Декоративное изображение
4 942

Поделиться

Сетевые магазины "омолаживают" продукты

Чтобы продать продукты с истекшим сроком годности, как утверждает общество защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль", продавцы магазинов идут на разного рода ухищрения: например, смешивают новые партии конфет со старыми, натирают протухшую рыбу маслом, меняют этикетки, на которых указывают новый срок годности.

Сотрудники общества, которое в четверг опубликовало результаты своего расследования, научились приемам "честной" торговли, устроившись на работу продавцами в столичные магазины, где они зафиксировали многочисленные нарушения на видеокамеру.

Сетевые компании называют заявления "громкими", но бездоказательными, и изучают, не нарушен ли закон о защите деловой репутации.

Не первой свежести

В первую очередь правозащитников-"продавцов" поразили антисанитарные условия, в которых им пришлось работать. "Для устройства на работу не требовалось даже наличия санитарной книжки или справок о состоянии здоровья и отсутствии заболеваний, которые могут передаваться через контакт с продуктами", - говорится на сайте общества.

Поработав в торговых сетях, человек получает опыт продажи просроченных продуктов под видом свежих, отмечают авторы расследования. Навыкам обмана новых сотрудников учат более опытные продавцы.

"Наши сотрудники теперь умеют натирать протухшую рыбу подсолнечным маслом, чтобы она выглядела более свежей; прятать под кубиками льда голову и хвост рыбы, чтобы скрыть следы гниения; заливать креветки холодной водой и в таком виде замораживать, чтобы они выглядели гораздо крупнее; некачественную часть мяса прикрывать более свежим куском; фрукты не первой свежести перемешивать с новой партией; просроченные конфеты отправлять на перефасовку", - рассказывают защитники прав потребителей.

Сушеная мышь и живые бабочки

"Уволившись" из рядов продавцов, сотрудники ОЗПП уже в качестве обычных покупателей провели несколько контрольных закупок в магазинах Х5 Retail Group (магазины "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") и "Седьмого континента", на которые в ОЗПП, по их же данным, поступает наибольшее количество жалоб от российских потребителей.

Сыр и хлеб с плесенью, просроченные сардельки и наборы к пиву, закупленные сотрудниками ОЗПП в этих магазинах, по итогам экспертизы оказались непригодными и даже опасными для здоровья, утверждают в обществе.

В подтверждение недобросовестности российских ритейлеров "Общественный контроль" разместил на своем сайте фотографии испорченных продуктов, купленных россиянами в разных магазинах.

Под опубликованной на ресурсе фотографией с козинаками указано: "Покупатель приобрел в супермаркете "Седьмой континент" упаковку козинаков. Когда пакет открыли, из него разлетелись маленькие бабочки. Потребитель решил подать на торговую сеть в суд. Проведенная экспертиза показала, что в продукте присутствовали личинки бабочки зерновой огневки, которые успели превратиться в бабочек".

Как сообщается на сайте, суд признал правоту покупателя и обязал ответчика выплатить 31,9 рубля в счет стоимости некачественного товара, 4 тысячи рублей за проведенную за счет истца экспертизу и 10 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

В пакете с фирменными фисташками одного из магазинов потребитель обнаружил "хорошо просоленную мышь". "Экспертиза показала, что мышь попала в пакет до того, как фисташки прошли обработку, и была просолена и просушена вместе с ними", - говорится в подписи к фотографии.

Еще один потребитель приобрел в магазине сыр "Адыгейский", а после вскрытия упаковки обнаружил, что этикетка переклеена. Перед переклейкой сыр был годен до 6 января 2010 года, но благодаря умелости рук продавца срок годности "продлился" до 15 января, сообщает сайт ОЗПП.

Подмоченная репутация

Юристы общества уже направили в столичные суды свои претензии к Х5 Retail и "Седьмому континенту", однако ответчики называют претензии "Общественного контроля" необоснованными и намерены защищать деловую репутацию.

В "Седьмом континенте" РИА Новости сообщили, что в текущем году никаких официальных предупреждений от общества защиты прав потребителей компания не получала. Между тем в 2009 году ОЗПП подало к ритейлеру два иска, но "не смогло обеспечить явку своих представителей и предоставить достаточную доказательную базу, в связи с чем оба дела оставлены без рассмотрения", отметили в компании.

"Политика громких заявлений, соседствующая с невозможностью и нежеланием защищать свои обвинения, нам видится технологией, далеко стоящей от идеи защиты прав потребителей", - сказала агентству пресс-секретарь сети Влада Баранова. В "Седьмом континенте" подчеркнули, что в заявлении ОЗПП видят ряд нарушений норм закона о защите деловой репутации. "Наши юристы уже работают над этим", - добавила представитель сети.

В X5 Retail исков от защитников прав потребителей также пока не получали. "Нам сложно говорить о том, чего нет, потому что пока это обвинение выглядит совершенно голословно и абсолютно необоснованно. Как только мы увидим исковое заявление и поймем, в чем заключается претензия ОЗПП, тогда мы дадим официальный комментарий по каждому перечисленному эпизоду", - сказал РИА Новости руководитель отдела по связям с общественностью компании Максим Трапезников.

Незаметные штрафы

Юристы ОЗПП со своей стороны утверждают, что направили официальные предупреждения менеджерам магазинов. После первой же контрольной закупки просроченных продуктов правозащитники предупредили ответственных лиц магазинов "Перекресток" и "Седьмой континент" о недопустимости нарушения прав потребителей, вручив менеджерам копию акта проверки.

Глава "Общественного контроля" Михаил Аншаков сообщил РИА Новости, что имущественных претензий иски не содержат. "Мы просим суд признать противоправными действия "Седьмого континента" и "Перекрестка" и, соответственно, обязать их прекратить эти действия, опубликовать в центральных СМИ эту информацию, а также разместить ее на стендах магазинов в так называемых уголках потребителей", - сказал Аншаков.

По его мнению, санкции со стороны государственных контролирующих органов для таких крупных торговых сетей "смехотворны". "Во-первых, их проверять могут не чаще, чем раз в три года. Во-вторых, средняя сумма штрафа составляет порядка 10 тысяч рублей. Они этого просто не заметят", - сказал глава общества.

РИА Новости

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами