Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Семь «черных пятниц» на неделе
США против «черной пятницы»
В минувшую пятницу Министерство торговли США сообщило, что по итогам ноября розничные продажи непродовольственных товаров составили $349 млрд, что на 3,5% больше, чем в прошлом году. Общий объем розничных продаж составил $432 млрд и вырос на 4,7% по сравнению с 2012 годом. В министерстве говорят, что эта динамика показана во многом за счет хорошего старта распродаж, к которым в этом году ритейлеры подготовились особенно тщательно.
Традиционно в США распродажи начинаются в «черную пятницу» – день, следующий после Дня благодарения. Но в этом году рекордное количество сетей – Macy`s, JCPenney, Best Buy, Kmart, Gap, American Eagle Outfitters, H&M и другие – начали распродажу на день раньше обычного. В итоге впервые значительная часть активности покупателей пришлась не на «черную пятницу», а маркетологам пришлось предложить термин «уикенд распродаж».
Как пояснила в своем отчете одна из крупнейших исследовательских компаний США ShopperTrak, революционность данного года в этом и заключается. «Отныне начало распродаж уже не является событием одного дня»,– сообщила она. По данным компании, розничные продажи в «черную пятницу» даже упали по сравнению с прошлым годом на 13,2%, а покупательский поток – на 11,4%. Но с учетом Дня благодарения розничные продажи за первый уикенд распродаж выросли на 2,3%, достигнув $12,3 млрд. По данным National Retail Federation (NRF), в этом году покупательский трафик в День благодарения вырос по сравнению с прошлым годом на 27%. По данным NRF, в этом году покупатель потратил в среднем $407, тогда как в прошлом году – $423. Но эта потеря в $16 на чек была компенсирована ростом числа покупателей. В «черный уикенд» покупки совершил 141 млн человек против 139 млн в прошлом году.
Интернет-шопинг как двигатель торговли
В этом году ритейлеры учли и нежелание многих потребителей вообще ходить по магазинам. Введенный американскими маркетологами термин «киберпонедельник» (первый понедельник после «черной пятницы») уже не является фигурой речи. Это давно устоявшийся термин, который учитывают в своей стратегии все ритейлеры. По данным ComScore, в этот киберпонедельник интернет-продажи выросли на 21%, до рекордных $2 млрд. Продажи только Amazon.com в киберпонедельник выросли на 46%, а eBay – на 32%.
По данным Visa, держатели карт этой компании в США потратили $7,8 млрд за пять праздничных дней начиная с 28 ноября, Дня благодарения, по 2 декабря, киберпонедельник, то есть на 30% больше, чем годом ранее. Киберпонедельник при этом стал самым прибыльным за последние пять лет: покупатели потратили на 28% больше, чем в 2012 году, а именно $2,6 млрд. WalMart также отмечает максимальные продажи именно 2 декабря и сообщает, что в целом за пять праздничных дней ее онлайн-продажи достигли пятилетнего максимума.
Наконец, выявилась окончательно и роль мобильных устройств при осуществлении покупок. По данным IBM, на мобильный трафик в киберпонедельник пришлось 32% всех посещений сайтов ритейлеров, что на 45% больше, чем в 2012 году. С мобильных устройств было сделано 17% всех онлайн-покупок в США. Объем оплат покупок на eBay через мобильные устройства, по данным PayPal, увеличился более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. «Это первый праздничный сезон, когда мобильный сегмент абсолютно точно оказывает влияние на розничные продажи в целом. От этого никуда не деться»,– считает аналитик JMP Securities Рон Джоузи.
«Черная пятница» идет по Европе
В Европе не празднуют День благодарения, «черной пятницы» как таковой там тоже нет. Впрочем, кое-где решили позаимствовать американский опыт. Ряд британских ритейлеров (Tesco, Dixons, Asda) устроили в последнюю пятницу ноября свою «черную пятницу», а в последующий за ней понедельник – свой киберпонедельник. И это дало очевидный результат. По словам представителя Dixons Retail Бена Лавета, «за этот уикенд, с 29 ноября по 2 декабря, сайты наших магазинов испытали настоящий наплыв покупателей – мы зафиксировали около 1 млн уникальных посетителей». Только в «черную пятницу» покупательский трафик в супермаркетах Tesco увеличился на 145% по сравнению с обычной пятницей. В киберпонедельник трафик на сайте сети Tesco вырос более чем вдвое по сравнению со средним для понедельника показателем. В годовом исчислении рост составил 79%. Привнести американский опыт в Европу решила и Apple: 29 ноября, когда в США наступила «черная пятница», компания предложила в своих европейских магазинах существенные скидки.
