Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Системы автоматизации: что выбирает ритейл?
Традиционно принято выделять два уровня автоматизации торгового предприятия: кассовые терминалы (front-office) и управление магазином (back-office). Иногда еще говорят о третьем уровне — системе автоматизации офиса предприятия (head-office). Наибольшее число систем в связке с самым разнообразным оборудованием представлено в сегменте front-office. Без POS-терминалов (point of sales) и компьютеризированной системы учета сегодня уже действительно сложно представить современный магазин. И тут у розничных предприятий есть возможность выбора.
Системы автоматизации: что выбирает ритейл
Формат крупных розничных магазинов предполагает большой ассортимент различных товаров (в супер- и гипермаркетах это десятки тысяч наименований). По статистике, в среднем в супермаркетах делаются покупки на более крупные суммы, чем в традиционных магазинах. Таким образом, растет товаропоток, а значит, увеличивается время обслуживания на кассах, растет нагрузка на сотрудников, появляются очереди. Поэтому в них оптимальным считается установка более дорогих и функциональных POS-терминалов, которые более надежны и удобны в эксплуатации. Терминалы работают под управлением специализированных кассовых программ, функционал которых определяется рядом условий. Последние связаны с необходимостью соблюдения норм законодательства РФ, касающихся фискальных устройств, а также с требованиями по обеспечению безопасности, поддержке систем скидок, пластиковых карт и т.п.
Современные магазины оборудуются централизованными системами управления, которые наряду с функционалом кассового софта берут на себя и функции по управлению различным торговым и складским оборудованием (электронными весами, принтерами для печати этикеток, терминалами сбора данных и т.п.), а также системой учета. Фактически подобная система автоматизации торговли в магазине объединяет в себе все функции front- и back-office, поэтому необходимость в использовании отдельной системы управления магазином отпадает.
Ритейл ушел от "домашней сборки"
В России набирает темпы процесс массового перевооружения торговой отрасли. Даже для незаинтересованного обывателя становится очевидным уход ритейлеров от доморощенного программного обеспечения и ИТ-оборудования "домашней сборки". Системы автоматизации торговли в магазине направлены на минимизацию взаимодействия между покупателями и обслуживающим персоналом. Уже сейчас на мировых выставках, посвященных торговому бизнесу, демонстрируются новинки, позволяющее покупателю самому отбирать, сканировать и оплачивать все необходимые покупки. Развиваются средства информирования покупателей, благодаря которым возможно, не обращаясь к консультанту получать все необходимые данные о товаре непосредственно у торговой полки с помощью электронных ценников или специализированных информационных киосков. И есть все основания полагать, что подобные решения очень скоро перекочуют с выставочных стендов в магазины и станут их повседневной практикой. Ведь современный ритейл очень быстро воспринимает все самые передовые ИТ-решения, позволяющие сделать торговую точку более дружественной по отношению к клиенту. В немалой степени благодаря именно такому подходу сети расширяют базу для своего дальнейшего развития, в том числе и в сфере ИТ.
Укрупнение и консолидация торговых сетей, рост конкуренции и снижение прибыльности розничного бизнеса вызывает потребность автоматизации розничной торговли. Главная проблема руководства компаний в данном случае – это получения актуальной и полной информации о положении дел на предприятии. И тут без стандартизации и автоматизации бизнес-процессов уже не обойтись.
Кроме того, активное внедрение средств автоматизации вызывает экспоненциальный рост данных, извлекать управленческую информацию и данные для отчетности из которых становится все проблематичнее. Автоматизированные системы управления должны быть оборудованы мощными средствами бизнес-аналитики (BI), позволяющими прогнозировать деятельность предприятия, отслеживать тенденции и выявлять закономерности. В этом случае системы мониторинга, сбора данных и их анализа выходят в современных системах управления на первый план.
Сегодня розница стремится к максимальному сокращению всевозможных ошибок и издержек и поэтому не может позволить себе ни хранения товара на складе в течение месяцев, ни отсутствия нужного ассортимента в пик продаж. В борьбе за потребителя для принятия грамотных решений всегда нужна качественная информация, позволяющая спланировать ценовую политику и определить необходимость проведения маркетинговых акций. В связи с этим все большим спросом пользуются средства BI, позволяющие решать задачи прогнозирования спроса на основании данных по потреблению различных видов товаров, и системы "интеллектуального" анализа данных, делающие возможным планировать поставки и выявлять отсутствие востребованного товара.
