Реклама на retail.ru
Эфир:итоги 2024 и вызовы 2025
Благодарим за поддержку мероприятия наших партнеров: фирма «1С» и компания Open Group.
Не пропустите интервью со спикерами и другие публикации по выступлениям экспертов конференции!
Андрей Бодров, «Магнит»: «Потребители хотят более качественную продукцию, но за справедливую цену»
Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год — 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»
Видеозапись конференции уже доступна на странице события.
Всем зарегистрированным участникам будут предоставлены презентации спикеров.
Что ожидают люди от брендов: услуги и продукты, которые поднимают настроение и доставляют удовольствие; геймификацию для всех возрастов; яркую цветовую палитру в дизайне; необычные вкусы, форматы и упаковки.
Популярность СТМ будет ставить перед ритейлерами серьезные стратегические вопросы, которые касаются
«Если раньше в основе атрибутов СТМ был бренд сети, то сейчас происходит обратное движение: ритейлеры хотят капитализировать ценность СТМ в глазах потребителя, чтобы основной бренд получал больше бонусов от этого».
Согласно статистике Ozon, покупатели открывают карточки с видеообложками на 24% чаще, чем карточки с фото.
Одним из основных требований в дизайне упаковки продукта в 2025 году станет мультиформатность. Современные бренды должны быть заметно представлены на всех возможных платформах: это не только офлайн и онлайн полки, но и цифровой
Аналитики отметили, что продовольственные товары станут важнейшим драйвером
Согласно данным исследования «Яндекса» и GfK, в РФ доля покупок со смартфонов и планшетов в 2022 году превысила 67%. С компьютеров и ноутбуков оформляется треть
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Самовольная ссылка
Иван Марчук www.sf-online.ru
Холдинг «Самохвал» за последние два года испробовал практически все способы привлечения средств, от выпуска облигаций до обратного лизинга. Планов громадье, но денег на их воплощение все равно не хватает. Остается лишь продаться одному из стратегических инвесторов. Те, правда, покупать бизнес не торопятся.
В апреле 2007 года холдинг «Самохвал», владеющий одноименной торговой сетью, неожиданно приобрел 72% акций Таганского мясоперерабатывающего завода (ТАМП). Акции холдинг выкупил у прежнего владельца предприятия – банка «Северный морской путь» – за $100 млн. По словам владельца и генерального директора холдинга Дмитрия Кувшинова , сделка была профинансирована как заемными, так и собственными средствами «Самохвала».
«Самохвал» давно числится среди компаний, активно привлекающих инвестиции на реализацию розничных проектов. Таковых у него было немало. Еще в 2005 году Дмитрий Кувшинов пообещал до конца года увеличить число магазинов с 34 до 100. Но сеть так и не выросла. В 2006 году Кувшинов обещание повторил и вновь его не выполнил. Сейчас под вывеской «Самохвал» работает 50 точек, и к концу года владелец мечтает довести их количество… нет, не до 100, на сей раз только до 80.
Что мешает «Самохвалу» набрать крейсерскую скорость? Прежде всего конкуренция с «Пятерочкой» и «Перекрестком», которые, как назло, в позапрошлом году объединились в X5 Retail Group. Обе сети четыре года назад начали развивать магазины шаговой доступности («Пятерочка-экспресс» и «Перекресток-мини»), а в 2004 году свои первые «Семь шагов» сделал «Седьмой континент». Но конкуренция еще не все. Кажется, открывай себе магазины – были бы средства. Однако «Самохвалу» вновь перешли дорогу более крупные конкуренты: как заемщики они выглядят более привлекательно, и бизнес их кажется более выгодным для инвестиций.
