Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Шаг в новую реальность
Внешние факторы
2015 год оправдал для авторынка если не самые худшие прогнозы, то как минимум вынес на поверхность те риски, о которых автодилеры ранее даже не задумывались. Впервые за много лет речь зашла об уходе с российского рынка не только автодилеров, но и самих автопроизводителей. Первой «ласточкой» стала испанская марка SEAT, покинувшая Россию. Несмотря на то что такой сценарий развития событий сложно было назвать удивительным, так как у бренда уже дважды не задавался выход в Россию, для участников рынка это стало своеобразной «черной меткой». В Сибири у SEAT было два дилера — в Иркутске и Красноярске, причем в случае последнего речь шла о самом крупном по площади салоне марки в России. Однако эти события стали лишь предтечей аналогичных шагов со стороны более крупных игроков рынка. Так, эффект разорвавшейся бомбы произвел американский концерн General Motors, по сути объявивший о своем уходе из России с 2016 года. Такой сценарий развития событий стал абсолютно неожиданным не только для участников рынка, но даже для партнеров и контрагентов компании.
Пока одни игроки сибирского авторынка празднуют получение новых дилерств по прибыльным и исторически сильным в регионе брендам, другие готовятся перелистнуть страницу и покинуть этот бизнес
Действующие дилеры концерна, среди которых было немало монобрендовых, то есть тех, бизнес которых держался только на General Motors, были вынуждены искать себе новых партнеров. Например, ДЦ «Центральный» в Красноярском крае под руководством Алексея Сугака построил полнофункциональный дилерский центр GM по всем стандартам производителя в 2014 году, накануне рассматриваемых событий.
В результате каждый из сибирских авторитейлеров за минувший год решил эту задачу по-своему. Большинство партнеров оставило за собой дилерство по производимой в России модели Chevrolet Niva, на которую приходилось до 50% всего объема продаж марки, а те компании, которые не были авторизованы на реализацию этой модели, заключили соответствующие контракты. Что касается других брендов, то в их выборе очевидной тенденции со стороны теперь уже бывших дилеров GM по Сибири не просматривалось. Так, «НСК-Авто» (Новосибирск) разместила на своих площадях корейскую марку Hyundai, «Сибтрансавто» (Новосибирск) и «Викинг Моторс» (Красноярск) —отечественный УАЗ, «Атлантик Моторс» (Красноярск) — китайскую Geely, «Сто коней» (Томск) —американский Ford, «Сибинпэкс» (Кемерово) — французскую Renault, ДЦ «Центральный» (Красноярский край) получил франшизу «Белого сервиса». Наконец, алтайская «Барнаул Моторс» подписала протокол о намерениях с корейской KIA. Еще более оригинальный способ нашла для себя иркутская «Люкс Авто», отдав свои площади в аренду компании «Агат-Авто» под японский бюджетный бренд Datsun. Есть, впрочем, среди дилеров и те, кто еще не определился. Так, омские компании «Сибирь моторс» и «Западно-Сибирский альянс», возглавляемые Анастасией Вишняковой, находятся в стадии переговоров с рядом брендов, среди которых — американский Ford.
Попутно ряд дилеров начали решать вопросы с GM в судебном порядке, например, красноярский «Атлантик Моторс» и иркутская «Люкс Авто».
Отправившись после ухода GM, участники рынка стали активно обсуждать, последуют ли примеру американского концерна другие компании, и если да, то кто. Несмотря на множество различных гипотез, по факту аналогичных решений не принял никто. Лишь японская Honda пересмотрела схему своего присутствия в России, предложив дилерам с 2016 года самостоятельно заниматься импортом автомобилей напрямую через головную компанию в Японию. Таким образом, своими действиями Honda по сути решила освободиться от валютных рисков, а следовательно, и основных финансовых потерь. Такая схема работы также поставила дилеров на перепутье. По данным участников рынка, как минимум один из сибирских партнеров бренда планирует отказаться от него. Есть и те игроки, которые находятся в раздумьях. Так, директор одного из сибирских дилеров Honda открыто сказал «КС», что в компании к концу 2015 года так до конца и не определились, будут ли продолжать работать с маркой по новой схеме или откажутся от нее. Впрочем, на этом фоне есть и такие дилеры, которые готовы и дальше работать с брендом, например новосибирский «Сан Мастер». «Клиенты Honda ездят на сервис и во время гарантии, и после нее, и даже сейчас. Поэтому в такой ситуации нет оснований отказываться от бренда», — солидарен с коллегами топ-менеджер одного из сибирских дилеров Honda.
Достаточно печально обстоит ситуация с Peugeot-Citroen. Несмотря на то что концерн объявил о том, что не планирует уходить из России, продажи автомобилей упали, по данным АЕБ, на 73% за 11 месяцев 2015 года. Еще хуже ситуация с обоими брендами в Сибири. Именно поэтому региональные дилеры марки продолжают закрывать свои салоны. В этом году по такому пути последовал алтайский АНТ, который являлся одним из самых крупных дилеров Citroen в Сибири. В свою очередь Peugeot в 2015 году потерял партнера в Кемерове.
Масштабные открытия
Несмотря на глубокий кризис на авторынке, 2015 год ознаменовался и запуском полнофункциональных салонов. Участники рынка, невзирая на сложную финансовую ситуацию, находили возможности завершить начатые стройки и выполнять обязательства, взятые перед автопроизводителями. Так, в Новосибирске осенью 2015 года был запущен полнофункциональный салон Porsche группы компаний «СЛК-Моторс» Натальи Ждановой, хотя большинство участников рынка сомневались в том, что авторитейлер сможет уложиться в эти сроки.
В свою очередь в декабре 2015 года был запущен дилерский центр Toyota московской группы компаний «Автомир». Участники рынка признают, что группе компаний удалось четко следовать намеченным планам, несмотря на кризисную ситуацию, и в сжатые сроки построить салон. По сути «Автомир» подхватил бренд Toyota, традиционно находящийся на высоких позициях в Новосибирске, и сумел консолидировать у себя в руках продажи автомобилей марки.
Также среди заметных открытий 2015 года можно отметить запуск в Барнауле полнофункционального дилерского центра Audi компании «АлтайЕвроМоторс», а в Красноярске — Suzuki компании «Премиум».
Экспансия в условиях кризиса
Крайне небольшое количество компаний в условиях сложной ситуации на авторынке отважились осуществлять экспансию в другие регионы и скупать слабеющих конкурентов, учитывая неопределенность дальнейшей ситуации на авторынке. Тем интереснее, что такие случаи все же имели место быть.
Речь, в частности, идет о казахской группе компаний «Бипэк Авто Азия Авто», которая за 2015 год под руководством Сергея Соснова смогла не только выйти на сибирский рынок, но и активно расширить свои позиции за счет скупки региональных дилерских предприятий.
Так, весной 2015 года «Бипэк Авто Азия Авто» приобрела четыре дочерние компании «АвтоВАЗа» в Сибири — «Новосибирск-Ладу», «Омск-Ладу», «Кузбасс-Ладу» и «Алтай-Ладу». В свою очередь в июне 2015 года стало известно о покупке «Бипэк Авто Азия Авто» дилерского центра Peugeot компании «Патриот Авто» на Мочищенском шоссе. Это событие стало неожиданным для участников рынка, потому что ранее была достигнута договоренность о продаже этого объекта красноярскому «Медведь-Холдингу». Более того, срыв этой сделки предполагал выплату неустойки. Однако это не помешало «Бипэк Авто Азия Авто» все же приобрести салон на Мочищенском шоссе и переформатировать его под бренд Lada.
Наконец, летом 2015 года «Бипэк Авто Азия Авто» поглотила «Автоцентр на Хилокской», который являлся самым крупным дилером по бренду Lada в Новосибирске. В собственность казахам достались и салоны УАЗ и SsangYong, также входившие в состав упомянутого комплекса.
Таким образом, всего лишь за один год казахской группе компаний удалось в одном только Новосибирске сосредоточить в своих руках три из пяти салонов «АвтоВАЗа». Учитывая, что именно «АвтоВАЗ» занимает первое место в Новосибирске по количеству проданных машин, стратегия «Бипэк Авто Азия Авто» видится вполне логичной — взять самый востребованный на рынке бренд и всеми усилиями в кратчайшие сроки «застолбить» за собой по нему максимальную долю.
При этом казахская компания не планирует останавливаться на достигнутом и, по данным участников рынка, намерена продолжать скупку дилерских центров на территории Сибири.
Будет ли это плюсом или минусом для марки, утверждать наверняка сложно. Независимые дилеры Lada отмечают, что, получив на «откуп» Сибирь, «Бипэк Авто Азия Авто» в силу масштабов своей деятельности имеет меньше стимулов для соблюдения корпоративных стандартов бренда в сравнении с обычными партнерами завода. В свою очередь другим фактором, связанным с группой компанией, является то, что отныне значительная часть выручки от продажи новых автомобилей в Новосибирске будет «утекать» в Казахстан.
Другим примером может служить красноярский «Медведь- Холдинг », который в 2015 году реализовал свои планы и вышел в Новосибирск. Как уже было сказано выше, компания договорилась о покупке дилерского центра Peugeot компании «Патриот Авто», который после реконструкции должен был служить полнофункциональным салоном для BMW. На тот момент большинство участников рынка считали, что «Медведь-Холдинг» заходит в Новосибирск на очень выгодных условиях, и отдавали дань уважения продуманной стратегии компании. Однако в итоге респонденты «КС» сглазили этого игрока рынка. Вышеупомянутая сделка была сорвана, так как продавец нашел более выгодного покупателя. Красноярский холдинг оказался в ситуации, когда ему нужно было искать новую площадку для салона. Отказываться от первоначальных замыслов уже было нельзя, поскольку действующий дилер BMW в Новосибирске — «АвтоСтар-Сибирь» — начал сворачивать свою деятельность. В результате непростых переговоров с действующим дилером BMW, собственником площадки и дистрибьютором марки «Медведь-Холдингу» удалось заселиться в салон, ранее занимаемый «АвтоСтар-Сибирью», и договориться с BMW Group Russia о дальнейшей авторизации этого салона. Таким образом, красноярской компании под руководством Николая Бякова удалось выйти из сложившейся ситуации и в кратчайшие сроки запуститься в Новосибирске. Насколько устойчивыми окажутся позиции «Медведь-Холдинга», пока судить рано, но один из самых сложных этапов в новом для себя городе предприятие прошло.
Стоит отметить, что Новосибирск давно привлекал игроков соседних регионов в качестве плацдарма для развития. Одновременно с «Медведь-Холдингом» такие же планы имела и красноярская группа компаний «Крепость» Александра Кангуна. Однако если первый следовал своим намерениям, то последняя заморозила свою экспансию в Новосибирск, хотя рассматривала такой вариант, подписав протокол о намерениях с Land Rover. Точно по такому же пути с этим же брендом в Новосибирске пошла бийская компания «Терминал Моторс». Однако учитывая, что пока дальнейших движений в этом направлении не было, участники рынка предполагают, что «Терминал Моторс» может пойти по пути «Крепости», также отказавшийся от первоначальных планов по выходу в Новосибирск с брендом Land Rover.
В условиях санкционных войн и импортозамещения «АвтоВАЗ» становится наиболее ликвидным брендом для дилеров, однако в Сибири дистрибуцию Lada сконцентрировала в своих руках казахская «Бипэк Авто Азия Авто»
Из рук в руки
В условиях кризиса достаточно распространенной мерой является оптимизация портфеля брендов со стороны тех или иных крупных дилеров. Погоня за количеством логотипов на визитной карточке уступает место тщательному анализу прибыльности того или иного бренда в отдельности. При этом если ранее авторитейлеры обладали достаточно слабой переговорной силой по отношению к дистрибьюторам, то теперь ситуация изменилась с точностью до наоборот. Поэтому в подавляющем большинстве случаев речь шла не об отзыве дилерств у тех или иных компаний, а о добровольных отказах авторитейлеров от тех или иных брендов. Нередко такие расставания являются отнюдь не полюбовными и сопровождаются возникновением взаимных претензий сторон. Однако примечательно в таких ситуациях то, что пока отдельные крупные мультибрендовые дилеры отказываются от тех или иных брендов, считая их не перспективными, другие игроки рынка охотно берутся за возможность пополнить свой портфель известным брендом.
Так, одним из громких событий 2015 года стал переход Ford от «МАКС Моторс» к группе автодилерских предприятий Игоря Кошкина. Изначально «МАКС Моторс» не планировала полностью отказываться от дилерства Ford, намереваясь сохранить гарантийное и сервисное обслуживание автомобилей марки. Но, как ранее отмечали «КС» в группе компаний, клиенты были вынуждены длительное время ждать поступления запчастей и осуществления гарантийного ремонта своих автомобилей, что привело к возврату части автомобилей. Такая ситуация не могла устраивать дилера, вынужденного отвлекать на разрешение этих вопросов свои ресурсы в условиях кризиса на авторынке. В связи с этими обстоятельствами «МАКС Моторс» принял решение о расторжении дилерского договора. Сам Ford придерживался другой трактовки событий, заверяя, что их теперь уже бывший партнер «дезинформирует и искажает факты», а на вопросы о конкретных исках со стороны клиентов отмечал, что компания «делает все возможное, чтобы обеспечить своевременную поставку необходимых запасных частей и комплектующих».
Новым дилером Ford в Новосибирске стала группа автодилерских предприятий Игоря Кошкина («УАЗ Центр», «Автолига», «Клондайк авто»), который ранее также работал в ГК «МАКС Моторс». Продажи автомобилей Ford были им запущены осенью 2015 года. Учитывая, что Игоря Кошкина участники рынка считают опытным игроком, тем интереснее, удастся ли новому дилеру вернуть исторически сильные позиции Ford в регионе. Тем временем «МАКС Моторс» и Ford продолжают переговоры по вопросам компенсации гарантийных возмещений.
