Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Эфир:итоги 2024 и вызовы 2025

Трансляция конференции «Потребительский рынок России: итоги 2024 и вызовы 2025» подошла к концу.


Благодарим за поддержку мероприятия наших партнеров: фирма «1С» и компания Open Group.

Не пропустите интервью со спикерами и другие публикации по выступлениям экспертов конференции!

Андрей Бодров, «Магнит»: «Потребители хотят более качественную продукцию, но за справедливую цену»

Михаил Бурмистров, INFOLine: «Бизнес в онлайне убыточный, но по темпам роста и сервису мы обогнали США и Европу»

Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год — 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»

Видеозапись конференции уже доступна на странице события. 

Всем зарегистрированным участникам будут предоставлены презентации спикеров.


Что ожидают люди от брендов: услуги и продукты, которые поднимают настроение и доставляют удовольствие; геймификацию для всех возрастов; яркую цветовую палитру в дизайне; необычные вкусы, форматы и упаковки.

СТМ сегодня — это активно и динамично развивающийся феномен, который вышел за рамки ценового предложения.

Популярность СТМ будет ставить перед ритейлерами серьезные стратегические вопросы, которые касаются бизнес-стратегий и организационных структур компаний.

«Если раньше в основе атрибутов СТМ был бренд сети, то сейчас происходит обратное движение: ритейлеры хотят капитализировать ценность СТМ в глазах потребителя, чтобы основной бренд получал больше бонусов от этого».

Согласно статистике Ozon, покупатели открывают карточки с видеообложками на 24% чаще, чем карточки с фото.

Одним из основных требований в дизайне упаковки продукта в 2025 году станет мультиформатность. Современные бренды должны быть заметно представлены на всех возможных платформах: это не только офлайн и онлайн полки, но и цифровой 3D-мир.

Аналитики отметили, что продовольственные товары станут важнейшим драйвером онлайн-продаж — эксперты прогнозируют рост электронных продаж продуктов примерно в 5 раз к 2026 году.

Согласно данным исследования «Яндекса» и GfK, в РФ доля покупок со смартфонов и планшетов в 2022 году превысила 67%. С компьютеров и ноутбуков оформляется треть онлайн-заказов.

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
24 532

Поделиться

Ситуация на рынке труда, и почему стало сложнее набирать мерчандайзеров?

Пандемийные 2020 и 2021 годы кардинально изменили ситуацию с подбором персонала в большинстве областей, но 2022 год обрушился на российский рынок труда совершенно новыми вызовами. Что происходило с подбором массового персонала в индустрии торгового маркетинга, на что сегодня стоит обратить внимание компаниям при наборе специалистов, каковы средние зарплаты и как меняется соискатель – эти темы эксперты hh.ru, Open Group и Ассоциации торгового маркетинга обсудили на вебинаре. В этой статье предлагаем основные аналитические выкладки и тезисы участников.

Фото: Dmitry Kalinovsky/shutterstock

Фото: Dmitry Kalinovsky/shutterstock

Ирина Соцкая, ведущий консультант, отдел клиентской эффективности hh.ru, обратила внимание участников вебинара на то, что в начале 2022 года рынок показывал положительную динамику, но с конца февраля началось снижение рынка и уменьшение количества открытых вакансий. По итогам трех кварталов он частично успел восстановиться, но все равно количество активных вакансий снизилось на 4% по сравнению с январем 2022 года.

Источник: hh.ru

Информация hh.ru также коррелирует с данными Росстата о потребности предприятий в работниках:

Источник: hh.ru

* Потребность работодателей в работниках, заявленная в органы службы занятости населения, тыс. человек, по данным Росстата, 2022 год (по июль 2022 года).

Демографическая ситуация

Помимо внешнеполитических и экономических факторов, влияющих на рынок труда, важнейшее значение имеет демографическая ситуация.

По данным Росстата, самые актуальные возрастные когорты, востребованные работодателями (20–24 и 25–29 лет), сократились за 11 лет практически вдвое. А более возрастные когорты начинают плавно прирастать. И средний возраст работников в компаниях также увеличивается.

Источник: hh.ru

Кроме того, когорта детей-подростков (10–14 и 15–19 лет), которая через несколько лет будет выходить на рынок труда, будет взрослеть и плавно уменьшать более старшие когорты, которые сейчас выглядят многочисленными. Если же посмотреть на самую младшую когорту, которая выйдет на рынок труда через 14–18 лет, то видно, что количество детей в возрасте от 0 до 4 лет, начиная с 2018 года, постепенно снижается, и через какое-то время это приведет к повторной демографической яме.

