Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Самые успешные форматы Европы
Кто будет расти?
В настоящее время розничный рынок стран Западной Европы достаточно однообразен, в отличие от стран Центральной и Восточной Европы. Отметим также, в странах Западной и Центральной Европы рыночная доля TOP-5 ритейлеров составляет от 30 до 60%.
Однородность розничного рынка Западной Европы выражается в одинаковых темпах роста почти для всех торговых форматов, работающих на этом рынке. Некоторое преимущество имеют форматы «Дискаунтер» и «Convenience store», которые, по оценкам аналитиков из PlanetRetail, до 2014 года вырастут всего на 5-6%.
В странах Центральной Европы формат дискаунтеров значительно преобладает и будет наращивать свою популярность. Возможно, будь этот формат представлен в странах Восточной Европы, он был бы не менее популярен и там. Но магазины Восточной Европы, прежде всего – России, выдающие себя за дискаунтеры, по оценкам экспертов из PlanetRetail, не являются таковыми – они не отвечают требованиям формата «дискаунтер» по количеству ассортимента и ценовой политике. Поэтому в странах Восточной Европы, где дискаунтеры не представлены «в чистом виде», самый значимый рост имеют такие форматы как «гипермаркет» и «Cash&Carry», которые к 2014 году вырастут на 13-16%.
Кто будет лидером?
По оценкам аналитиков из PlanetRetail, в странах Западной Европы в ближайшие 5 лет не произойдет смены лидера ритейла. Хотя Carrefour продолжить терять свою долю рынка, которую постепенно захватывают Tesco и Schwarz Group (сеть дискаунтеров Lidl и гипермаркеты Kaufland). Причем, как считает Милош Риба, старший аналитик PlanetRetail, западноевропейские продажи Tesco в ближайшие 5 лет могут вырасти почти в 2 раза.
Зато в странах Центральной Европы, где сейчас самую большую рыночную долю занимает Metro Group, к 2014 году вполне может смениться лидер, предрекает Милош Риба. Он считает, что Schwarz Group к 2014 году вполне может достичь продаж на 18 млрд 275 млн евро, тогда как продажи Metro Group к этому времени достигнут 13 млрд 364 млн евро.
Интересно, что сегодняшний лидер среди ритейлеров стран Восточной Европы, российская компания X5 Retail Group, к 2014 году сохранит свое первое место и достигнет продаж уровня Schwarz Group – 18 млрд 351 млн евро. По оценкам аналитиков из PlanetRetail, в России иностранные ритейлеры продолжат оставаться в тени отечественных сетей вплоть до 2014 года.
Милош Риба отмечает, что самые успешные и быстрорастущие ритейлеры Европы на сегодня и ближайшие 5 лет — софт-дискаунтеры Lidl и Biedronka.
Самые лучшие форматы
Schwarz Group – лидер в формате «дискаунтер» и второй по величине оператор «гипермаркетов» в странах Центральной Европы». Такие позиции – результат агрессивной экспансии практически во всех странах Центральной Европы (представлен в 26 странах Европы). Ритейлер считает хорошим потенциалом для себя еще два рынка – Болгарии и Румынии. Однако, практика показывает, что на некоторых рынках дискаунтеру Lidl нужно несколько лет, прежде чем он покрывает свои расходы на вхождение.
В 2009 году продажи Schwarz Group составили 59 млрд евро. При этом, 72% доходов поступает от дискаунтеров Lidl, и только 28% - от «компактных гипермаркетов» Kaufland.
Софт-дискаунтеры Lidl имеют в ассортименте 2000 наименований товара, при торговой площади 700-1000 м.кв. Продажи товаров СТМ составляют в Lidl до 70% от оборота.
При этом, формат стремится стать более удобным для своих покупателей: открываются магазины в центрах городов, внедряются продажи свежей выпечки (электропечи устанавливаются в торговых залах) и свежего мяса (на отдельных прилавках), расширяются отделы фруктов и овощей.
Biedronka (управляющая компания - Jeronimo Martin’s) – феноменсреди польских дискаунтеров.
Компания растет впечатляющими темпами и к 2014 году может удвоить свои продажи.
Всего в Польше 1500 магазинов Biedronka, размещенных в спальных районах и на окраинах городов. Торговая площадь – 550 м.кв. Концепция – мягкий дискаунтер с 1 000 SKU.
Товары СТМ составляют 60% оборота компании. Компания делает упор на товарах СТМ поставляемых местными производителями.
Tesco Express (формат Convenience store, с которым компания Tesco вышла в Центральную Европу).
На торговой площади в 300 кв.м. компания размещает 3 000 SKU, при этом формат сфокусирован на продуктах, которыми покупатели могут быстро пообедать или перекусить во время работы (lunch time snacks), готовых блюдах, а также фруктах и овощах.
Carrefour Planet, новый формат гипермаркета от Carrefour.
Торговая площадь – 14 000 м.кв. Каждый гипермаркет сфокусирован на 9 главных аспектах: рынок (market zone, оборудованная в стиле фермерского рынка), органические продукты, замороженные продукты, косметика, одежда, товары для детей, дома и отдел техники.
По оценкам экспертов из PlanetRetail, переоборудование каждого гипермаркета Carrefour в новый формат Carrefour Planet обходится компании в 20 млн. евро.
Статья подготовлена по материалам доклада Милоша Рибы (Milos Ryba), старшего аналитика по ритейлу компании PlanetRetail www.planetretail.net.
Кадочникова Елена
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?