Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Симулятор торгового зала: рассчитайте плотность посетителей и оптимизируйте планировку
Технология симуляции постепенно входит в повседневную практику среднего и крупного бизнеса. Мы уже рассказывали о симуляции планограмм магазинов и складских комплексов, но эта технология также может использоваться в магазиностроении. Сейчас – в период эпидемии – она позволит рассчитать максимальное количество посетителей торгового зала и соответствующий объем продаж, оптимизировать расположение витрин, чтобы повысить скорость обслуживания, а когда ограничения снимут – поможет оценить уровень комфорта обслуживания клиентов в магазине и рассчитать оптимальное количество персонала и касс. В этой статье, расскажем как.
Чтобы познакомиться с технологией симулятора супермаркета в целом, можно посмотреть короткий видеообзор. В качестве примера симулятора торгового зала рассмотрим симуляцию SimulationX магазина одного из крупнейших ритейлеров страны с небольшими изменениями параметров для сохранения конфиденциальности.
Также вы можете самостоятельно «поиграть» в симулятор торгового зала. Нажмите на картинку ниже: когда ссылка на симулятор откроется в новой вкладке, запустите симулятор, нажав кнопку «play».
Теперь давайте рассмотрим несколько практических выгод технологии симуляции.
Определите уровень комфортности магазина
Для проверки удобства расположения продукции и прилавков в магазине, в симуляции используется тепловая карта плотности, которая отображает места с наибольшей концентрацией покупателей в магазине. На картинке ниже «До оптимизации» явно видно несколько зон с красными вкраплениями. В условиях повышенного потока клиентов это приведет к дискомфорту передвижения и к возможному оттоку покупателей.
До оптимизации
После оптимизации
Эта карта плотности актуальная и в период действия карантинных мер из-за коронавируса. С ее помощью можно рассчитать максимальное количество покупателей, которые могут одновременно находиться в магазине, и при этом задать предельную плотность покупателей на 1 кв. метр. Более того, в этих условиях можно спрогнозировать финансовые показатели торговой точки и также учесть их при оценке максимального количества покупателей.
Найдите лучшие места для промовитрин
Также при помощи карты плотности можно определить зоны, в которых расположение акционных товаров приведет к большей эффективности, чем в других местах. В качестве примера на рисунке представлен укрупненный вариант эффективности зон для размещения акционных товаров, при этом симуляция позволяет проводить более детальный анализ эффективности с детализацией по каждому кв. м.
Оптимизируйте расположение прилавков
В условиях высокой конкуренции перед ритейлером уже не стоит задача запутать покупателя, чтобы он как можно дольше искал в зале нужный товар. Нужно наоборот сделать так, чтобы покупатель максимально быстро и с удобством удовлетворил свою потребность. Планировка магазина и взаимное расположение прилавков влияют на качество обслуживания посетителей. Чтобы проанализировать магазин с этой точки зрения, из симулятора можно запросить анализ по среднему времени, проведенному покупателем в магазине.
На рисунке ниже представлен график среднего времени пребывания покупателя до и после оптимизации расположения прилавков, где наглядно видно сокращение среднего времени пребывания покупателей в магазине на 10 минут. При этом количество покупателей, одновременно находящихся в магазине, также уменьшилось.
До оптимизации планограммы (среднее время пребывания в магазине – 50 минут)
После оптимизации планограммы (среднее время пребывания в магазине – 40 минут)
До оптимизации планограммы (среднее время пребывания в магазине – 50 минут)
После оптимизации планограммы (среднее время пребывания в магазине – 40 минут)
Рассчитайте, сколько вам нужно персонала и кассового оборудования
Ни для кого не секрет, что когда у покупателя есть выбор, он выберет тот магазин, в котором проведет минимум времени и полностью удовлетворит свою потребность. К сожалению, в нашей жизни множество примеров, когда можно быстро собрать корзину, а потом в два раза дольше стоять в очереди в кассу. Проблема – в организации самого магазина. Симуляция без труда нивелирует этот фактор. Загрузив в симулятор данные по чекам и потоку покупателей в течение дня, вы получите график, когда и в какой момент времени в магазине будут очереди на кассах. При этом вы без труда сможете определить требуемое количество кассовых аппаратов (как обычных, так и самообслуживания), и составить график работы кассиров в течение дня.
Вариант №1 (при 4 кассах длина очереди в среднем 4–6 человек)
Вариант №2 (при 5 кассах длина очереди в среднем 2–3 человека)
Более того, если у вас кассир отвечает за наличие товаров в определенной группе прилавков (работает в зале), это также можно учесть, задав ряд правил, по которым кассир будет уходить с кассы для работы в зале и наоборот, будет производиться вызов кассира из зала в случае достижения предельной длинны очереди, к примеру в 7 человек (этот параметр можно изменять).
Также часто встречаются магазины с избытком кассовых аппаратов, что говорит об ошибочном расчете нагрузки из-за усреднений и невозможности учесть особенности поведения покупателей. Чтобы оборудовать место кассира, требуется не менее 1 млн рублей. В таком случае симуляция окупается моментально в случае более точного расчета кассовых аппаратов и высвобождения дополнительной площади в магазине.
Симуляция позволяет задать при расчетах абсолютно любые особенности поведения покупателей, условия работы кассиров, кладовщиков, магазина в целом, вплоть до учета сроков годности продукции и графика поставок товаров в магазин. Она будет полезна как для новых магазинов, так и для существующих, где требуется реорганизовать пространство зала и провести оптимизацию.
Алексей Пашкевич, руководитель SimulationX

Мария Агранович, «ВсеИнструменты.ру»: «Планируем увеличить долю СТМ и эксклюзивного импорта до 13%»
О стратегии развития собственных марок онлайн-игрока и выборе партнеров.