Топ-10 специализированных систем автоматизации торговли в магазине
№ |
Решение (вендор) |
Функционал |
Заказчики (место нахождения центрального офиса) |
1 |
1С-Рарус: Торговый комплекс (1С-Рарус) |
Решение разработано на платформе 1С: Предприятие 8 и предназначено для автоматизации учета и управления торговым оборудованием в продовольственном супермаркете. Оно взаимодействует с основными моделями POS-терминалов, весов, сканеров штриховых кодов, принтеров штриховых кодов, терминалов сбора данных.Его основные функции — управление торговым оборудованием, учет товародвижения, учет денежных средств, управление продажами, управление поставками и т.д. |
Точка (Москва), Андреевский (Нижний Новгород), Максим (Норильск) и др. |
2 |
СуперМаг (Сервис Плюс) |
Позволяет управлять всеми базовыми функциями торгового предприятия: продажами, закупками, складом, персоналом, отношениями с клиентами. Система спроектирована для управления розничными сетями и включает модули, автоматизирующие все объекты торговой сети: магазин, склад, распределительный центр и др. В последних версиях расширен функционал ценообразования, формирования заказов, добавлены средства бизнес-аналитики. |
Гроссмарт (Москва), Семерочка (Стерлитамак), Матрица (Уфа) и др. |
3 |
POS-FIT-К (FIT) |
Программа управления POS-терминалами, предназначена для автоматизации рабочего места кассира и позволяет управлять торговым залом магазина. Система осуществляет ведение учета товара, фиксирование скидок и организацию процесса обмена данными с комплексной системой автоматизации торговых предприятий Gestori Pro. |
Копейка (Москва), Авоська (Москва), Подсолнух (Нижневартовск) и др. |
4 |
Профи-Т (Пилот) |
Решение предназначено как для крупных торговых предприятий, супермаркетов и универмагов, в том числе имеющих большое территориальное распределение, так и для небольших и развивающихся ритейлеров. Оптимально для оперативного управления большой кассовой линейкой. |
Детский мир (Москва), Ароматный мир (Москва), Старик Хоттабыч (Москва) и др. |
5 |
Frontol (Атол)
|
Автоматизирует весь спектр задач, с которыми сталкивается торговое предприятие (управление широким спектром оборудования, контроль над персоналом, реализация дисконтных схем, взаимодействие со всеми популярными программами класса back-office и т.д.) |
Ромашка (Архангельск), Вега (Череповец), Карусель (Архангельск) и др. |
6 |
SET Retail (Кристалл Сервис) |
Система позволяет интегрировать в единую информационную среду все операции, из которых складывается ежедневная работа магазина — маркировка товара, расчет с покупателем, реализация дисконтной политики, предоставление необходимых отчетов и т.д. Весь арсенал оборудования (POS-терминалы, техника для штрих-кодирования, весы, информационные киоски, электронные ценники и т.д.) настраивается и контролируется централизованно. |
О'Кей (Санкт-Петербург), Эльдорадо (Москва), Вестер (Калининград) и др. |
7 |
ПК Тэндо (Тэндо)
|
Хорошо масштабируемая система, которая может быть внедрена как на небольших торговых предприятиях, так и в крупных, территориально-распределенных сетях. Состоит из набора модулей, позволяющих автоматизировать все аспекты деятельности торгового предприятия. Комплекс интегрирован со всеми видами специализированного электронного торгового оборудования. |
Алые Паруса (Москва), Миллезим (Москва), Берони (Москва) и др. |
8 |
TP.NET (Wincor Nixdorf ) |
Система является комплексным решением для всех видов магазинов и поддерживает все основные типы автоматизированных систем, применяемых в торговле. Базируется на технологиях Microsoft.NET, поддерживает международные индустриальные стандарты, механизмы настройки POS-функциональности для различных типов магазинов, интегрируется с существующими бэк-офисными системами, использует централизованное управление. |
Metro C&C, Россия (в стадии внедрения) Smart value (Оливье) |
9 |
ШТРИХ-М: Рабочее место кассира (Штрих-М) |
Позволяет решать задачи автоматизации POS-терминалов на предприятиях розничной торговли различных форматов. В системе представлен полный набор инструментов для автоматизации работы кассира, в том числе развернутая система лояльности. Используются механизмы обмена данными с учетными программами, построенными на платформе "1С: Предприятие". |
Находка (Санкт-Петербург), Магнит (Краснодар), Sela (Москва) и др. |
10 |
Advanced Store@Retail (NCR) |
Это масштабируемое мультиплатформенное решение, разработанное на основании общемировых стандартов, позволяет автоматизировать торговые предприятия различного формата (вплоть до интернет-магазинов) и поддерживает гибкие системы скидок, механизмы контроля, резервирование данных. |
Добрыня (Пермь) и др. |
Источник: CNews Analytics, 2008
Еще один тренд из числа неприятных — недостаток в торговой отрасли квалифицированных ИТ-кадров, что, впрочем, характерно для всех вертикальных рынков и других сфер, так или иначе связанных с информационными технологиями. Стремление минимизировать издержки на оплату дорогостоящего персонала заставляет разработчиков автоматизированных систем совершенствовать архитектуру предлагаемых решений, внедряя централизованные и сервис-ориентированные технологии управления информационными системами. Это позволяет ритейлерам активнее использовать технологию аутсорсинга при внедрении и обслуживании автоматизированных систем в розничной торговле. К слову сказать, и тут наблюдается общность тенденций: обращение к аутсорсингу характерно для всего ИТ-рынка. Таким образом, в этом отношении ритейлеры идут в ногу с другими отраслями.
Системы автоматизации: что выбирает ритейл?
И наконец, поскольку, как отмечает большинство экспертов, сейчас российский ритейл в целом миновал стадию бурного роста, на первый план выходят вопросы оптимизации и тонкой настройки бизнеса. В связи с этим многие ритейлеры вслед за специализированной системой управления торговым залом начинают внедрять комплексные ERP-системы для решения общих задач управления, в том числе и аналитических. ERP или самописное решение?
Процесс активного перевооружения отечественного ритейла характеризуется уходом от доморощенных технологий, самописных систем и лоскутной автоматизации. Отрасль все более ориентируется на использование общемировых стандартов, внедряет более эффективные технологии организации торговли, что, конечно, не могут оставить без внимания ведущие мировые производители систем автоматизации.
Ведущие игроки рынка ERP — западные SAP, Oracle, Microsoft и примкнувшая к ним (на рынках СНГ) "1С", продукты которых использует большая часть крупных российских предприятий розничной торговли, явно не собираются сидеть сложа руки и продолжают активно наращивать свое присутствие, теперь уже обратив пристальное внимание на сегмент СМБ, где до этого времени их "тяжелые" решения практически не использовались. Главным преимуществом флагманов индустрии является многолетний опыт использования их продуктов в крупнейших компаниях всего мира и отработанные до мелочей технологии внедрения. Например, отраслевое решение SAP for Retail разработано на основе лучших практик отрасли, охватывает весь производственный цикл торгового предприятия и поддерживает все процессы, обеспечивающие эффективность бизнеса. Как следует из пресс-релиза компании, бизнес-сценарии, включенные в решение для розничной торговли, проверены в течение 30 лет сотрудничества SAP с торговыми компаниями по всему миру и специально адаптированы к российским условиям с учетом специфики нашей страны, а также других стран СНГ. Клиентами компании по всему миру стали более двух тысяч розничных компаний разного масштаба, среди них такие крупные предприятия, как Wal-Mart, Metro C&C, Benetton, Carrefour и т.д.
Аналогичное решение Oracle Retail включает три ключевые подсистемы, обеспечивающие соответственно управление товародвижением, управление магазином, а также планирование, прогнозирование и оптимизацию деятельности компании. Система осуществляет сквозную автоматизацию розничной торговли, в ее состав входит целый ряд модулей, относящихся к планированию и оптимизации торговой деятельности. Полнофункциональная система управления для розничных сетей Oracle Retail обеспечивает уникальную, интегрированную платформу для сферы розничной торговли. Решения Oracle также используют несколько тысяч розничных компаний по всему миру.
И в том и в другом случае на стороне лидеров отрасли отработанная схема технической поддержки, большое число квалифицированных специалистов и развитая партнерская сеть. Правда, как отмечают эксперты, в силу целого ряда причин позиции SAP в российском ритейле пока прочнее положения Oracle.
Системы автоматизации: что выбирает ритейл?
В последнее время активную политику по продвижению в России своих ERP-продуктов ведет и Microsoft. Руководство компании заявило об увеличении инвестиций в развитие продуктов Dynamics в России более чем в два раза, примерно в таком же соотношении увеличится и число разработчиков. Помимо этого, планируется открытие партнерского центра, что позволит Microsoft существенно нарастить число своих партнеров по данному направлению. В этом году компания представила новое отраслевое решение для розничной торговли Microsoft Dynamics for Retail, которое подойдет для управления как отдельными магазинами, так и крупной торговой сетью. По утверждению разработчиков, система способна решать целый комплекс задач по оптимизации торгового процесса. Она содержит инструменты для анализа работы в рамках подразделений и компании в целом, в том числе анализа запасов, продаж и финансов в режиме реального времени.
Топ-4 комплексных систем автоматизации магазина
№ |
Решение (вендор) |
Функционал
|
Заказчики (место нахождения центрального офиса) |
1 |
SAP for Retail (SAP) |
Решение автоматизирует весь производственный цикл торгового предприятия, в том числе учет и управление запасами на основе технологий радиочастотной идентификации (RFID), анализ ключевых показателей логистической сети на основе референтной модели (SCOR), совместное планирование, прогнозирование и пополнение запасов (CPFR), оперативное управление персоналом магазина с помощью портальных технологий. |
В мире: Wal-Mart Stores (США), Metro Cash and Carry (Германия), Benetton (Италия), Carrefour (Франция).В России: Бананамама (Москва), Техносила (Москва), Евросеть (Москва), X5 Retail Group (в процессе внедрения, Москва), Эльдорадо (Москва), Мир (Москва), Лента (Санкт-Петербург) и др. |
2 |
Oracle Retail (Oracle) |
Эта полнофункциональная интегрированная платформа управления для розничных сетей объединяет множество решений для планирования и управления розничными продажами, ПО для оптимизации розничной торговли, СУБД и ERP-приложения. Семейство решений Oracle позволяет в режиме реального времени контролировать бизнес любого масштаба. |
В мире: Tesco (Великобритания), 7-Eleven (США), Best Buy (США). В России: Детский мир (Москва), Топ-Книга (Новосибирск), 36,6 (Москва) и др. |
3 |
1С: Управление торговлей 8 (1С) |
Учет любых видов торговых операций от ведения справочников и ввода первичных документов до получения аналитических отчетов и разнообразных ведомостей, подключение контрольно-кассовых машин, сканеров штрих-кодов, принтеров этикеток, POS-терминалов, терминалов сбора данных, весов и т.п. Позволяет интегрировать в один комплекс практически все процессы ритейлера, в том числе такие, как оперативный и управленческий учет, анализ и планирование торговых операций и т.д. |
Точка (Москва), Джентри (Екатеринбург), Джинсовый Амбар (Санкт-Петербург) и др. |
4 |
Microsoft Dynamics AX (Microsoft) |
Решение, построенное на базе комплексной ERP-платформы от Microsoft, позволяющее автоматизировать все основные бизнес-процессы розничного предприятия. Интеграция со всеми продуктами Microsoft. |
Дикси (Москва), Л'Этуаль (Москва), О’Кей (Санкт-Петербург), Кей (Санкт-Петербург), Буквоед (Санкт-Петербург) и др. |
Как известно, внедрение любой системы ERP-класса — недешевое удовольствие. Помимо затрат на приобретение лицензий, необходимо платить за внедрение, консалтинговые услуги, техническую поддержку, а также покупать необходимое оборудование. В результате совокупная стоимость проекта может в несколько раз превысить стоимость самих лицензий. Несмотря на это отечественный ритейл готов вкладывать значительные средства в ИТ, понимая, что в современном мире технологии становятся основным инструментом управления бизнесом. Инвестируя в ИТ, предприятие не просто автоматизирует свою деятельность — оно развивает бизнес.
Между тем, большинство экспертов отмечает, что простое приобретение дорогой западной ERP-системы отнюдь не ведет к автоматическому повышению эффективности бизнеса. Автоматизация магазина розничной торговли по сложности проработки проекта не уступает другим отраслям, поэтому число полностью успешных проектов не столь велико, как могло бы показаться на первый взгляд. Вообще, практически невозможно найти проект по автоматизации, при котором были бы выдержаны все изначальные требования: сроки, решаемые задачи, конечная цена. Кроме того, TCO ERP-системы достаточно высок. Выбирая ту или иную ИС компании нужно обратить внимание, во что ей обойдется сервис, с учетом того, что кадровый голод в ИТ со временем будет только нарастать.
Учитывая данные факты, многие розничные компании, относящиеся, как правило, к сектору СМБ, пока не спешат переходить на дорогие отраслевые решения, довольствуясь до поры до времени тем, что уже имеется. Чаще всего это либо одно из традиционных решений на базе платформы "1С", доработанное под собственные нужды, либо самостоятельно разработанная, достаточно надежная и проверенное временем система. В то же время многие крупные торговые сети, внедрившие "тяжелые" ERP на уровне бэк-офиса магазина, на уровне торгового зала продолжают использовать либо собственные, либо специализированные отраслевые решения, расценивая такой подход как наиболее эффективный.
Максим Никитин
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?