Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сервисы доставки: новые возможности
Восемь-девять лет назад, когда онлайн-торговля в нашей стране начала динамично развиваться, услуги логистических компаний, служб доставки и интернет-магазинов сосредотачивались на бизнесе онлайн-ритейлеров. Сегодня главным звеном e-commerce является потребитель. Именно он в конечном итоге определяет векторы развития рынка электронной коммерции и его сервисов, таких как доставка товаров из онлайн-магазинов. На сегодняшний день существуют четыре формата такой доставки, которые с каждым годом становятся все более удобными для покупателей. Подробно о перспективах развития этих сервисов в России рассказывает Дмитрий Лобанов, руководитель отдела по развитию новых продуктов Itella в России.
Восемь-девять лет назад, когда онлайн-торговля в нашей стране начала динамично развиваться, услуги логистических компаний, служб доставки и интернет-магазинов сосредотачивались на бизнесе онлайн-ритейлеров. Сегодня главным звеном e-commerce является потребитель. Именно он в конечном итоге определяет векторы развития рынка электронной коммерции и его сервисов, таких как доставка товаров из онлайн-магазинов. На сегодняшний день существуют четыре формата такой доставки, которые с каждым годом становятся все более удобными для покупателей. Подробно о перспективах развития этих сервисов в России рассказывает Дмитрий Лобанов, руководитель отдела по развитию новых продуктов Itella в России.
Курьерская доставка
Курьерская доставка остается самым популярным видом доставки товаров из онлайн-магазинов в РФ, ведь для многих потребителей получить и сразу оплатить заказ дома или на работе — самый удобный вариант. Наряду с этим игроки рынка непрерывно развивают предоставляемые услуги. Так, курьеры по доступной стоимости могут привезти товары за короткое время и строго в обозначенные часы. Совершенствуется и новая ниша на рынке — доставка на такси многих срочных заказов, в том числе еды.
Однако существуют некоторые препятствия на пути развития курьерских услуг на российском рынке. В большинстве маленьких населенных пунктах такой доставки вообще нет, поскольку отсутствуют офисы логистических операторов и курьерских служб. При этом в этих городах средний чек онлайн-заказов небольшой, поэтому компании федерального уровня не получают выгоду, оказывая там услуги доставки каждый день, и только в определенные дни привозят заказы покупателям. Кроме того, не все игроки рынка научились выстраивать с клиентами прозрачное взаимодействие, что сказывается на проценте вручаемости заказанных товаров. Например, потребителю в некоторых случаях бывает очень проблемно подстраиваться под курьера, который может всего за один-два часа сказать о своем приезде по адресу доставки.
В будущем такой вид доставки станет еще более удобным для клиентов. Улучшатся коммуникации курьеров с потребителями, уменьшится срок доставки, будет использоваться альтернативный транспорт, такой как электромобили и велосипеды. Одна из интересных возможностей сервиса в будущем — запустить доставку товаров в багажники машин покупателей.
Почтоматы
Еще одним привлекательным форматом доставки для жителей крупных российских городов являются почтоматы. В основном их устанавливают в самых проходимых местах, таких как торговые центры, метро, сетевые супермаркеты и т. д. Возможность в удобное время самостоятельно получить заказ рядом с домом или работой делает этот способ доставки для большого числа потребителей самым востребованным. Однако он имеет ограничение: размер заказанного товара должен быть не больше размера ячейки. Это в частности влияет на то, что основная доля клиентов данного рынка — онлайн-магазины сегментов Fashion, «Мелкая бытовая техника», « Электроника », детские товары и т. д.
В будущем этот рынок продолжит развиваться в России, но темп его роста немного замедлится, так как в основных районах потребления почтоматы уже довольно широко представлены.
Пункты выдачи заказов
Компании, управляющие ПВЗ, имеют довольно непростую внутреннюю экономику, ведь для того чтобы пункты выдачи окупились, через них должны пройти довольно большие объемы заказов, и нередко из многих онлайн-магазинов. Для этого ПВЗ, как правило, располагают в очень проходимых местах, где нередко образуются очереди. А в ПВЗ, которые находятся в местах с низкой проходимостью и недорогой арендой (например, в промзонах), основной части потребителей неудобно забирать заказы. Но, невзирая на эти особенности, популярность такого формата доставки увеличивается, поскольку пункты выдачи постепенно становятся более комфортными для покупателей. Так, кроме примерочных и кондиционера, во многих ПВЗ проводят wi-fi и оборудуют небольшие складские помещения.
Точки выдачи заказов в магазинах
Сегодня все больше ритейлеров развивают концепцию омниканальности, объединяя все свои офлайн и онлайн каналы продаж (сайты магазинов, соцсети, мобильные приложения, розничные точки продаж и т.д.) для того, чтобы процесс совершения покупки был максимально удобным и быстрым. Мы видим, что часть интернет-ритейлеров переходят на офлайн формат работы, а многие крупные игроки рынка, наоборот, нацелены на ведение бизнеса в онлайн пространстве. Именно поэтому точки выдачи заказов в магазинах как один из форматов доставки интернет-товаров становятся все популярнее вслед за общим развитием омниканальности. Однако, чтобы перейти на такую модель ведения бизнеса, ритейлерам необходимо разработать IT-платформу, единовременно управляющую всеми каналами продаж. Это требует больших финансовых вложений, поэтому по силам только крупным игрокам.
Доставка интернет-заказов в России и Европе
Услуги доставки в нашей стране начали развиваться значительно позже, чем в Европе. Но сейчас можно смело сказать, что их качество выше, чем у зарубежных компаний. Например, в России потребители могут выбрать определенный промежуток времени, когда курьер доставит товар, формат оплаты, частичный выкуп заказа и т. д. В Европе такой сервис оказывают редко — заказы обычно просто оставляют в частном секторе рядом с почтовыми ящиками. Но для отечественного рынка был бы весьма полезен европейский опыт организации аналогичных ящиков в многоквартирных домах. Так, в Финляндии — это маленькие помещения, куда курьер может доставить товары даже в отсутствие покупателей.
Отдельно хочется отметить, что в России расстояния между городами — значительно больше, а уровень дорожной инфраструктуры существенно ниже, чем в Европе, где заказы доставляются за один-два дня. В РФ такие сроки реальны только для мегаполисов, в которых качество дорог значительно лучше, чем в других населенных пунктах. Это, в частности, объясняет то, что во многих регионах курьерские услуги по доставке негабаритных товаров до двери с приемом оплаты качественно оказывают только единичные компании.
В перспективе рост рынка онлайн-торговли и доставки повлияет на дальнейшее развитие логистической инфраструктуры в нашей стране, в частности, нивелирует существенную разницу в уровне ее качества между регионами.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.