Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сеть накрыло таможней
Конечно, понижение, которое вот-вот станет законодательной явью, не радует двухмиллионную армию россиян, отоваривающуюся в зарубежных интернет-магазинах. Маркетологи оценивают этих людей как продвинутых пользователей, рационально относящихся к тратам (за рубежом товары закупают прежде всего из-за дешевизны). Наступающее изменение для них – удар по кошельку, поскольку типичные товары, которые они заказывают, как раз умещаются в диапазон между 150 и 1000 евро.
– С 2011 года мы с мужем регулярно закупаемся на английских и французских сайтах,– говорит 30-летняя Татьяна из Липецка, молодая мама, специалист на металлургическом предприятии.– Берем вещи хорошего качества, которые у нас стоят в разы дороже. В последний сезон распродаж мы купили два лыжных костюма – вместе с доставкой обошлись нам всего в 10 тысяч рублей! Покупали мы и комплект вещей для дочки, который стоил где-то 8 тысяч рублей. Новый порог в 150 евро, конечно, очень маленький. Пусть оставят хотя бы 500.
По мнению интернет-покупателей, кроме приемлемых цен иностранные интернет-магазины хороши тем, что в них можно купить товары, которых в России нет. А потребность в них есть.
– В США я заказывала своему минипигу (карликовая домашняя свинка.– «О») туалет за 200 долларов,– говорит 28-летняя Нина из Москвы.– Плюс доставка 100 долларов. У нас такого туалета вообще нет! А если бы был, представляю, сколько бы он стоил! У нас все хотят делать деньги из воздуха, а я хочу жить без ущерба для кошелька.
Растущие аппетиты таможенников подвигли интернет-покупателей создать петицию на сайте «Российской общественной инициатива» (РОИ) с требованием не вводить дополнительные налоги на зарубежные покупки. На момент сдачи номера в печать в ее поддержку подано 48 500 голосов. Перспектива получить 100 тысяч голосов, необходимых для того, чтобы гражданская инициатива прошла в парламент, не кажется такой уж туманной.
Прошедший митинг потребителей стал отличным средством для привлечения внимания к ней.
Знать, они сильны
Мобилизуют интернет-покупателей люди активные. Один из инициаторов потребительской «движухи» – Ярослав Греков, известный сетевой провокатор по кличке Моська рунета. В начале 2000-х он основал сайт, на котором выкладывал слухи о российских интернет-компаниях, а затем подался в политику. Греков был редактором сайта КПРФ и руководил пресс-службой молодежного отделения партия «Родина», где пытался организовывать неформатные пиар-акции (на V съезд «Единой России» он привел живого козла). Также Греков работал в политических проектах Михаила Прохорова, но их пути разошлись, и Греков создал сообщество стартаперов RICN 2.0, которое и стало одним из организаторов потребительского протеста.
– В определенной степени эта тема интересует меня с точки зрения политтехнологий,– говорит Ярослав Греков.– Но тут нет никакой политики. Я увидел, что на рынке сетевых услуг есть ассоциации, которые занимаются даже не лоббизмом, а пропихиванием антинародных инициатив. В середине января я заметил сюжет с пошлинами и решил организовать сетевую акцию протеста. Михаил Аншаков это увидел, решил поддержать через свою организацию, и мы собрали митинг.
Юрист Михаил Аншаков – человек не столь бесшабашный, но он умеет вызывать огонь на себя. Его Общество защиты прав потребителей (ОЗПП), созданное в 2003 году, успело наделать немало шума. В последние годы Аншаков боролся с фондом храма Христа Спасителя: ОЗПП требовало признать торговлю в храме незаконной, позже Аншакова обвинили в клевете, а год назад он был серьезно избит. Сам он считает нападение и конфликт с ХХС звеньями одной цепи. Неделю назад напали уже на офис ОЗПП. Под камеру канала НТВ в здание вошли ряженые казаки, стали опрокидывать мебель и угрожать «предателям Родины». Потребительский протест тут, скорее всего, ни при чем: дело в том, что Аншаков – активный участник недавно созданного «Комитета солидарности с майданом». Он открыто участвует в оппозиционной деятельности, зарабатывая на жизнь оказанием юридических услуг в ОЗПП.
– В начале года несколько ситуаций наложились друг на друга – ограничение интернет-платежей под предлогом борьбы с терроризмом и ограничения на таможне,– говорит Михаил Аншаков.– Нам жаловались. Стало ясно, что бездействовать нельзя, и одной из форм противодействия стал митинг.
Помимо снижения порога беспошлинных покупок и предложенного депутатами ограничения анонимных интернет-платежей 1000 рублями в месяц недовольство митингующих вызывают и введенные с января 2014 года новые таможенные правила. Из-за их усложнения некоторые частные перевозчики, предлагающие товары из зарубежных интернет-магазинов, временно прекратили обслуживание физлиц. Вновь пострадал потребитель. К счастью, в конце января таможня сделала некоторые послабления, и товарный поток возобновился.
Но основные претензии лидеров недовольных потребителей не к таможенникам, а к Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
– Даже существующие таможенные ограничения в 1000 евро сложно администрировать,– говорит Михаил Аншаков.– Со 150 евро будет еще сложнее. Понятно, что дополнительная нагрузка нужна не таможне, а выгодопреобретателям. Это компании – члены АКИТ. Свою роль в сложившейся ситуации они даже подчеркивают. Именно АКИТ – главные лоббисты новых запретов.
В АКИТ входят такие крупные продавцы зарубежной техники, как «Связной», «М. Видео» и «Эльдорадо». Как заявили «Огоньку» в ассоциации, они выступают за «комплексный подход к интернет-торговле», и их роль в снижении порога пошлины сильно преувеличена. Тем не менее гендиректор АКИТа Сергей Румянцев в публичных выступлениях заявляет: «1000 евро – самый большой порог в мире В сочетании с высоким НДС и пошлинами он дает преимущество недобросовестным игрокам привозить товары под видом физических лиц и перепродавать».
Представителям АКИТ, поддерживающим введение нового лимита, ответили компании, которым понижение порога до 150 евро грозит убытками. Потребительские протесты публично поддержала компания Shopfans, оказывающая услуги по доставке заказов из американских магазинов.
– Я не скрываю бизнес-интересов нашей стороны,– говорит Петр Шарапов, генеральный директор российского представительства Shopfans.– Если АКИТ открыто лоббирует снижение лимита, то мы решили открыто сказать о своем несогласии и поддержать общественные организации.
Поддержали, в том числе и рублем: Shopfans разместила в популярном ЖЖ «веб-дизайнера всея Руси» Артемия Лебедева рекламную информацию о конкурсе плакатов. Предполагается, что шершавым языком плаката удастся «выразить фи скорым законодательным ограничениям на покупки в зарубежных интернет-магазинах». Увлеченная интернет-публика включилась в игру, разобрав слово «пошлина» на «пошли на ».
Из оппозиционных политических партий организаторов митинга поддержало «Яблоко» и незарегистрированная «Пиратская партия России», выступающая за смягчение законодательства в области авторских прав и патентов. Партия является частью «Пиратского Интернационала», поэтому акция за свободу интернет-торговли получилась международной – к субботнему митингу и организованным по стране пикетам (Петербург, Пермь и другие города) присоединились пикеты в китайском Шанхае и таиландском городе Чиангмай. Получился скорее перформанс, чем отстаивание интересов сетевой общественности.
Но протесты митингом не заканчиваются, это скорее исходная точка. Еще одна форма атаки на вероятное снижение порога пошлины – бойкот компаний, входящих в АКИТ, голосование рублем.
В гору не пойдут
Однако пользователей больше занимает поиск ответа на вопрос, как можно обойти грядущее изменение планки.
– Люди покупают товары в западных интернет-магазинах не от хорошей жизни,– говорит Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.– В российских интернет-магазинах цена слишком высокая и есть риски контрафакта. В офлайн-магазинах цена вообще завышена в два раза. Люди, которые привыкли к современным способам покупок, очень быстро найдут новые решения.
И уже находят. Самый простой вариант избежать оплаты пошлин – договориться за рубежом с конкретным человеком, физлицом, и попросить его отправить посылку по почте. В этом случае вообще не надо платить никаких пошлин.
– Как-то мой муж решил купить брендовую куртку, которая в России стоит 14 тысяч рублей, а в Штатах в несколько раз меньше – 150 долларов,– говорит интернет-покупатель Нина.– Поскольку магазин не пересылал в Россию товары даже через посредников, мы нашли в Штатах знакомую, которая теперь посылает мужу одежду этого бренда.
Второй вариант требует чуть больших усилий, но также оборачивается выгодой. Один из пользователей «В контакте» так описывает его: «Нужно делать агрегационный склад в Эстонии и Финляндии, а дальше слать агрегированный контейнер в Россию на юридическое лицо (проплачивая таможне через брокера). После этого уже из России посылать физлицам». Как говорят эксперты, эта легальная схема работает уже сейчас, ведь по ряду пунктов юридические лица платят меньше налогов, чем физические.
Третья лазейка: в Казахстане таможенный лимит 1000 евро в месяц отменять пока не собираются. А мы вместе образуем Таможенный союз, поэтому товарообмен не облагается никакими экономическими ограничениями.
– Поток зарубежных вещей вполне может хлынуть в Россию через Казахстан,– говорит Татьяна Комиссарова из НИУ ВШЭ.– Наш покупатель станет заказывать товары в казахских интернет-магазинах, а доставку в Россию будут производить DHL или другие международные службы.
Еще один легальный способ избежать обновленной пошлины – отовариваться «по полной», выезжая за рубеж. Или пользоваться поездками за границу друзей. Сегодня гражданин России может перевозить в багаже товары суммой до 10 тысяч евро. Речи о том, чтобы уменьшить этот лимит, пока не ведется.
Кроме того, есть легальная возможность размещать в одной посылке товары для нескольких получателей. На одном и том же складе можно собрать большую посылку, содержащую товары, оформленные на разных людей (условно говоря, на сына и на брата). При определенном раскладе так можно избежать уплаты пошлины. Словом, легальных способов скрыться от пошлины – масса, но есть и наказуемые хитрости.
– Есть такое правило: клиент несет ответственность за достоверность сведений, указанных в таможенной декларации,– говорит Петр Шарапов из Shopfans.– То есть при желании он может уменьшить реальную сумму своего товара. В мире так и происходит. На форумах интернет-магазинов американские продавцы обсуждают: «Британский покупатель пишет мне: я купил сумку «Прада», можете ли вы поставить в декларации другую стоимость – 20 долларов вместо 1000. Не хочу платить налоги». Американские продавцы, как правило, соглашаются. Китайские – тем более.
Одна из двух объявленных целей понижения лимита (наряду с переходом покупателей в РФ и, соответственно, уплатой налогов в казну) – удар по «челнокам», которые-де пользуются высоким уровнем планки – 1000 евро в месяц. Основание, надо сказать, сомнительное. 1000 евро – это два смартфона или, допустим, семь детских колясок. Вряд ли навар челнока всерьез пошатнет финансовые устои страны. Есть другая проблема, о которой государство говорит с неохотой: на некотором расстоянии от Москвы на таможенных постах царит произвол. Для специалистов отрасли не секрет, что на российско-китайской границе или в Калининградской области на многие «черные» схемы ввоза товаров смотрят сквозь пальцы. И с этим беспорядком «на местах» введением ограничительных законов, которые лягут тяжким бременем на потребителя, не справиться.
Искусство облагать
Хроника ограничений
О том, как развивалась идея ограничить зарубежную интернет-торговлю, словами госслужащих
31 января 2013 года глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов заявил «Российской газете»: «Проблема, которую многие пока недооценивают,– это интернет-торговля. Это уже не отдельные граждане, которые по каталогам через интернет заказывают себе рубашки или наушники, потому что таких в российских магазинах нет или они там в три раза дороже. Сейчас посредством интернета в страну доставляют гигантские товарные партии. Образовались новые виртуальные «челноки», действующие в обход таможенных правил и пошлин. За виртуальные поставки, которые растут как снежный ком, идут виртуальные расчеты. И, как правило, не через банки. Соответственно, не платятся ни налоги, ни таможенные пошлины. Здесь необходимы системные меры. Мы готовы их предложить. Делать вид, что ничего не происходит, больше нельзя».
12 декабря в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин заявил: «Знаю, что по инициативе фискальных органов правительство готовит предложения по упорядочению интернет-торговли. Это тоже могло бы стать одним из источников средств для развития инженерной инфраструктуры».
23 декабря министр финансов Антон Силуанов сообщил журналистам: «Мы предлагаем снижение уровня необлагаемых покупок с 1000 до 150 евро».
27 января 2014 года министр экономического развития Алексей Улюкаев высказался о пороге беспошлинного ввоза зарубежных интернет-посылок: «У нас были разногласия о цене отсечения, но в итоге согласовали цифру в 150 евро. Были предложения более радикальные, с нашей точки зрения, избыточные».
6 февраля генеральный директор «Почты России» Дмитрий Страшнов сообщил в интервью «Ведомостям»: «Я не думаю, что это (снижение беспошлинного порога.– «О») окажет серьезное влияние на рядового потребителя. Сегодня, по имеющейся у нас статистике, средняя стоимость посылки из-за рубежа на частное лицо – 250 евро, а мелкого пакета (до 2 кг) с вложением не превышает 60 евро. При этом посылки составляют лишь 15 процентов от общего входящего потока международной почты».
Сергей Мельников, Журнал «Огонёк»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?