Еще одним характерным примером является переход дилерства FIAT Professional от «МАКС Моторс» к «Альт-Парку». Как и в случае с Ford, «МАКС Моторс» самостоятельно объявил о прекращении отношений с FIAT. Это было связано с тем, что дистрибьютор марки выдвигал требования по строительству полнофункционального салона FIAT Professional по всем стандартам производителя, невзирая на текущие экономические условия и действующие объемы продаж бренда. Кроме того, дистрибьютор, как пояснял «МАКС Моторс», обязывал дилеров выкупать у него автомобили, не предоставляя период бесплатной консигнации, как это принято у других брендов. С учетом ежемесячных продаж в размере 3–5 автомобилей и небольшого сервисного парка автомобилей «МАКС Моторс» посчитал экономически нецелесообразным дальнейшее партнерство. В результате стороны пришли к решению о расторжении дилерского договора. На этом фоне «Альт-Парк» заинтересовался брендом и, высоко оценивая его перспективы, заключил контракт с дистрибьютором.
Политики сокращения портфеля брендов на протяжении последних лет придерживается и «СЛК-Моторс». В этом контексте нельзя не отметить переход дилерства Hyundai от «СЛК-Моторс» к ГК «Самара-Авто». Характерной особенностью данного случая является то, что речь шла о продаже дилерского контракта. Такая схема достаточно нетривиальна, так как территориально салон «Самара-Авто» расположился на другой площадке, то есть речь шла в основном о покупке нематериальных активов. Тем не менее благодаря этой сделке самарская компания получила в распоряжении ликвидный бренд в дополнение к Nissan, Datsun и Chevrolet Niva, а Hyundai не потеряла дилера и сохранила свои позиции.
Сокращает свое присутствие на рынке и группа автодилерских предприятий кузбасского угольного миллиардера Александра Щукина. В 2014 году предприятие закрыло салон BMW в Новокузнецке, а в 2015 году эта же участь ждала дилерские центры Peugeot и Volvo в Кемерове.
Говоря об уходе одних дилеров и приходе других, стоит отметить, что компания Porsche приняла решение прекратить партнерство с «Престиж Авто» Александра Панченко в Красноярске и подписала протокол о намерениях с ГК «Крепость» Александра Кангуна. Запуск салона марки намечен на I квартал 2016 года. Для «Крепости» такое партнерство также выгодно, поскольку площадкой для размещения бренда послужил действующий салон Skoda, от дилерства которой компания отказалась летом минувшего года.
Наконец, среди событий года можно вспомнить уход из автобизнеса новосибирского бизнесмена Дмитрия Малахова. В 2015 году он закрыл дилерский центр BMW, и новым дилером марки, как уже было сказано, стал красноярский «Медведь-Холдинг».
Другие меры оптимизации
Говоря о других мерах оптимизации, помимо отказа от тех или иных брендов, стоит отметить, что отдельные крупные мультибрендовые дилеры сохраняют марки в портфеле, но при этом оптимизируют форматы присутствия брендов, проводя их релокацию. Так, омская ГК «Феникс Авто» законсервировала один из своих салонов, «переселив» бренды Subaru и Skoda на другие площадки. Это позволило сократить издержки при сохранении портфеля брендов.
Значительное финансовое бремя отдельных дилеров также далеко не всегда не является фактором ухода компании с рынка. Так, в 2015 году была признана банкротом компания «Премиум Карс» Вадима Чернышкова. Но это не помешало ей сохранить дилерство Subaru и продолжить работу с этой маркой.
Однако в некоторых случаях закрытие группы компаний, ее продажа или переход в руки кредиторов неизбежны. В частности, в 2015 году сменила акционеров ГК «Россо» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Audi, Hyundai, Mitsubishi, Peugeot в Иркутске), входившая в Топ-10 самых крупных авторитейлеров Сибири. Как выяснил «КС», основная часть бизнеса перешла от учредителя компании Амгалана Базарахандаева к Сергею Галухину. «Основным фактором стало то, что банки резко повысили ставки по кредитам, с учетом портфеля инвестиционных кредитов это значительное увеличение финансовой нагрузки. Риски в этой сфере существенно возросли, покупательская способность населения упала», — ранее пояснял «КС» Амгалан Базарахандаев.
По данным «КС», это далеко не последний случай такого рода, и в ближайшее время стоит ожидать аналогичных событий в отношении одного заметного сибирского дилера.
Александр Месаркишвили, ksonline.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.