Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рынок купли-продажи готового бизнеса вырос на 50% за год
По данным исследования компании Re:Sale Expert, одного из бизнес-брокеров, рынок купли-продажи готового бизнеса растет темпами 20-50%. По некоторым секторам количество сделок увеличилось за последний год до 200%. Популярностью пользуются магазины, хостелы, пекарни и производство стройматериалов. В исследовании приводятся дынные по объемам рынка, количеству и размеру сделок, а также анализ причин и прогнозы развития отрасли.
К рынку готового бизнеса, как правило, относят проекты стоимостью до 100-150 млн. руб. Различают краткосрочные (до 1,5 млн. руб., окупаемостью до 12 мес.), среднесрочные (от 1,5 до 6-10 млн. руб., окупаемостью от 1 до 3-х лет) и долгосрочные (от 10 млн. руб., окупаемостью от 2-ух лет) проекты. Наибольшее количество сделок проходит в краткосрочном (40%) и среднесрочном (35%) сегментах. На долгосрочные проекты приходится 25%.
«В нише готового бизнеса крупных сделок немного, самый большой проект среди основных игроков рынка в 2014 году стоил 79 млн. руб. Сейчас мы близки к тому, чтобы существенно повысить этот порог. В настоящее время нами ведутся переговоры на проведение нескольких сделок, стоимость которых превышает 1,5 млрд. руб. по каждой», – рассказывает исполнительный директор Re:SaleExpertПавел Горбов.
География рынка. Основными центрами активности в сегменте готового бизнеса являются Московский регион, на него приходится 60% сделок, и Северо-Запад (преимущественно Санкт-Петербург и Ленинградская область) – 20%. Оставшуюся долю делят Крым – 10% и все остальные регионы – 10%.
Объем рынка. Совокупный объем рынка оценивается в 1 млрд. руб. в месяц при количестве сделок 350 шт. В годовом выражении это 12 млрд. руб. и 4,2 тыс. соответственно.
Динамика. С 2014 года рынок переживает взрывной рост: если в 2013 году совокупный объем всех сделок составлял 650 млн. руб. в месяц, то в 2014 это был уже 1 млрд. руб. Таким образом, рост составил 54%. Первое полугодие 2015-го года также демонстрирует темпы роста примерно в 12%.
Это можно связать с кризисом в сегменте крупного бизнеса. Многие менеджеры среднего и высшего звена, оставшись без работы, ищут возможность сохранить прежний уровень жизни, инвестировав в бизнес, который может приносить стабильный доход.
Количество бизнесов «на продажу» сегодня связано с предыдущим кризисом 2008 года, после которого было открыто много новых предприятий. Средний цикл занятости предпринимателя одним бизнесом составляет примерно 5 лет. После этого срока собственник часто продает свое детище, стремясь либо к новому уровню дохода, либо к новой сфере деятельности. Таким образом, на 2014-2016 приходится пик продаж новых бизнесов, созданных в 2009-2011 годах. Сегодня новых предприятий создается меньше, чем в предыдущий период, поэтому в перспективе год-два в компании ожидают стабилизации рынка, а к 2017-2018 гг. спада на уровне 10-15% ежегодно.
ГРАФИК 1. КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ВНОВЬ СОЗДАННЫХ И ПРОДАННЫХ БИЗНЕСОВ
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Продано бизнесов |
1000 |
1200 |
1500 |
2000 |
3200 |
3500 |
4200 |
4900 |
4800 |
4200 |
4000 |
Создано бизнесов |
8000 |
9000 |
11000 |
11000 |
10000 |
9000 |
7500 |
7500 |
6000 |
5000 |
6000 |
Количество бизнес-брокеров за последние годы также увеличилось. В Re:Sale Expert отмечают, что компаний, которые постоянно работают на рынке и в ежедневном режиме ведут сделки на протяжении хотя бы 3-х лет, всего пять. Еще пять, которые работают 3 года, но с перерывами, от сделки к сделке. Остальных сложно рассматривать как серьезных игроков. На сегодняшний день на рынке насчитывается всего 26 компаний бизнес-брокеров. При том, что в 2014 году их было порядка 40. То есть за год половина из «непостоянных» участников уже самоликвидировались.
Бизнес нарасхват
В рознице чаще всего выставляются на продажу продуктовые магазины, магазины одежды и магазины детских товаров. Из всей розницы доля этих трех направлений составляет 90%. «Мы наблюдаем максимальную заинтересованность на продуктовую розницу (более 50% спроса), одежда и детские товары делят оставшуюся половину примерно поровну. В этом сегменте наиболее активный спрос наблюдается на объекты стоимостью не более 5 млн. руб. (стартовая цена подобных объектов 2 млн. руб.). Каких-то резких колебаний спроса в сегменте ритейла мы не заметили. Можно отметить лишь розницу одежды (онлайн-магазины), которая выросла на 27% за первое полугодие по отношению к аналогичному периоду 2014 года. В среднем порядка 20-25 объектов в месяц проходят у нас стандартную проверку на ликвидность и положительные финансовые показатели. Магазинов, которым мы отказываем по причине не соответствия понятию готового бизнеса по доходности, насчитывается 110-130 шт. в месяц», – говорит Павел Горбов.
Наиболее популярным и динамично развивающимся направлением на рынке сегодня является туристическое. Хостелы в Москве и Петербурге ценой в 1,5-2 млн. руб. сейчас реализуются темпами 20 шт. в месяц. В 2014 году этот показатель составлял 10 шт., еще годом ранее – 5-6 шт. Таким образом, ежегодный рост – 100%.
Подобную динамику связывают с предстоящим в 2018 году чемпионатом мира по футболу, а также общей неукомплектованностью двух столиц гостиницами подобного типа и уровня цен. Сегодня в Москве насчитывается порядка 400 хостелов, в Питере – 800, при потребности минимум в 1000 шт.
Также пользуются спросом мини-пекарни. Цена такого бизнеса до 1 млн. руб. В прошлом году их количество на рынке было в среднем 1 в месяц, сегодня 3-4 в месяц, темпы роста – 300-400%. Размещенные в спальных районах, такие пекарни достаточно быстро окупаются.
Еще один лидер продаж – производство строительных материалов. Стоимость предприятий 7-10 млн. руб. Рост количества сделок в отношении к 2014 году – 200%. «Падение цен на рынке недвижимости обеспечило предложение в данном сегменте, прогнозируемый вскоре рост стимулирует спрос со стороны в том числе очень серьезных, крупных организаций, которые точно знают, что они делают», – комментирует Павел Горбов.
Вопреки расхожему мнению, в секторе АПК повышенной активности не наблюдается. Основные инвестиции на рынке сельхозпродукции совершаются в ином ценовом сегменте: крупные агрохолдинги проводят сделки, которые относятся к слияниям и поглощениям.
Влияние западных санкций также не отражается на российском рынке купли-продажи бизнеса. Основной покупатель, как и продавец, – внутренний, размеры бизнеса небольшие, поэтому внешняя конъюнктура напрямую на рынке не сказывается.
Иван Гринёв, специально для Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?