Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
13 015

Поделиться

Рынок купли-продажи готового бизнеса вырос на 50% за год

По данным исследования компании Re:Sale Expert, одного из бизнес-брокеров, рынок купли-продажи готового бизнеса растет темпами 20-50%. По некоторым секторам количество сделок увеличилось за последний год до 200%. Популярностью пользуются магазины, хостелы, пекарни и производство стройматериалов. В исследовании приводятся дынные по объемам рынка, количеству и размеру сделок, а также анализ причин и прогнозы развития отрасли.

К рынку готового бизнеса, как правило, относят проекты стоимостью до 100-150 млн. руб. Различают краткосрочные (до 1,5 млн. руб., окупаемостью до 12 мес.), среднесрочные (от 1,5 до 6-10 млн. руб., окупаемостью от 1 до 3-х лет) и долгосрочные (от 10 млн. руб., окупаемостью от 2-ух лет) проекты. Наибольшее количество сделок проходит в краткосрочном (40%) и среднесрочном (35%) сегментах. На долгосрочные проекты приходится 25%.

«В нише готового бизнеса крупных сделок немного, самый большой проект среди основных игроков рынка в 2014 году стоил 79 млн. руб. Сейчас мы близки к тому, чтобы существенно повысить этот порог. В настоящее время нами ведутся переговоры на проведение нескольких сделок, стоимость которых превышает 1,5 млрд. руб. по каждой», – рассказывает исполнительный директор Re:SaleExpertПавел Горбов.

География рынка. Основными центрами активности в сегменте готового бизнеса являются Московский регион, на него приходится 60% сделок, и Северо-Запад (преимущественно Санкт-Петербург и Ленинградская область) – 20%. Оставшуюся долю делят Крым – 10% и все остальные регионы – 10%.

Объем рынка. Совокупный объем рынка оценивается в 1 млрд. руб. в месяц при количестве сделок 350 шт. В годовом выражении это 12 млрд. руб. и 4,2 тыс. соответственно.

Динамика. С 2014 года рынок переживает взрывной рост: если в 2013 году совокупный объем всех сделок составлял 650 млн. руб. в месяц, то в 2014 это был уже 1 млрд. руб. Таким образом, рост составил 54%. Первое полугодие 2015-го года также демонстрирует темпы роста примерно в 12%.

Это можно связать с кризисом в сегменте крупного бизнеса. Многие менеджеры среднего и высшего звена, оставшись без работы, ищут возможность сохранить прежний уровень жизни, инвестировав в бизнес, который может приносить стабильный доход.

Количество бизнесов «на продажу» сегодня связано с предыдущим кризисом 2008 года, после которого было открыто много новых предприятий. Средний цикл занятости предпринимателя одним бизнесом составляет примерно 5 лет. После этого срока собственник часто продает свое детище, стремясь либо к новому уровню дохода, либо к новой сфере деятельности. Таким образом, на 2014-2016 приходится пик продаж новых бизнесов, созданных в 2009-2011 годах. Сегодня новых предприятий создается меньше, чем в предыдущий период, поэтому в перспективе год-два в компании ожидают стабилизации рынка, а к 2017-2018 гг. спада на уровне 10-15% ежегодно.

ГРАФИК 1. КОРРЕЛЯЦИЯ МЕЖДУ КОЛИЧЕСТВОМ ВНОВЬ СОЗДАННЫХ И ПРОДАННЫХ БИЗНЕСОВ

Год

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Продано бизнесов

1000

1200

1500

2000

3200

3500

4200

4900

4800

4200

4000

Создано бизнесов

8000

9000

11000

11000

10000

9000

7500

7500

6000

5000

6000

Количество бизнес-брокеров за последние годы также увеличилось. В Re:Sale Expert отмечают, что компаний, которые постоянно работают на рынке и в ежедневном режиме ведут сделки на протяжении хотя бы 3-х лет, всего пять. Еще пять, которые работают 3 года, но с перерывами, от сделки к сделке. Остальных сложно рассматривать как серьезных игроков. На сегодняшний день на рынке насчитывается всего 26 компаний бизнес-брокеров. При том, что в 2014 году их было порядка 40. То есть за год половина из «непостоянных» участников уже самоликвидировались.

Бизнес нарасхват

В рознице чаще всего выставляются на продажу продуктовые магазины, магазины одежды и магазины детских товаров. Из всей розницы доля этих трех направлений составляет 90%. «Мы наблюдаем максимальную заинтересованность на продуктовую розницу (более 50% спроса), одежда и детские товары делят оставшуюся половину примерно поровну. В этом сегменте наиболее активный спрос наблюдается на объекты стоимостью не более 5 млн. руб. (стартовая цена подобных объектов 2 млн. руб.). Каких-то резких колебаний спроса в сегменте ритейла мы не заметили. Можно отметить лишь розницу одежды (онлайн-магазины), которая выросла на 27% за первое полугодие по отношению к аналогичному периоду 2014 года. В среднем порядка 20-25 объектов в месяц проходят у нас стандартную проверку на ликвидность и положительные финансовые показатели. Магазинов, которым мы отказываем по причине не соответствия понятию готового бизнеса по доходности, насчитывается 110-130 шт. в месяц», – говорит Павел Горбов.

Наиболее популярным и динамично развивающимся направлением на рынке сегодня является туристическое. Хостелы в Москве и Петербурге ценой в 1,5-2 млн. руб. сейчас реализуются темпами 20 шт. в месяц. В 2014 году этот показатель составлял 10 шт., еще годом ранее – 5-6 шт. Таким образом, ежегодный рост – 100%.

Подобную динамику связывают с предстоящим в 2018 году чемпионатом мира по футболу, а также общей неукомплектованностью двух столиц гостиницами подобного типа и уровня цен. Сегодня в Москве насчитывается порядка 400 хостелов, в Питере – 800, при потребности минимум в 1000 шт.

Также пользуются спросом мини-пекарни. Цена такого бизнеса до 1 млн. руб. В прошлом году их количество на рынке было в среднем 1 в месяц, сегодня 3-4 в месяц, темпы роста – 300-400%. Размещенные в спальных районах, такие пекарни достаточно быстро окупаются.

Еще один лидер продаж – производство строительных материалов. Стоимость предприятий 7-10 млн. руб. Рост количества сделок в отношении к 2014 году – 200%. «Падение цен на рынке недвижимости обеспечило предложение в данном сегменте, прогнозируемый вскоре рост стимулирует спрос со стороны в том числе очень серьезных, крупных организаций, которые точно знают, что они делают», – комментирует Павел Горбов.

Вопреки расхожему мнению, в секторе АПК повышенной активности не наблюдается. Основные инвестиции на рынке сельхозпродукции совершаются в ином ценовом сегменте: крупные агрохолдинги проводят сделки, которые относятся к слияниям и поглощениям.

Влияние западных санкций также не отражается на российском рынке купли-продажи бизнеса. Основной покупатель, как и продавец, – внутренний, размеры бизнеса небольшие, поэтому внешняя конъюнктура напрямую на рынке не сказывается.

Иван Гринёв, специально для Retail.ru

 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами