Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Шаг вперед - супермаркет, два назад - гипермаркет
Почему в столице не приживаются небольшие семейные магазинчики
Термин о "шаговой доступности" магазинов уже давно вошел в городской фольклор, но проблема купить у дома хлеба и молока менее острой, судя по соцопросам, не становится.
На последнем заседании московского правительства чиновники вновь вернулись к актуальной теме.
- Мы регулярно проводим опросы населения, - сообщил глава департамента потребрынка Владимир Малышков. - Люди испытывают недостаток магазинов самой разной направленности: продуктовых, строительных, предприятий быта, ателье. Мы должны утвердить новый адресный перечень объектов потребрынка в районах, испытывающих дефицит.
Правда, тут встает другой вопрос - нехватка свободных площадей.
Проблему дефицита места собираются решать творчески. Например, за счет котельных, которые базируются во дворах. До 2011 года планируется надстроить и перестроить, превратив в магазины, около 1,5 тысячи центральных тепловых станций. Поступило также предложение - при капремонте домов переселять жителей первых этажей, а в освободившихся квартирах обустраивать салоны красоты, булочные, обувные мастерские.
Вот только строить - не ломать, дело не быстрое. А потому еще одна идефикс мэрии - ликвидация торговых ларьков - заметно опережает "пошаговое" благоденствие.
- Я категорически против так называемых автотонаров и пластиковых киосков, - в очередной раз заявил Малышков. - Это миф, что цены в них ниже, чем в нормальных магазинах. В этом году количество мобильных точек было сокращено на 20%, в следующем оно уменьшится еще на 30%. И скоро город вовсе от них избавится. В порядке исключения выездная торговля останется в новых микрорайонах, где еще не отлажена инфраструктура.
Вот только что такое "отлаженная инфраструктура", чиновники и горожане понимают по-разному. Например, жители Центрального округа умоляют оставить им палатки, потому что более-менее приемлемые по ценам продуктовые магазины в центре никак не приживаются - сплошь бутики да ювелирные. А жители Юго-Запада, в свою очередь, отказываются понимать, зачем вырубать единственный в квартале сквер (м. "Коломенская", м. "Университет") под строительство магазина шаговой доступности, когда поблизости расположены десятки торговых заведений.
Исключительно стараниями бизнеса за последние годы Москву буквально накрыло сетью самых разных магазинов. Это живая сеть - где-то прибывает, где-то убывает, крупные поглощают мелких, меняется специализация и т.п. Получается, торговый мир живет своей жизнью, а придуманная в недрах мэрии "шаговая доступность" - своей?
- Разумное участие власти в этих процессах необходимо, - считает директор проекта Retail.ru Антонина Кискина. - Но подход изначально должен быть другим. Нужна реальная поддержка малого и среднего бизнеса. Для рынка логично поглощение их крупными сетями, хотя потребителям это не всегда нравится. Но как раз ограничений на это, защиты независимых сетей и отдельных предприятий со стороны власти нет. Если не сказать больше. В программе строительства сети магазинов шаговой доступности изначально предполагалось, что участки получат только крупные ритейлеры. И лишь нескольким независимым розничным компаниям удалось выиграть тендеры и потеснить гигантов, отвоевав несколько площадок. Это можно считать успехом сейчас, но сумеют ли они отстоять свое место, когда попадутся на глаза большой сети, готовой поглотить уже разработанную торговую точку?
В итоге, раздав все "вкусные" площадки крупным сетевикам, теперь программу "шаговой доступности" перенаправили в сторону освоения крыш ЦТП. Хочется надеяться, что хотя бы там появятся частные булочные, где с утра можно будет купить горячие рогалики к чаю, лавки зеленщиков и молочников, маленькие колбасные лавки - все эти мелко-частные заведения, которые так украшают быт европейских городов, в том числе и столиц. А гипермаркеты там знают свое место - в больших моллах на окраинах, куда никто пешком не ходит.
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Зюзинская азбука вкуса
Дарья Быстрова
Район Зюзино, где я живу, - самый маленький в Москве. Может, потому его обходит своим вниманием мэрия, вот уже который год обещая наладить в столице систему магазинов шаговой доступности.
В пятистах шагах от моего дома - это ближайший адрес - работает продуктовый, заходя в который в первый раз люди недоуменно спрашивают: "А поприличнее у вас поблизости ничего нет?" Поприличнее был магазин за два квартала. В нем работала частная пекарня, и на запах свежего хлеба охотно шли покупатели. Этим летом магазин то ли перекупили, то ли закончилась аренда - закрылся. А осенью на нем появилась вывеска: в ближайшее время вас ждут в "Азбуке вкуса". Кто не в курсе, это сеть магазинов, где можно купить самые экзотические продукты по самым экзотическим ценам. Вот только "доступным" его трудно назвать даже после пытки голодом. Большого скопления олигархов в нашем Зюзине также пока не наблюдается. А потому самым доступным для жителей остается рынок в трех остановках на метро. Ликвидировать его собираются следующим летом - на его месте, обещает районная газета, появятся супермаркеты.
А на днях закрылся последний частный овощной ларек у метро, который все последние годы держал армянин Григор с семьей. Фрукты и овощи у него были хоть и недешевые, но все-таки пахли землей и солнцем, а не химией, как пластиковые помидоры с огурцами в сетевых продуктовых. Прощаясь, Григор сказал, что бороться с сетевиками и чиновниками у него никаких взяток больше не хватает. И пригласил приезжать в Армению, когда забуду вкус настоящих персиков. Спасибо, конечно, вот только очень далеко шагать.
Английский стиль
Год назад обитатели английского городка Мэннингтри в графстве Эссекс не допустили строительства супермаркета Tesco. В городке работают фермерский рынок, деликатесная лавка, две пекарни и два мини-маркета. По мнению жителей, появление Tesco приведет к закрытию всех этих заведений. Бунтовщиков из Мэннингтри поддержал народ по всей стране. А антимонопольное ведомство начало расследование в отношении сетевиков, чьи действия подрывают конкуренцию.
Наталья Гранина Известия
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?