Источник: hh.ru

Как же будет выглядеть демографическая структура населения в 2025 году, если сохранятся текущие тенденции?

Источник: hh.ru

Аналитики hh.ru прогнозируют, что численность людей возраста 25–29 лет, а также 30–33 лет значительно упадет, а более возрастная категория 35+ прирастет. Этот тренд постепенно будет менять ориентацию работодателей на молодых кандидатов в пользу более возрастной аудитории, которая фактически ничем не уступает в профессиональном плане, но проигрывает благодаря существующим устаревшим стереотипам о том, что люди после 40 хуже обучаются, недостаточно владеют информационными технологиями и менее активны. Такой подход не учитывает тенденций последних десятилетий, когда люди зрелого возраста продолжают вести активный образ жизни, больше следят за своим здоровьем, развитием технологий и заинтересованы в своем карьерном росте, чем их же ровесники в XX веке. И в то же время поведение «пенсионера» может быть характерно и для молодого человека, поэтому делать ставку при подборе на кандидатов определенного возраста – не самая удачная стратегия.

2022: как соотносится активность кандидатов и работодателей?

Динамика вакансий и резюме с января 2019 года показывает, что, начиная с первых ограничительных мер, связанных с пандемией, количество вакансий снижалось, но уже с осени 2020 года активность работодателей начала расти, но количество резюме при этом стало сокращаться. В первую очередь активность соискателей заметно сократилась в тех областях, где требуется работа с людьми. Соискатели стали предпочитать удаленные форматы работы. После начала СВО количество вакансий также упало, однако все равно осталось на довольно высоком уровне. Но при этом и паники среди соискателей также не случилось. Люди не выстраиваются в очереди за публикуемыми вакансиями. К сентябрю соотношение числа активных резюме с числом активных вакансий (hh.индекс) по рынку в целом достигло 4,9, притом что благоприятным для работодателя является уровень от 5 до 7 пунктов, когда на одну размещенную вакансию есть от 5 соискателей.

А если углубиться в динамику активности работодателей в сфере продаж (мерчандайзеры, продавцы и т.д.), то с начала СВО в ней также наметился сильный спад, однако количество публикуемых вакансий стабилизировалось к маю 2022 года. При этом уровень конкуренции в целом по России в данной категории вакансий составляет всего 3,9.

Источник: hh.ru  

А если посмотреть отдельно на Москву, то конкуренция в торговле составляет уже 2,4 (на 1 вакансию приходится всего 2,4 резюме), хотя по рынку в целом в столице hh.индекс составляет 7,3.

И это при том, что стоимость найма новых сотрудников в последние годы значительно возросла и компании, даже в условиях неопределенности, активно не расстаются со своими сотрудниками, предпочитая удерживать текущих людей, нежели нанимать новых.

Источник: hh.ru

Зарплатные предложения и ожидания мерчандайзеров и продавцов

Эти две роли рассматриваются вместе, потому что для многих соискателей они являются потенциально заменяемыми. Получается, что вакансии продавца и мерчандайзера конкурируют между собой. И одним из ключевых факторов, влияющих на принятие решения кандидатом, является уровень заработной платы.

Несмотря на то что зарплатные ожидания (указаны до вычета налогов) продавца и мерчандайзера в 2022 году практически выровнялись, аналитика hh.ru показывает, что зарплатные предложения работодателей на позиции мерчандайзера в среднем по России составляют 31,4 тыс. рублей, в то время как для продавца это 35,3 тыс. рублей. Эта разница создает определенные предпосылки для того, что соискателю будет интереснее вакансия продавца, нежели мерчандайзера.

Источник: hh.ru

Если посмотреть на данные по Москве, то здесь предложение для продавцов составляет уже 49,4 тыс. рублей, а для мерчандайзеров всего 43,7 тыс. рублей.

Интересная картина вырисовывается и по городу Краснодару, где уровень зарплатных предложений сильно зависит от сезона: начиная с июня заработные платы мерчандайзеров поднимаются 11–13%. 

Источник: hh.ru

Другие конкурентные роли, помимо продавца, – это курьеры, грузчики, кладовщики, уборщики. Динамика зарплатных предложений и ожиданий по данным профессиям также очень показательна:

Источник: hh.ru

Источник: hh.ru

Источник: hh.ru

Источник: hh.ru

Стоит обратить внимание, что зарплатные предложения для курьеров намного превышают зарплатные ожидания соискателей на позиции курьера и, соответственно, ожидания потенциальных мерчандайзеров. Поэтому курьер – это еще одна конкурентная роль на рынке полевого персонала.

