Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рынок вина становится патриотичным
По оценкам экспертов последние 3-4 года в России потребляется 1 млрд в год винодельческой продукции. Спрос можно назвать стабильным, а вот рынок пока нет. Винодельческий сегмент только начал обретать свои очертания, но к сожалению, это происходит в не самый удачный момент.
В целом 2014 год можно назвать годом для виноделов успешным. Основное достижение – это внесение поправок в Федеральный Закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Виноградари ожидали более глобальных изменений, тем не менее и эти законотворческие инициативы серьезно влияют на отрасль.
Во-первых, в законе четко описаны типы винодельческой продукции, которые относятся к категориям защищенного географического указания и защищенного наименования по месту происхождения. Это привязывает вино к земле и месту его производства, как делается во всех странах с развитым виноделием. В соответствии с законом будет введен реестр всех виноградников России и теперь уже Крыма, кроме того предполагается ввести систему декларирования урожая винограда. Все это позволяет отрасли стать прозрачной, а покупателю понимать, где рос виноград, из которого произвели вино, кто его произвел, и кто подтвердит информацию на этикетке. Такое выделение вин из российского винограда в целый кластер позволит в будущем целенаправленно отстаивать и развивать этот сегмент отрасли.
Во-вторых, благодаря закону произошло разделение продукции всей отрасли в целом. Теперь необходимо внести изменения в три десятка подзаконных актов. Одна из забот отрасли на сегодняшний день – четкость в категории винные напитки. Продукты этой категории не структурированы, не имеют рекомендаций к таре и маркировок и часто вводят покупателя в заблуждение. Кроме того, неотрегулированная в данном сегменте акцизная политика подталкивает недобросовестных производителей к махинациям. «Предстоит еще большая работа по окончательному формированию дорожной карты отрасли, по внедрению ЕГАИС в рознице. Еще есть задачи, связанные с регулированием рынка, вопросы с минимальной ценой, но тем не менее можно сказать, что в винодельческой отрасли наблюдается движение вперед», – считает председатель профильного подкомитета Государственной думы Виктор Звагельский.
Прорывом для национальной винодельческой отрасли можно считать то, что теперь «допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.» Этот разрешительный акт будет способствовать популяризации национального продукта и некрепкого алкоголи и, возможно, повлияет на формирование культуры потребления алкоголя в России. Однако, по отзывам участников рынка, денег на рекламу и маркетинг у большинства производителей на сегодняшний момент либо нет, либо они не запланированы в бюджете 2015 года.
Отрасль сегодня находится в подвешенном состоянии. С одной стороны, ей задаются четкие ориентиры на развитие, с другой – еще существует масса ограничений и контроля. Например, производитель вина обязан установить счетчик на выпуск продукции для контроля за правильной уплатой акцизов. Для малого и среднего производителя это предельно дорогостоящее мероприятие, которое может привести или к его разорению. Некоторые национальные производители балансируют на уровне нулевой рентабельности. Кроме того, рост кредитных ставок вовсе не способствует развитию винодельческих предприятий, тем более что в отрасли самый большой инвестиционный цикл. Однако за последние годы производители России стали делать качественные вина премиум сегмента и уже не раз удостаивались наград за границей. «Несколько лет назад перед нами стояла задача доказать, что мы в России можем делать дорогие вина на уровне ведущих винных домов Запада. Сегодня у нас новая задача – показать, что вина среднего и низшего ценового сегмента мы можем делать так же вкусно и ароматно», – сказал президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович.
Наш рынок интересен и иностранным, и нашим, российским производителям вина. Сегодня 30% продукции на прилавках российских магазинов производится в России, 30% – привозится из-за рубежа, 40% – делается в России из винодельческих продуктов Испании, Италии, Украины и других стран под маркой иностранных производителей. До недавнего времени российский покупатель упорно предпочитал вина под иностранной маркой и был не в курсе, что есть достойные российские вина. Этому способствовало и то, что иностранное вино приходило в Россию по минимальным закупочным ценам, что сказывалось на его качестве, в то же время до нашего покупателя практически не доходила информация о достижениях российского виноделия, а миф «российское вино все поддельное» оказался очень живучим. Сейчас ситуация меняется. После того, как импортное вино существенно подорожало, потребитель обратил свое внимание на продукцию российского производства. Однако одновременно с ростом цен на импортную продукцию подорожало и российское вино в связи с тем, что выросли расходы на производство. Российское виноделие к импортозамещению готово, но готов ли российский потребитель?
Сергей Левожинский, директор по закупкам торговой сети «Магнит» считает: «Если опираться на предпочтения наших покупателей, то хочется порекомендовать российским производителям развивать сегмент качественных столовых вин по 300- 500 рублей за бутылку и ниже. К сожалению, потребитель сегодня обеднел, но он не стал маргиналом. Он хочет, чтоб его уважали. Поэтому производителям необходимо сегодня очень внимательно относиться к работе с качеством, при этом работая с минимальной ценой поставки. Нам же, сетевикам, необходимо очень четко знать свои покупательские сегменты, чтобы понимать какой товар предлагать своему покупателю. Всем нам, участникам рынка, необходимо понимать, что мы в одной цепочке донесения продукта до покупателя».
Переход потребителя к российскому вину должен быть связан не с тем, что импортное вино дороже или менее доступно, а с тем, что российское вино так же качественно и вкусно, причем не только в сегменте дорогих и элитных вин. Российское вино может быть выбором покупателя, но для этого еще предстоит многое сделать как в отрасли, так и на полках магазинов.
В статье были использованы материалы конференции «АлкоКонгресс-2015», проведенной в рамка форума «Продэкспо»
Ирина Баскакова, специально для Retail.ru
Ирина Гусейнова
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.