2% выручки). Объемы «прочих» продаж удивительным образом совпадают с выручкой российского филиала RE Trading.
«Прочие» продажи на 732,5 млн долл. есть только в англоязычной версии отчета LPP – в польской они в 15 раз меньше, а все продажи в равной степени распределены между брендами. Никаких объяснений этого расхождения не дается.
LPP полностью отрицает выводы Hindenburg Research и называет это расследование «частью организованной дезинформационной атаки, готовившейся в течение 5 месяцев с целью снизить цену акций LPP Group». Расхождения в годовых отчетах между англоязычной и польской версиями в группе объяснили ошибкой в расчетах. Никаких уголовных дел против LPP пока не возбуждали, но рынок и инвесторы уже отреагировали на расследование падением акций группы, от которого она потеряла почти столько же, сколько ежегодно зарабатывала в России до февраля 2022 года. Точнее, по всей видимости, продолжает зарабатывать.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Читайте также:
Как росли сети в 2023 году: наступление гигантов продолжается
Tommy Hilfiger: на грани поп-культуры и классики
Почему стагнирует экономика КНР и чем живет китайский потребитель?
Ландшафт ИТ-возможностей: как ритейлеру выбрать систему автоматизации
Как развивается фудтех в России: тренды рынка
Вырастет ли российская экономика в 2024 году?
Gulliver дорос до взрослой одежды и начал смотреть на Восток
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?