HR-реальность в контексте последних лет

Ирина Соцкая отмечает, что пандемия коронавируса, локдауны, самоизоляция сильно изменили отношение людей к работе, к своим жизненным целям, ценностям и т.д. Очень большое число работодателей столкнулось с невозможностью вернуть всех работников в офисы после длительного пребывания на удаленной работе.

Результаты глобального исследования BCG, The Network и hh.ru показали, что 89% респондентов хотели бы остаться работать из дома или хотя бы совмещать. Для России этот показатель составил 69%.

В 2021 году достаточно быстро восстановился рынок труда и наблюдался колоссальный дисбаланс спроса и предложения и дефицит человеческих ресурсов. В 2022 году на старте также был активный рост количества вакансий и началось восстановление активности соискателей на рынке, но с конца февраля число активных вакансий резко снизилось, и в сентябре, когда была объявлена частичная мобилизация, по разным оценкам, порядка 300 тыс. человек были мобилизованы, часть трудоспособного населения покинула Российскую Федерацию, и ситуация с наймом снова обострилась.

Прогнозы

Наблюдая и анализируя историю последних трех лет, hh.ru прогнозирует следующие возможные негативные и позитивные эффекты, при условии, что не будет дополнительной эскалации внешнего фона.

1. Рынок

Возможный негативный эффект

  • Продолжение турбулентного периода. Еще более сократился горизонт планирования. Это не дает возможности строить долгосрочные планы, инвестиции, а именно долгосрочные вложения способствуют развитию экономики.

  • Снижение темпов ВВП, внутреннего спроса.

  • Мобилизованные могут выпасть из экономики на достаточно длительное время.

  • Недостаточное количество человеческих ресурсов на замену мобилизованным.

Возможный позитивный эффект

  • В краткосрочной перспективе рынок труда может стать более возрастным – кандидаты 50+ будут более востребованы.

  • Рынок может начать рассматривать женщин на позиции, которые ранее были «мужскими».

  • Если смотреть на отрасли, розничная торговля – ключевой участник рынка труда в плане массового найма – продолжит подбор в текущих условиях.

2. Люди

Возможный негативный эффект

  • Люди еще не отошли от постковидного синдрома, а новый стресс – дополнительное снижение эффективности и производительности труда.

  • Разница мнений – конфликты в коллективе, снижение производительности.

  • Уехавшие смогут какое-то время сохранять свои связи с Россией, продолжая работать удаленно, но, возможно, часть из них примет решение работать в стране проживания.

  • Озвученный потенциал частичной мобилизации 300 тыс. человек – это люди до 40 лет – самые высокопродуктивные и работоспособные возрастные категории, которые находятся в дефиците в течение последних двух лет.

Возможный позитивный эффект

  • Снижение текучести (люди будут держаться за работу и осознание того, что работа – ценность).

  • Возможно быстрое восстановление количества активных вакансий.

3. Подбор

Возможный негативный эффект

  • Высокая турбулентность в подборе.

  • В течение ближайших месяцев может сохраняться снижение числа открытых вакансий по причине полной перестройки работы HR-отделов в новых условиях частичной мобилизации.

  • Нехватка нужного персонала на открытые роли/замещение.

Возможный позитивный эффект

  • HR-функция вновь нуждается в трансформации, в которой подбор новых людей далеко не первоочередная задача.

  • Компании уже начали прорабатывать варианты бронирования для своих IT-специалистов – это становится дополнительным бонусом в копилку привлекательности таких вакансий.

  • Выяснение компаниями возможности бронировать сотрудников.

  • Компании начинают и/или продолжают организацию встреч с экспертами: финансистами, психологами и т.д., чтобы поддержать своих сотрудников.

Тенденции в подборе мерчандайзеров в Open Group

Юлия Звездкина, руководитель направления массового подбора Open Group, отметила, что все тренды, озвученные экспертом hh.ru, наблюдают и рекрутеры Open Group.

Воронка подбора в Open Group в августе 2021 года была в два раза больше воронки 2022 года. Однако результат августа текущего года по закрытым вакансиям критически не отличается, так как конверсия подбора в текущем году увеличилась в два раза. Именно по ней рекрутеры компании измеряют свою эффективность.