В Германии, по словам представителя Немецкого торгового союза Штефана Картеля, проведение распродаж по американской модели – в «черную пятницу» и киберпонедельник – не стало массовым явлением. Впрочем, с ним не согласен Кай Худетц, глава Кёльнского института по исследованиям в области торговли, который отмечает, что некоторые немецкие ритейлеры уже начинают заимствовать эту тактику. Ряд испанских ритейлеров решили провести свои «черную пятницу» и киберпонедельник, несмотря на то что традиционно распродажи в стране начинаются в январе. Масштабные распродажи провели сети El Corte Ingles, FNAC, Oysho и Zara. В киберпонедельник скидки на сайте Amazon Espana достигали 80%. Немецкая сеть MediaMarkt также решила привнести американскую традицию в Европу, проведя 50-процентные распродажи с 29 ноября по 2 декабря в своих магазинах в Испании, Швеции и Португалии.
Так же как и в США, ритейлеры в Европе в этом году особенно чутко прислушиваются к малейшим настроениям потребителей, уделяя внимание продажам через интернет и особенно через мобильные устройства. «Быстрый рост мобильной торговли в Европе должен стать для розничных сетей четким сигналом о том, что продуманная мобильная стратегия – это не роскошь, а важная часть будущего успеха»,– считает вице-президент Adobe по стратегическому маркетингу Марк Фиббс.
У нас
В России «черная пятница» прошла впервые 6 декабря. Но из-за большого наплыва посетителей на Blackfriday2013.ru сайт «лег» и организаторы решили продлить акцию до конца субботы. В российской «черной пятнице» приняли участие около 80 компаний, такие как Ozon, «Детский мир», «Белый ветер», «Эльдорадо», Wikimart, Lamoda, Otto и др. Были среди них и те, кто не подтверждал свое участие,– например, «Связной».
«Размещение нашего имени и логотипа в списке партнеров стало личной инициативой организаторов акции, проигнорировавших нашу просьбу снять логотип и не использовать наше имя, чтобы не дезинформировать покупателей,– объясняет представитель «Связного» Мария Заикина.– Мы не были на 100% уверены в работоспособности сайта акции (и наши опасения подтвердились). Мы также посчитали некорректным участвовать в акции, организаторы которой озвучили размер скидок «до 90%». На рынке электроники наценка не позволяет ритейлеру делать скидки такого размера. А использовать схему, когда компания повышает цены, чтобы потом дать мнимые скидки, для нас неприемлемо». Поэтому «Связной» решил запустить точечную промоакцию, в рамках которой скидки на ограниченный ассортимент составляли около 10%.
Тем не менее опрошенные «Ъ» ритейлеры признали эксперимент успешным, отрапортовав о резком увеличении числа заказов, росте конверсии и посещаемости своих онлайн-магазинов (общий объем составил около 300 млн руб.). «Посещаемость Ozon.ru в этот день составила более 900 тыс. уникальных посетителей, оборот вырос в два раза, продажи в этот день были пиковые,– утверждает представитель гипермаркета Мария Назамутдинова.– Средний чек достиг 3 тыс. руб., тогда как обычно – чуть более 2 тыс. руб.». «Мы ожидали, что наши продажи в рамках этой акции по сравнению с обычными декабрьскими вырастут в три раза, а получилось – в пять. Конверсия увеличилась более чем в два раза»,– говорит гендиректор «Белого ветра» Данила Васкевич. По словам руководителя отдела развития электронной коммерции «Эльдорадо» Татьяны Нетребенко, по сравнению с первыми числами декабря рост продаж составил 72%: «Мы выставили на распродажу около 100 наименований товаров – от аксессуаров до крупной бытовой техники, скидки варьировались от 3% до 60%».
Впрочем, несмотря на это, многие пользователи остались недовольны, отмечая в соцсетях и блогах неоднократное несоответствие заявленных скидок на сайте Blackfriday2013.ru фактическим на ресурсах ритейлеров. «Такие кейсы, где участники хотят схитрить, всегда будут, нужно с ними бороться, это задача организаторов»,– говорит сооснователь Wikimart Максим Фалдин. По его мнению, нужно разделять пользователей и покупателей. «Всех покупателей устраивали скидки и условия. А пользователи – это блогеры-бездельники, которым всегда есть дело для чужих успехов»,– убежден господин Фалдин.
Свой день распродаж – киберпонедельник – 27 января устроит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), к которому присоединятся не только ее члены (список будет объявлен за неделю). В прошлом году ассоциация провела свой первый день распродаж. В нем приняли участие всего шесть компаний – Wikimart, Enter, «Белый ветер», «Десятое измерение», «М.Видео» и «Эльдорадо», а оборот составил 352 млн руб. По словам исполнительного директора АКИТ Виталия Жигулина, одно из ключевых правил киберпонедельника – цена дисконтного товара во время акции должна быть меньше исходной. «За день до акции и в течение недели после будет работать бесплатный call-центр для ответов на вопросы потребителей. Также мы рекомендовали всем участникам заранее позаботиться о готовности своих технических ресурсов к распродаже»,– добавляет он.
Наталья Бархатова, Роман Рожков, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?