Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Шанс для питерского молочника
Екатерина Шохина www.expert.ru
Дмитрий Медведев призвал законодателей прописать в законе «О торговле» открытый доступ в розничные сети для российских производителей сельхозпродукции. Эти инициативы вряд ли изменят ассортимент товаров на полках супермаркетов, зато могут поставить на грань рентабельности бизнес ритейлеров
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев озаботился проблемой взаимоотношения сетей и российских производителей. «Вопрос о наличии товаров отечественных сельхозпроизводителей в крупных торговых сетях должен быть решен на законодательном уровне. Это на 100% проблема нормативная», — сказал Медведев на совещании по проблемам развития агропромышленного комплекса, которое прошло на одном из сельхозпредприятий Ленинградской области. Первый вице-премьер подчеркнул, что «сейчас готовится закон о торговле и проблема размещения товаров отечественных производителей (на прилавках крупных сетевых магазинов) должна быть в нем отражена». Ведь, как узнал он только что от производителей молока, «на рынке их товары есть, а в торговых сетях — нет». «Это и понятно, если говорить откровенно, эти сети требуют с производителей такие взятки или даже легальные платежи, что они делают абсолютно бессмысленной продажу отечественной продукции в этих сетях», — сказал первый вице-премьер. По его словам, «это неправильно, это развращает данные торговые предприятия и приводит к опустошению наших прилавков, делая невозможной продажу отечественных продуктов по такой цене».
На первый взгляд, действительно, не считая крупных производителей продуктов питания, все остальные игроки рынка сетями ущемлены. От этого страдают и потребители – куда ни зайди, всюду один и тот же набор продуктов (причем импортная продукция растет опережающими темпами). По словам владельца алтайской фирмы «Алтан», выпускающей макароны, Валерия Покорняка , ассортимент «вымывается наиболее сильными брендами», страдает разнообразие, вследствие чего, например, в разных сетевых форматах покупатель видит одни и те же марки.
А попасть в сеть ой как непросто, говорят производители. Так, например, пожелавший остаться неизвестным производитель минеральной воды поведал «Эксперту Online», что за вход в сетевой магазин ритейлеры требуют (в зависимости от их масштаба) от 20 тысяч долларов до 80 тысяч евро в год. «Иногда эти деньги они хотят получить просто в конверте, иногда — официально в качестве арендной платы за полку», — говорит он. Другая проблема – сети требуют заниженную цену за поставку к ним товаров.
Но у сетей есть свой ответ на все эти стенания. Во-первых , они не хотят брать на себя издержки продвижения товара. «Получается, мы должны взять новый товар вместо раскрученного и хорошо продаваемого, а его никто не знает, соответственно, полки простаивают, продажи падают – снижается эффективность нашего бизнеса», — говорит представитель одной из розничных сетей. Во-вторых , отмечает аналитик ФК «Открытие» Ирина Яроцкая , ритейлеру выгоднее и спокойнее сотрудничать с тем, кого долго знают, – так они уверены в сроках и объемах поставок. А мелкий производитель может и подвести – у него может быть не отлажена логистика, может случиться ЧП на заводе и поставки сорвутся. В-третьих , отмечают в «Ленте», все не так плохо, как кажется. «Если наши маркетологи говорят, что такой-то новый товар будет востребован, то мы его с радостью принимаем в магазин». Поиск новых товаров идет, но разумно. Ритейлеры заинтересованы в получении уникальных, новых товаров. «За таких производителей разворачивается даже борьба среди сетевиков», — говорит Яроцкая. Про таких производителей журнал «Эксперт» писал уже много раз. Например, Андрей Давыдов , фермер из Калужской области, выращивающий бычков мясной породы по беспривязной технологии, привез в Москву разделанную тушу и на глазах у изумленных менеджеров супермаркета поджарил кусок мяса и дал им попробовать. Теперь они покупают у Давыдова мясо по цене вдвое выше среднерыночной и просят увеличить поставки. Или Андрей Казючиц , глава овощеводческой компании «Тульская нива», доказал, что его картошка не хуже французской, а стоит дешевле, и теперь сети наперебой звонят ему, хотят заключить договор. Так что не все так плохо.
И все же, наверное, было бы хорошо, чтобы отечественные производители развивались и легче получали бы доступ в сети, которые по всей России контролируют 26—27% розничного рынка (в Москве 36—37%, в Санкт-Петербурге – около 50%). Но фиксированный минимальный объем представленной на полках продукции отечественных производителей может и не привести к увеличению ассортимента. А именно это, похоже, и собираются прописать законодатели в законе о торговле под определением «норма доминирования». Как сообщил «Коммерсанту» две недели назад совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий , уже сейчас сети прижимают и в ряде регионов заставляют брать продукцию местных заводов. «Например, соотношение алкоголя местного и «приезжего» в Астраханской области мы должны держать в пропорции 70 к 30. И так будет с каждой продукцией», — уверен Галицкий. При этом неважно — хорошего она качества или плохого. В этой зоне доминирования будет продаваться не то, что нужно покупателю, не лучший производитель, а то, что необходимо будет на месте закупать.
Пострадают и сети – чтобы товар брали, его нужно продвигать, а кто этим будет заниматься? По словам Галицкого, у сетей прибыль менее 3%, им это затратно – значит ,бизнес станет неинтересен. Крупные производители сами продвигают свой товар, мелкие этого делать не будут.
За рубежом помогает продвижению товаров государство – в ряде стран, США например, штат выделяет деньги на аренду для местных игроков в супермаркетах, в некоторых других странах государство и продвижению товара помогает. Но у нас, похоже, законодатели хотят все переложить на сети. В итоге ситуация не изменится. «Если ритейлеров заставят закупать больше отечественных производителей, выиграют раскрученные бренды крупных компаний – их продукции на прилавках станет еще больше, а ассортимент – меньше», — считает Яроцкая. Возможный выход из ситуации – укрупнение продовольственного бизнеса. Однако это долгий и неоднозначный процесс.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?