ДОСЬЕ Компании, входящие в ГК «Самохвал», на 100% контролирует основатель сети Дмитрий Кувшинов. Сегодня сеть объединяет 50 супермаркетов, мини-маркетов и торгово-развлекательных комплексов в Москве, Подмосковье и областных центрах Центрального федерального округа. Помимо розничного бизнеса, «Самохвал» включает в себя Таганский мясокомбинат, пекарню и пивоварню, выпускающую одноименное «живое» пиво. Кроме того, группа компаний строит торговые центры и сдает в аренду торговую недвижимость. На сегодняшний день в ГК работает более 5 тыс. человек. Оборот компании ООО «Самохвал» в 2006 году составил 7,4 млрд руб., в первом полугодии 2007 года – около 4 млрд руб.
Рад бы в рай
Над «Самохвалом» тяготеет прошлое. Он был основан в 2002 году вследствие ребрэндинга сети «Стопка», торговавшей винно-водочной продукцией. Многие магазины сети расположены на небольшой площади, к тому же в неудобных местах. Да и алкогольная «наследственность» в «Самохвале» угадывается до сих пор. Чтобы понять это, достаточно зайти в павильон на «Бауманской». Площадь торгового зала – всего несколько десятков квадратных метров. На двух прилавках процентов сорок товара – алкоголь. О том, что магазин продуктовый, напоминают шоколадки, консервы, небогатый выбор колбас и сок в трехлитровых банках, стоящих прямо на прилавке.
В компании настаивают на том, что для маленьких магазинов прилавочная торговля подходит больше, так как сохраняет личное общение между продавцом и покупателем. Владельцы других сетей считают иначе. «Самообслуживание позволяет покупателю экономить время, а магазин выигрывает за счет расширения торговых площадей и снижения расходов на персонал»,– говорит директор московской сети АБК Владислав Егоров.
Почему же «Самохвал» не отказывается от малого формата? Такой подход позволяет втягивать в сеть самые разные помещения. Первый магазин Кувшинов открыл в 1998 году, и сейчас, напомним, у него 50 точек. Для сравнения: новосибирская сеть «Квартал», стартовавшая в 1997 году, включает в себя 40 одноименных супермаркетов и 15 «магазинов у дома», а АБК с 1992 года открыла 31 магазин. По оценкам экспертов, оборот у розничного подразделения «Самохвала» на уровне средних показателей по отрасли – $140 млн (у сети «Квартал» – около $150 млн).
Под вывеской «Самохвал» работают магазины абсолютно разных площадей и форматов
На пустом месте
Москва как плацдарм для развития перестала устраивать Кувшинова еще в 2004 году, когда он объявил о «выходе за МКАД». Владелец «Самохвала» начал открывать небольшие магазины в городах Московской области при поддержке местных властей.
Весной 2005 года «Самохвал» заявил, что собирается сдать свои московские магазины в аренду другим сетям, а на вырученные средства покорить региональный рынок. Правда, масштабная программа закончилась тем, что в аренду были сданы лишь три площадки, причем сроком более чем на десять лет, да не кому-нибудь, а «Седьмому континенту». Сколько «Самохвал» выгадал на проекте, в компании уточнить отказались. На остальные магазины никто не позарился. Как заявил представитель одной из сетей, «они слишком малы и расположены в недостаточно привлекательных местах, чтобы заинтересовать крупных игроков».
Однако Кувшинов по-прежнему намерен выбираться за пределы столицы. В 2006 году «Самохвал» объявил о том, что построит в Подмосковье ни много ни мало 30 одноименных торговых комплексов за ближайшие два года, 15 торгово-развлекательных центров он также собирается открыть в области (на что пустит $320 млн), еще ряд – в Туле, Калуге, Рязани и Твери (общей стоимостью $130 млн).
НОУ-ХАУ Компания «Самохвал»: – создала собственное строительное подразделение, занимающееся девелоперской деятельностью в регионах; – развивает несколько форматов, что позволяет ей использовать торговые площади разных типов; – открывает в регионах торгово-развлекательные центры, что существенно увеличивает посещаемость магазинов.
Где деньги?
Большие планы – большие деньги. Когда компания получила от властей карт-бланш на развитие торговых комплексов в Подмосковье, она в срочном порядке начала разыскивать источники финансирования. Поскольку недвижимость сети спросом у крупных ритейлеров не пользовалась, Дмитрий Кувшинов решил попытать счастья на фондовом рынке. В октябре 2006 года «Самохвал» выпустил трехлетние облигации на общую сумму 1,5 млрд руб. по ставке 11,4%. Отраслевые аналитики сочли размещение успешным. «Например, сравнимая с „Самохвалом» торговая сеть „Монетка» летом 2006 года разместилась ниже 11%. На тот момент это был нормальный результат для региональных сетей»,– говорит аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская .
Однако вырученной суммы для реализации всех новых проектов «Самохвалу» было явно недостаточно. Дмитрий Кувшинов начал искать стратегического инвестора. Искал почти год, и в феврале 2007 года появилась информация о том, что «Самохвалом» заинтересовались фонды ЕБРР и Templeton. Как утверждали в самом «Самохвале», с потенциальным инвестором (его имя не разглашается) даже было подписано предварительное соглашение: $100 млн за блокпакет. Однако в последний момент все расстроилось. Как заявил тогда Дмитрий Кувшинов, «с претендентом не удалось достигнуть соглашений по некоторым параметрам и условиям сделки».
«„Самохвал» просто оценил себя слишком дорого,– утверждает аналитик ИК „Финам» Сергей Фильченков .– На рынке сейчас очень много подобных предложений. Инвесторов ищут „Копейка», „Рамстор», „Седьмой континент». „Самохвал» на этом фоне мало кого заинтересует». По мнению аналитика ИК «Файненшл бридж» Екатерины Лощаковой , сеть подвели низкая операционная рентабельность (порядка 3%) и скромная доля рынка. «Это делает ее малопривлекательной для стратегических инвесторов»,– резюмирует Лощакова.
В итоге пока «Самохвал» сумел возвести лишь восемь торговых комплексов в Подмосковье и один развлекательный центр в Рязани. Сам холдинг стоимость строительства одного такого торгово-развлекательного комплекса площадью до 10 тыс. кв. м (с кинотеатром, рестораном, ночным клубом или автодромом) оценивает примерно в $10 млн.
Видимо, разуверившись в возможности быстро найти стратегического инвестора, Кувшинов вновь попытался извлечь выгоду из московской недвижимости (70% площадей сети находится в собственности компании).
«Мы начали работу по сделкам с обратным лизингом недвижимости. В эти сделки войдут 30 объектов недвижимости общей площадью 50 тыс. кв. м на сумму примерно $130 млн»,– заявил весной нынешнего года Кувшинов. Суть обратного лизинга заключается в том, что компания продает свою московскую недвижимость инвестфондам, одновременно заключая с ними договоры на длительную аренду этих помещений.
Пока Кувшинов только ведет переговоры с потенциальными покупателями недвижимости, но эксперты уверены, что найти их не будет проблемой. «Такой вариант позволяет компании получить существенную сумму, замороженную в активах, а инвесторам обещает доходность в 9–10%. То есть, выручив заявленные $130 млн, „Самохвал» должен будет ежегодно платить аренду в размере $13 млн. Я думаю, что спрос на такое предложение должен быть»,– размышляет директор отдела исследований компании Cushman, Wakefield, Stiles and Riabokobylko Денис Соколов .
Не мясом единым
С учетом вышеизложенных обстоятельств покупка мясоперерабатывающего производства на первый взгляд кажется странной. Но только на первый взгляд.
ТАМП ежедневно выпускает 100 тонн колбасных продуктов, что составляет около 25% московского производства мясной продукции. Однако самым ценным в ТАМПе оказалась земля, на которой он расположен. «Мясной бизнес ТАМПа стоит порядка $25 млн, а земля под предприятием ( 5,5 га в районе метро „Таганская».– СФ ) – до $100 млн. Стоимость земли была определяющим фактором в сделке»,– считает генеральный директор группы «Черкизово» Сергей Михайлов . Он оценивает рентабельность ТАМПа в 5%.
При покупке комбината Дмитрий Кувшинов заявил, что в текущем году производство на ТАМПе будет сохранено. «Но в следующем году мы можем принять решение о выводе производства на другую площадку и строительстве на Таганке торгового центра»,– уточнил Кувшинов. Директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила считает, что на участке ТАМПа можно возвести ТРЦ площадью примерно 70 тыс. кв. м и стоимостью $120 млн с учетом сноса здания завода. По словам Могилы, рентабельность сдачи площадей в ТЦ на месте ТАМПа – около 15%.
Перспективы проекта омрачает только одно обстоятельство: блокпакетом ТАМПа владеет московское правительство, которое уже заявило, что комбинат имеет для города стратегическое значение.
РЫНОК По оценке ИК «Финам», оборот российского рынка продуктового ритейла в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 41% и составил $160–165 млрд. Главными игроками рынка являются X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток»), «Метро», «Магнит» и «Ашан». Оборот лидера отрасли X5 Retail Group в 2006 году составил $3,5 млрд, а оборот замыкающего четверку «Ашана» – $2 млрд. «Самохвал» занимает 26 место среди российских ритейлеров. Его ближайшие соперники – сети «Квартал» и «Монетка». Отметим, что случаи поглощения небольших сетей крупными игроками постепенно учащаются. За весь 2006 год было заключено 11 сделок M&A, а только за первое полугодие 2007 года – уже девять. Десятка крупнейших игроков, контролирующих около 20% рынка, активно начала экспансию в регионы, поэтому скупает местные сети.
Полный M&A
Повысит ли открытие торговых центров «Самохвалом» его шансы на выживание? «Такая стратегия может окупиться,– полагает глава Союза малых сетей Олег Пономарев .– Наличие развлекательных заведений в торговом центре позволяет увеличить проходимость супермаркета в 1,5–2 раза на выходных». Но другие эксперты его энтузиазма не разделяют. «Компания открывает многопрофильные объекты, она хочет диверсифицировать свой бизнес. Это скорее говорит о размытости стратегии, когда компания сама не может определиться со своим форматом»,– рассуждает аналитик ИК «Открытие» Наталья Мильчакова .
Размытость стратегии «Самохвала» прослеживается не только на уровне формата торговых центров. На розничную торговлю приходится лишь 40% оборота группы. Еще у «Самохвала» есть строительное подразделение (именно оно с 2005 года возводит все новые центры и магазины сети), компания сдает в аренду торговые площади. Наконец, она владеет тремя производствами: вышеупомянутым ТАМПом, а также хлебозаводом и пивоварней, выпускающей «живое» пиво. Все вместе эти активы дали компании в 2006 году оборот $350 млн.
«Из федеральных сетей в регионы, где работает „Самохвал», выходят в основном дискаунтеры, однако объединенная „Пятерочка» с „Перекрестком» может открывать в этом регионе не только дискаунтеры, но и супермаркеты. В сегменте крупных торговых центров конкуренцию „Самохвалу» способен составить „Седьмой континент». Потенциал у него значительно больше, чем у „Самохвала»»,– говорит Татьяна Бобровская. С ней согласна Екатерина Лощакова: «Я сомневаюсь, что „Самохвал», в отличие от крупных игроков, сможет легко расчистить себе платформу для расширения деятельности в новых регионах. Наиболее вероятным сценарием мы видим приобретение сети „Самохвал» более крупным ритейлером». Действительно, тогда вопросы о привлечении дополнительных средств, конкуренции и выживания отпадут.
Интервью
Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год – 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»
Об особенностях формата малых магазинов, нюансах франшизы и планах развития.