«Рынок труда, его емкость также влияют на скорость закрытия вакансий. Это тоже одна из метрик, которая показывает наши трудозатраты и то, насколько мы быстро справляемся с задачей или нам что-то мешает. По сравнению с августом – сентябрем 2021 года наши показатели улучшаются, – отметила Юлия. – Это обусловлено тем, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в августе – сентябре 2022-го емкость рынка стала больше и снизилась конкуренция за соискателей (в 2021 году hh.индекс был в два раза ниже). А летом 2021 года работодатели жестко конкурировали за соискателя, наблюдался настоящий взрыв предложений после пандемийной спячки».

Источник: Open Group

Интересно также понимать причины, из-за которых кандидаты отказываются от предложения. Сравнивая осень 2021 и 2022 годов, можно наблюдать, что причины отказов одинаковые (не ищет работу, не подходит маршрут или график работы), но в сентябре на фоне мобилизации общее количество отказов кандидатов повысилось, наряду с тем, что и воронка стала меньше.

Если посмотреть на половозрастную структуру мерчандайзеров в штате компании, то за август – октябрь у нас также снизилось количество сотрудников мужского пола возраста 26–35 (на 3%), при этом был прирост в более взрослых возрастных когортах.

Что касается принятых сотрудников, то в сентябре мужчин-новичков по сравнению с августом стало меньше на 6%, а в октябре на 12%. В сравнении с аналогичным периодом 2021 года изменение составило в целом 10%.

Ситуация сентября не сильно отразилась на показателях закрытия вакансий в компании, но доля мужчин стала заметно ниже.

Аналитика подбора по агентствам – участникам Ассоциации торгового маркетинга

Ассоциация торгового маркетинга (АТМ) уже второй квартал подряд проводит исследование, которое позволяет оценить, как меняется ситуация с подбором мерчандайзеров в двух разрезах (эксклюзивный и совмещенный). В исследовании принимают участие компании: Action, Ancor, Leader Team, Max Group, Open Group, Ventra.

Андрей Рыжков, исполнительный директор АТМ, сообщил участникам мероприятия, что в III квартале 2022 года потребность в мерчандайзерах снизилась на 37% по сравнению со II кварталом. Одной из основных причин снижения он обозначил традиционное сезонное повышение потребности в персонале во втором квартале.

А воронка подбора в III квартале была шире и нагрузка на рекрутеров тоже. Чтобы закрыть меньшее количество вакансий, требовалось больше ресурсов.

Расширение воронки подбора также обусловлено сезонной конкуренцией за кадры, но также и увеличением числа нерелевантных кандидатов и желающих найти подработку вместо работы на полной занятости.

По данным исследования, чтобы закрыть одну вакансию, во II квартале требовалось оценить в 2–3 раза больше резюме, провести в 2 раза больше интервью и 1,5 раза больше людей отправить на стажировку.

Источник: Ассоциация торгового маркетинга

Сроки закрытия вакансий показали хорошую динамику: 65% закрывается в срок до 10 дней (65%). Доля вакансий, закрываемых в срок более чем 20 дней, снизилась на 5% по сравнению со II кварталом.

Исследование выявило, что среди наиболее часто встречаемых причин отказов кандидатов – маршрут и локация работы. На втором месте – уровень дохода. На третьем месте – отсутствие компенсации за проезд.

А среди причин увольнений основная – это уровень заработной платы. Причем по всем федеральным округам. На втором месте – объем работы и обновление маршрута.

Уровень дохода мерчандайзера отличается в зависимости от обслуживаемой категории.

Источник: Ассоциация торгового маркетинга

В некоторых категориях в III квартале наблюдался рост зарплат. Наибольшие зарплаты выявлены в категориях «табак», «снеки» и «крепкий алкоголь». Наименьшие – в категориях «бытовая химия», «кондитерские изделия», «бакалея».

Больше всего уровень оплаты труда вырос в категориях: «бытовая химия» (+10%), «бакалея» (+8%), «слабоалкогольные напитки» (+4%).

Средняя зарплата мерчандайзеров в регионах в сравнении со средними заработными платами по всем профессиям в регионах отображена на графике. Видно, что зарплата мерчандайзеров составляет около половины средней зарплаты по регионам.

Источник: Ассоциация торгового маркетинга

Андрей Рыжков отметил, что период трансформаций не заканчивается, и в эти непростые времена нам всем необходимо владеть аналитикой рынка труда, чтобы оперативно реагировать на происходящие изменения и чтобы не потерять свой главный ресурс – людей. АТМ продолжит вести мониторинг ситуации и делиться с рынком его результатами.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год – 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»

Об особенностях формата малых магазинов, нюансах франшизы и планах развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами