Декоративное изображение
9 023

Поделиться

Сеть универмагов John Lewis: жизнеспособна ли модель товарищества в XXI веке?

Одним из главных символов британской розничной торговли заслуженно считается сеть универмагов John Lewis, отмечающая в этом году свое 158-летие. Ритейлер отличается от конкурентов не только богатой историей, но и нетипичной для отрасли бизнес-моделью — John Lewis представляет собой кооперативное товарищество, каждый сотрудник которого владеет долей компании и принимает участие в ее управлении. Устойчивы ли такая бизнес-модель и формат универмагов перед угрозами, которые бросают пандемия коронавируса и другие потрясения современности, — разберемся в этой статье.

Фото: Pajor Pawel/shutterstock

Фото: Pajor Pawel/shutterstock 

«От булавки до слона»

История John Lewis начинается довольно тривиально: в середине XIX в. молодой драпировщик Джон Льюис (1836—1928 гг.) переехал из небольшого городка Шептон Маллет, некогда известного своей текстильной промышленностью, убитой изобретением механического ткацкого станка и железных дорог, в Лондон, где устроился продавцом в магазинчик на главной торговой улице города Оксфорд-стрит. Вскоре владелец магазина предложил талантливому продавцу войти в долю, но тот отказался, движимый целью начать собственное дело. Так в 1864 г. на Оксфорд-стрит открылась первая текстильная лавка Джона Льюиса, а поныне на том же месте располагается флагман John Lewis.

Небольшой магазин тканей постепенно превратился в универмаг, в котором, как гласит английская поговорка, можно было купить «от булавки до слона». На вторую половину XIX в. пришелся расцвет британских универмагов, и Джону Льюису пришлось вести настоящую борьбу за главную торговую улицу страны, да и всего мира. John Lewis быстро добивается успеха и разрастается до нескольких точек в Лондоне.

Источник Фото: www.johnlewispartnership.co.uk

Спедан Льюис

В 1910-е гг. Джон Льюис пытается вовлечь в бизнес двух своих сыновей – Спедана и Освальда. Последний отдает предпочтение карьере адвоката и отказывается от работы в магазине, а вот Спедан с радостью знакомится с семейным делом. Из-за частых конфликтов о методах управления в 1914 г. Джон решает передать Спедану приобретенный им несколько лет назад убыточный универмаг Peter Jones Limited, пытаясь тем самым проучить сына. Однако Спедан неожиданно выходит в плюс и спасает загибающийся универмаг — и добивается этого революционными даже для 2022 г. методами.

Социалистический ритейл

Спедана не устраивала кондовая деспотическая модель управления магазином, которую активно практиковал его отец. Тогда в Британии, как и во всей Европе, были крайне популярны идеи Маркса и Энгельса, особенно после ужасов Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 г. Они отражались и на работе ритейла: создавалась профсоюзы, работники магазинов активно боролись за свои права. Спедан Льюис проникся левыми идеями. Известно, как он открыто возмущался тому, что его отец один зарабатывал столько же, сколько все его 300 сотрудников вместе взятые.

В первые дни работы управляющим в Peter Jones Limited Спедан сокращает для всех рабочее время на одни час, повышает всему персоналу зарплату и начинает выплачивать ее еженедельно, справедливо распределяет комиссионные с продаж между работниками, вводит перерыв на обед, увеличивает всем отпуска, обустраивает рабочие общежития ванными комнатами.

Спедан не останавливается на улучшении условий труда своих работников, он пытается изменить саму культуру управления, вовлекая в этот процесс весь персонал посредством специальных комитетов. Каждый работник Peter Jones Limited становится акционером универмага, получающим дивиденды с продаж и тратившим их на развитие магазина. Кроме того, универмаг издает собственную еженедельную газету, в которой беспрепятственно может высказываться любой работник-акционер, делиться мыслями о том, как улучшить свое положение и усовершенствовать работу магазина, который стал прибыльным.

Источник Фото: www.johnlewispartnership.co.uk

Отдел шелка в универмаге на Оксфорд-стрит в Лондоне в 1930-х годах.

Работники John Lewis, наблюдая за успехом Peter Jones Limited, организовали забастовку, но Джон Льюис до последнего не принимал методов сына и уволил весь персонал. В 1926 г. Спедан берет кредит и выкупает долю в универмаге 90-летнего отца, где внедряет ту же практику, как и в Peter Jones Limited – теперь каждый работник может стать партнером компании John Lewis Partnership. В 1928 г. у John Lewis появляется собственная конституция, в которой закрепляются утвержденные Спеданом и коллективом правила работы компании.

Через год универмаг совершает еще один революционный для своего времени шаг и гарантирует всем своим работникам бесплатное медицинское обслуживание.

Источник Фото: www.johnlewispartnership.co.uk

В 1937 г. John Lewis приступает к экспансии на британском рынке, выкупая сеть из 10 супермаркетов Waitrose, и начинает активно открывать точки под двумя брендами по всей стране. Благодаря кооперативной культуре управления ритейлер быстрее конкурентов интегрировал инновации и наращивал продажи. Так, например. в 1950-х гг. Waitrose одним из первых в Великобритании начал тестировать магазины самообслуживания. Уже к концу 80-х гг. John Lewis Partnership насчитывал почти 40 000 партнеров, между которыми, к примеру, в 1988 г. было распределено £47 млн при прибыли в £131 млн.

Несолидарный вирус

Сегодня John Lewis считается крупнейшей в Великобритании и одной из крупнейших в мире корпоративным компаний, которая насчитывает около 80 000 работников-партнеров. Хотя модель работы ритейлера несколько отличается от традиционного кооператива (в компании есть несколько органов управления, не все выбираются путем прямого голосования), все работники принимают прямое участие в выборе председателя и получают бонусы от продаж в виде акций или премий.

Всего компания управляет 34 универмагами и одним аутлетом John Lewis (средняя площадь 20 000 кв. м), а также 331 супермаркетами Waitrose (1500—3000 кв. м; включая 59 мини-маркетов средней площадью 300—700 кв. м). В 2000-х и 2010-х гг. John Lewis столкнулся с кризисом, как и весь розничный рынок Европы и США, однако раннее развитие электронной коммерции (с 2001 г.) помогало ритейлеру оставаться на плаву. Но все изменилось с приходом пандемии коронавируса – самой серьезной угрозы формату универмага.

На время продолжительного локдауна в Великобритании John Lewis, подобно другим ритейлерам, временно прекратил работу всех универмагов и части супермаркетов Waitrose. Уже в июле 2020 г. компания была вынуждена пойти на первые в своей истории массовые увольнения – было сокращено 1300 сотрудников и закрыто 8 магазинов (в процедуре увольнения, к слову, и заключаются недостатки John Lewis, которые не позволяют назвать компанию корпоративом в полном смысле этого слова). А в марте 2021 г. компания решилась на еще один раунд увольнений, сократив 1000 сотрудников и закрыв еще 8 точек. Таким образом ритейлер сократил годовые расходы на £300 млн.

По итогу 2020 г. John Lewis потерял £517 млн – рекордный в истории компании убыток. В связи с этим ритейлер впервые отказался от выплаты дивидендов персоналу.

Сэкономленные средства (в сумме более £800 млн) компания решила потратить на модернизацию магазинов и развитие онлайн-магазина для выхода из кризиса.

Справедливости ради отметим, что британский розничный рынок очень сильно пострадал из-за локдаунов, вызванных эпидемией, и массовые сокращения проводили практически все крупные ритейлеры — Sainsbury’s, Tesco и Morrisons. В целом розничный рынок Соединенного Королевства только за один год – с марта 2020 по март 2021 г. – потерял более 11 000 работников.

Однако, сокращение расходов все же помогло John Lewis вернуться в росту показателей. По итогу 2021 г. прибыль компании увеличилась на 38% год-к-году и 159% относительно 2019 г. – до £181 млн. Общий объем продаж ритейлера составил £12,5 млрд – на 1% больше прошлогодних показателей (продажи John Lewis выросли на 8%, до £4,93 млрд; продажи Waitrose выросли на 1%, до £7,54 млрд). Убытки компании сократились до £26 млн стерлингов с £517 млн в 2020 г.

Иронично, что в 20-х гг. ХХ в. John Lewis спасла от кризиса структурная демократизация управленческой системы, а в 20-х гг. XXI в. – наоборот, не самые демократичные и уж точно несолидарные сокращения.

Сергей Рыбачук, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами