Декоративное изображение
4 000

Поделиться

Сети не останутся без улова

Желание скорректировать

На саммит съехались более тысячи представителей торговых сетей. По словам одного из его участников, директора красноярской сети продовольственных магазинов «Командор» Олега Сипетого, эта международная конференция — одно из самых полезных мероприятий в кризисное время. Условия проведения позволяли обменяться мнениями и с трибуны, и приватно.

В центре внимания участников были, конечно, в первую очередь те законопроекты, которые рассматриваются сегодня Государственной думой и о которых «ВК» не раз рассказывал. В их обсуждении наряду с депутатами активно участвуют Ассоциация малых торговых сетей и московские ритейлеры. Многие положения вызывают вопросы и желание их скорректировать.

- Можно согласиться с ограничениями на продажу отдельных категорий товара — алкоголя, табачных изделий, — говорит Сипетый. — Но, например, ограничения, связанные с долей рынка и возможным доминированием на нем, для российских сетей просто не актуальны. Особенно если говорить о региональном ритейле. Нет у нас на рынке компаний, которые не то что 35 процентов занимают, но даже 15.

Похоже, законодатели услышали продавцов. Скорее всего, норма, ограничивающая возможность торговым сетям открывать новые точки в случае, если они доминируют на рынке, в новый закон о торговле не войдет. Меры, не допускающие монополии, были бы оправданы как заградительные от ценовых сговоров, когда ритейлеры необоснованно держат одинаково высокие цены. Сейчас картина принципиально иная — по крайней мере, в Красноярске: даже в пределах одной крупной сети, будь то «Командор», «Красный Яр», «Каравай» или кто еще, цены на одни и те же товары порой заметно отличаются. Все зависит от места, где расположен магазин. Платежеспособность населения разных районов города отличается также заметно. Есть различия и по группам товаров — в одном районе большим спросом пользуется то, что в другом не покупают.

Скорее всего, не станут ограничивать продавцов и по времени работы магазинов — в первом варианте законопроекта такое ограничение содержалось. Ритейлерам хотели предложить закрываться на ночь.

- Жесткие ограничения для сетей сегодня — это было бы не самое разумное решение, — уверен директор «Командора». — Ну, предположим, они «приподнимут» мелких торговцев, покупатель уйдет на рынок — но там и выбор не такой богатый, и контроль качества весьма условен. А главное — мы «упадем», кризис когда-то кончится, свято место пусто не бывает: его займут зарубежные сети.

Сети готовы к диалогу

Главное отличие нынешней конференции от предыдущих определялось кризисом. Если прежде ритейлеров атаковали инвесторы, готовые вкладываться в новые идеи, в этом году такой активности не было. Зато саммит позволил пристальнее взглянуть на собственные действия на рынке. Опытом делились руководители таких гигантов, как X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси». Тенденция общая для страны: с рынка ушли или уходят те, кто не способен эффективно вести бизнес (яркий пример в Красноярске — сеть гипермаркетов «АЛПИ»), остальные срочно начали заниматься оптимизацией бизнес-процессов, сокращением издержек.

- Думаю, если бы мы еще годик оставались в прежнем состоянии, не начали всматриваться в себя глубже, на рынке осталось бы меньше компаний, способных выжить, — говорит Сипетый.

Новые тенденции развития ритейла в Красноярском крае связаны во многом с инициативами краевой власти. Правительство, желая поддержать родного товаропроизводителя, готово помогать сетям деньгами в обмен на снижение торговой надбавки. Сети, в свою очередь, готовы к диалогу — мешает один, традиционный для России, фактор: бюрократия.

- Мы должны готовить такое количество бумаг, что заниматься ими приходится отдельному штату сотрудников, — говорит директор «Командора». — Новые люди, зарплата — дополнительные издержки. Выгода от сотрудничества, таким образом, минимизируется.

Сегодня ритейлеры много внимания уделяют логистике — это один из ключевых процессов в торговле. Получается, что срочно нужно отлаживать еще один особый вид логистики: сокращение «плеча» от момента принятия решения чиновниками до его реализации ими же. И сокращение издержек, понимая под ними многочисленные бумажки.

Григорий Потомкин, «Вечерний Красноярск»

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами