Декоративное изображение
18 651

Поделиться

Сетевой продовольственный ритейл – в ожидании стагнации?

При этом сохраняется географическая диспропорция – в России по-прежнему много городов и населенных пунктов, где сетевая розница либо не представлена, либо представлена одной-двумя точками.

Пока что ритейлеры считают, что приоритет в географии развития принадлежит крупным городам, поскольку там можно рассчитывать на более оживленный трафик покупателей, высокий средний чек и быструю окупаемость торговой точки. В большей степени это касается крупноформатной розницы, для которой это оправданно, однако в отношении небольших форматов (дискаунтеров, магазинов шаговой доступности, супермаркетов и др.) стратегия развития принципиально иная и направлена как раз на освоение небольших городов. Слабое развитие логистистической инфраструктуры во многих регионах РФ тормозит развитие розничной торговли, поэтому ритейлеры самостоятельно строят распределительные центры и осуществляют их обслуживание.

В первой половине 2012 г. в продовольственном ритейле сохранялась позитивная динамика 2011 г., однако во второй половине года ситуация в российской экономике начала ухудшаться, что отразилось и на темпах прироста выручки торговых сетей. Увеличение продаж в 4 кв. 2012 г. было менее значительным, что также ухудшило итоговые показатели сетевой розницы в целом. По оценке РБК.research, объем рынка сетевого продовольственного ритейла по итогам 2012 года вырос чуть более чем на 20% (в рублях), что выше средних темпов прироста розничной торговли в России.

Доля сетевой продовольственной розницы в 2012 г. составила около 32% оборота торговли продуктами питания, увеличившись на 3,1 п.п. по сравнению с результатами 2011 года. Следует отметить, что уровень проникновения организованной торговли оказался выше прогнозируемых в начале года значений (30%), что обусловлено продолжающейся консолидацией рынка и объединением компаний, как на уровне федеральных округов, так и на уровне регионов.

В суммарном обороте розничной торговли доля продовольственных сетей составила, по оценке РБК.research, около 15%, увеличившись на 1 п.п. по сравнению с 2011 годом. По-прежнему сетевая розница занимает весьма скромную долю, а уровень проникновения сетей и обеспеченность на 1000 жителей далеки от показателей развитых рынков, например, стран Евросоюза.

С точки зрения потребительского поведения наблюдаются противоречивые тенденции: с одной стороны, российские потребители не готовы к «жестким» дискаунтерам и предпочитают полноценный ассортимент товаров, с другой – хотят приобретать качественные товары по приемлемым ценам. Данная тенденция нашла отражение в структуре форматов сетевой продовольственной розницы: доли дискаунтеров и крупноформатной розницы снижались на фоне укрепления позиций магазинов шаговой доступности и супермаркетов, которые суммарно обеспечили уже более 30% продаж сетевого ритейла в целом, в то время как в предыдущие годы показатель варьировался от 20 до 25 процентов, по оценке РБК.research. Слабая лояльность к сетевым брендам и легкость, с которой российские покупатели меняют привычный сетевой магазин на другой, является серьезной проблемой для продовольственных сетей, поэтому с каждым годом сохранять численность лояльной аудитории сетей будет сложнее.

На рынке продолжают появляться новые торговые форматы, например, фрешмаркетов, магазинов-кафе, супермаркетов эко-продуктов, небольших мелкорозничных магазинов и другие форматы. Как было отмечено выше, заметную долю на российском рынке начинают играть сети специализированных продуктовых магазинов и фирменных точек, предлагающих товары определенного производителя.

Ассортимент в большинстве торговых форматов вырос за счет продолжающегося расширения категории fresh, готовых блюд и товаров под СТМ. Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров осталось без существенных изменений, хотя в отдельных форматах наблюдается рост доли непродовольственных товаров. Интересно отметить, что товары категории fresh появляются в ассортименте большинства сетевых магазинов, несмотря на формат, к которому они себя относят.

В 2013 г. можно ожидать дальнейшего развития магазинов шаговой доступности, супермаркетов и крупноформатных магазинов, заметно нарастивших количество торговых точек в течение 2012 – первой половины 2013 года. Доля дискаунтеров, скорее всего, продолжит снижаться. Несмотря на ухудшение экономической конъюнктуры, ожидаемое в 2013 году, потребительское поведение россиян не будет таким, как во время 2008-2009 гг., когда резко сократились расходы на покупку товаров.

По оценке специалистов РБК.research, темпы прироста рынка сетевой продовольственной розницы в 2013 г. замедлятся, однако останутся на уровне 18-19 процентов без учета инфляции. Что касается перспектив 2014-2015 гг., то здесь развитие ритейла будет определяться экономической ситуацией в целом. Если российская экономика вступит в фазу стагнации, темпы развития розничной торговли будут существенно ниже за счет ослабления потребительского спроса и слабого роста доходов.

Полное исследование «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России 2013».

Анна Синявская, ведущий аналитик департамента консалтинга РБК.

Более 10 000 других маркетинговых исследований, бизнес-планов, баз данных и справочников вы всегда найдете на www.marketing.rbc.ru.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами