Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Семь «черных пятниц» на неделе
США против «черной пятницы»
В минувшую пятницу Министерство торговли США сообщило, что по итогам ноября розничные продажи непродовольственных товаров составили $349 млрд, что на 3,5% больше, чем в прошлом году. Общий объем розничных продаж составил $432 млрд и вырос на 4,7% по сравнению с 2012 годом. В министерстве говорят, что эта динамика показана во многом за счет хорошего старта распродаж, к которым в этом году ритейлеры подготовились особенно тщательно.
Традиционно в США распродажи начинаются в «черную пятницу» – день, следующий после Дня благодарения. Но в этом году рекордное количество сетей – Macy`s, JCPenney, Best Buy, Kmart, Gap, American Eagle Outfitters, H&M и другие – начали распродажу на день раньше обычного. В итоге впервые значительная часть активности покупателей пришлась не на «черную пятницу», а маркетологам пришлось предложить термин «уикенд распродаж».
Как пояснила в своем отчете одна из крупнейших исследовательских компаний США ShopperTrak, революционность данного года в этом и заключается. «Отныне начало распродаж уже не является событием одного дня»,– сообщила она. По данным компании, розничные продажи в «черную пятницу» даже упали по сравнению с прошлым годом на 13,2%, а покупательский поток – на 11,4%. Но с учетом Дня благодарения розничные продажи за первый уикенд распродаж выросли на 2,3%, достигнув $12,3 млрд. По данным National Retail Federation (NRF), в этом году покупательский трафик в День благодарения вырос по сравнению с прошлым годом на 27%. По данным NRF, в этом году покупатель потратил в среднем $407, тогда как в прошлом году – $423. Но эта потеря в $16 на чек была компенсирована ростом числа покупателей. В «черный уикенд» покупки совершил 141 млн человек против 139 млн в прошлом году.
Интернет-шопинг как двигатель торговли
В этом году ритейлеры учли и нежелание многих потребителей вообще ходить по магазинам. Введенный американскими маркетологами термин «киберпонедельник» (первый понедельник после «черной пятницы») уже не является фигурой речи. Это давно устоявшийся термин, который учитывают в своей стратегии все ритейлеры. По данным ComScore, в этот киберпонедельник интернет-продажи выросли на 21%, до рекордных $2 млрд. Продажи только Amazon.com в киберпонедельник выросли на 46%, а eBay – на 32%.
По данным Visa, держатели карт этой компании в США потратили $7,8 млрд за пять праздничных дней начиная с 28 ноября, Дня благодарения, по 2 декабря, киберпонедельник, то есть на 30% больше, чем годом ранее. Киберпонедельник при этом стал самым прибыльным за последние пять лет: покупатели потратили на 28% больше, чем в 2012 году, а именно $2,6 млрд. WalMart также отмечает максимальные продажи именно 2 декабря и сообщает, что в целом за пять праздничных дней ее онлайн-продажи достигли пятилетнего максимума.
Наконец, выявилась окончательно и роль мобильных устройств при осуществлении покупок. По данным IBM, на мобильный трафик в киберпонедельник пришлось 32% всех посещений сайтов ритейлеров, что на 45% больше, чем в 2012 году. С мобильных устройств было сделано 17% всех онлайн-покупок в США. Объем оплат покупок на eBay через мобильные устройства, по данным PayPal, увеличился более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. «Это первый праздничный сезон, когда мобильный сегмент абсолютно точно оказывает влияние на розничные продажи в целом. От этого никуда не деться»,– считает аналитик JMP Securities Рон Джоузи.
«Черная пятница» идет по Европе
В Европе не празднуют День благодарения, «черной пятницы» как таковой там тоже нет. Впрочем, кое-где решили позаимствовать американский опыт. Ряд британских ритейлеров (Tesco, Dixons, Asda) устроили в последнюю пятницу ноября свою «черную пятницу», а в последующий за ней понедельник – свой киберпонедельник. И это дало очевидный результат. По словам представителя Dixons Retail Бена Лавета, «за этот уикенд, с 29 ноября по 2 декабря, сайты наших магазинов испытали настоящий наплыв покупателей – мы зафиксировали около 1 млн уникальных посетителей». Только в «черную пятницу» покупательский трафик в супермаркетах Tesco увеличился на 145% по сравнению с обычной пятницей. В киберпонедельник трафик на сайте сети Tesco вырос более чем вдвое по сравнению со средним для понедельника показателем. В годовом исчислении рост составил 79%. Привнести американский опыт в Европу решила и Apple: 29 ноября, когда в США наступила «черная пятница», компания предложила в своих европейских магазинах существенные скидки.
В Германии, по словам представителя Немецкого торгового союза Штефана Картеля, проведение распродаж по американской модели – в «черную пятницу» и киберпонедельник – не стало массовым явлением. Впрочем, с ним не согласен Кай Худетц, глава Кёльнского института по исследованиям в области торговли, который отмечает, что некоторые немецкие ритейлеры уже начинают заимствовать эту тактику. Ряд испанских ритейлеров решили провести свои «черную пятницу» и киберпонедельник, несмотря на то что традиционно распродажи в стране начинаются в январе. Масштабные распродажи провели сети El Corte Ingles, FNAC, Oysho и Zara. В киберпонедельник скидки на сайте Amazon Espana достигали 80%. Немецкая сеть MediaMarkt также решила привнести американскую традицию в Европу, проведя 50-процентные распродажи с 29 ноября по 2 декабря в своих магазинах в Испании, Швеции и Португалии.
Так же как и в США, ритейлеры в Европе в этом году особенно чутко прислушиваются к малейшим настроениям потребителей, уделяя внимание продажам через интернет и особенно через мобильные устройства. «Быстрый рост мобильной торговли в Европе должен стать для розничных сетей четким сигналом о том, что продуманная мобильная стратегия – это не роскошь, а важная часть будущего успеха»,– считает вице-президент Adobe по стратегическому маркетингу Марк Фиббс.
У нас
В России «черная пятница» прошла впервые 6 декабря. Но из-за большого наплыва посетителей на Blackfriday2013.ru сайт «лег» и организаторы решили продлить акцию до конца субботы. В российской «черной пятнице» приняли участие около 80 компаний, такие как Ozon, «Детский мир», «Белый ветер», «Эльдорадо», Wikimart, Lamoda, Otto и др. Были среди них и те, кто не подтверждал свое участие,– например, «Связной».
«Размещение нашего имени и логотипа в списке партнеров стало личной инициативой организаторов акции, проигнорировавших нашу просьбу снять логотип и не использовать наше имя, чтобы не дезинформировать покупателей,– объясняет представитель «Связного» Мария Заикина.– Мы не были на 100% уверены в работоспособности сайта акции (и наши опасения подтвердились). Мы также посчитали некорректным участвовать в акции, организаторы которой озвучили размер скидок «до 90%». На рынке электроники наценка не позволяет ритейлеру делать скидки такого размера. А использовать схему, когда компания повышает цены, чтобы потом дать мнимые скидки, для нас неприемлемо». Поэтому «Связной» решил запустить точечную промоакцию, в рамках которой скидки на ограниченный ассортимент составляли около 10%.
Тем не менее опрошенные «Ъ» ритейлеры признали эксперимент успешным, отрапортовав о резком увеличении числа заказов, росте конверсии и посещаемости своих онлайн-магазинов (общий объем составил около 300 млн руб.). «Посещаемость Ozon.ru в этот день составила более 900 тыс. уникальных посетителей, оборот вырос в два раза, продажи в этот день были пиковые,– утверждает представитель гипермаркета Мария Назамутдинова.– Средний чек достиг 3 тыс. руб., тогда как обычно – чуть более 2 тыс. руб.». «Мы ожидали, что наши продажи в рамках этой акции по сравнению с обычными декабрьскими вырастут в три раза, а получилось – в пять. Конверсия увеличилась более чем в два раза»,– говорит гендиректор «Белого ветра» Данила Васкевич. По словам руководителя отдела развития электронной коммерции «Эльдорадо» Татьяны Нетребенко, по сравнению с первыми числами декабря рост продаж составил 72%: «Мы выставили на распродажу около 100 наименований товаров – от аксессуаров до крупной бытовой техники, скидки варьировались от 3% до 60%».
Впрочем, несмотря на это, многие пользователи остались недовольны, отмечая в соцсетях и блогах неоднократное несоответствие заявленных скидок на сайте Blackfriday2013.ru фактическим на ресурсах ритейлеров. «Такие кейсы, где участники хотят схитрить, всегда будут, нужно с ними бороться, это задача организаторов»,– говорит сооснователь Wikimart Максим Фалдин. По его мнению, нужно разделять пользователей и покупателей. «Всех покупателей устраивали скидки и условия. А пользователи – это блогеры-бездельники, которым всегда есть дело для чужих успехов»,– убежден господин Фалдин.
Свой день распродаж – киберпонедельник – 27 января устроит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), к которому присоединятся не только ее члены (список будет объявлен за неделю). В прошлом году ассоциация провела свой первый день распродаж. В нем приняли участие всего шесть компаний – Wikimart, Enter, «Белый ветер», «Десятое измерение», «М.Видео» и «Эльдорадо», а оборот составил 352 млн руб. По словам исполнительного директора АКИТ Виталия Жигулина, одно из ключевых правил киберпонедельника – цена дисконтного товара во время акции должна быть меньше исходной. «За день до акции и в течение недели после будет работать бесплатный call-центр для ответов на вопросы потребителей. Также мы рекомендовали всем участникам заранее позаботиться о готовности своих технических ресурсов к распродаже»,– добавляет он.
Наталья Бархатова, Роман Рожков, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?