Декоративное изображение
16 258

Поделиться

Рынок экопродуктов ожидает спад

Хотя сегмент биопродуктов сложно назвать массовым, спрос на него в последние годы стабильно увеличивался. Однако сейчас его развитию заметно помешает спад покупательского спроса из-за разразившегося кризиса.

Во всем изобилии товаров, предлагаемых ритейлом покупателю, самая большая путаница на сегодняшний день существует в сегменте натуральных продуктов и товаров, позиционирующихся как продукты наивысшего качества, изготовленных или выращенных без или с минимальным количеством синтетических веществ. Как их только не называют: эко-, био-, натур- продукты, органические, фермерские, крестьянские.

Российский сегмент биопродуктов самый проблемный не только с точки зрения запутанности маркировки и обозначения, но и с точки зрения доступности покупателю.

Во-первых, на сегодняшний день нет единой маркировки и сертификации продуктов, узаконенной государством. Для российских продуктов существует единственное законное обозначение – значок «Не содержит ГМО». За достоверность информации: «экопродукт», «продукт органического земледелия», «органический продукт» или «биопродукт» – никто не отвечает и ответственность не несет. Проверить продукты на соответствие подобным характеристикам можно только в лабораториях: государственных, независимых, либо лабораториях торговых сетей. Эксперт системы сертификации «Листок жизни» НП «Экологический союз» Марина Полтавцева считает: «Покупатель готов переплачивать за подтвержденный статус органического или биопродукта. Вопрос в том, доверяют ли он тому, что стоит на полках магазинов. Если на Западе уже введена в практику полная сертификация магазинов или торговых точек на право продавать такие продукты, то у нас пока сертифицируются или проверяются лишь отдельные виды товаров».

При этом реальное качество такой продукции, появляющейся на прилавках в магазинах, порой далеко от норм и стандартов органической и экологической продукции, которые уже применяют во многих странах. Тем не менее в этом вопросе Россия планомерно, но медленно двигается в сторону международных стандартов, прежде всего европейских. По словам исполнительного директора Союза органического земледелия Якова Любоведского, в Правительстве рассматривается и готовится к принятию Федеральной закон «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» (вариант 3, итоговый, доработанный проект закона от 5 мая 2014 г.), который будет способствовать регулированию и четкому контролю этого сегмента рынка.

Во-вторых, в последние годы потребность в эко- и органической продукции сильно выросла во всем мире. В России спрос также до недавнего времени рос, только очень медленными темпами. Для большинства покупателей натуральность продукта – не главный критерий покупки, более важную роль имеет цена. В связи с этим органические продукты для большинства сетей – скорее продукт имиджевый. Сетям сложно работать с натуральными и скоропортящимися продуктами, которые не выдерживают долгую логистику, имеют короткие сроки хранения и приходят чаще из-за границы. Российские же производители в основном не способны выдерживать установленные требования сетей. И если за границей путь таких продуктов к покупателю уже отработан: кооперативы производителей, которые берут на себя логистику и взаимодействуют с сетями, регулярные фермерские рынки, внимание и поддержка государства – то в России этого нет. Ритейлеры достаточно жестко диктуют условия и устанавливают штрафы, ограничивая этот сегмент для своих покупателей.

В-третьих, большая часть товаров этого сегмента, особенно продуктового, имеет иностранное происхождение. Иностранные органо- и биопродукты полностью привязаны к курсам валют и всегда имеют стоимость выше средней. До начала периода колебаний валют аналитики рынка отмечали рост этого сегмента и увеличение покупательского интереса, но по прогнозам экспертов, покупательский спрос на период кризиса будет все же уменьшаться в связи с ростом цен, если на помощь не придут отечественные производители. Надо отметить, что сертифицированных производителей в России сегодня порядка 70, а, к примеру, в Кыргызстане их 1100, в Германии более 20 000.

В четвертых, при всей перспективности и важности этого сегмента, ближайшее его будущее в российском ритейле не радужно. Многие дистрибьюторы уже уходят с рынка. В большинстве своем они работали с иностранными производителями, с которыми сейчас работать крайне невыгодно: завышенные требования сетей по поставкам, штрафы от сетей, курс валют и санкции – не способствуют товарообороту. Российские производители еще не готовы полностью заместить иностранные органические или экологические продукты. По мнению председателя правления Национального органического союза Ильи Калеткина, в этом сегменте будут наблюдаться следующие тенденции: «Если до недавнего времени разница в цене между органическими продуктами и обычными снижалась, то сейчас она выросла и из-за курса рубля, и из-за проблем с урожаем в Европе. Выросла и цена на сырье. Определенно произойдет рост цен минимум на 30 %, на некоторые позиции возможно и намного больше. Есть существенный риск снижения объемов эко- и биопродуктов на рынке».

В ситуации ухода с рынка иностранных биотоваров, казалось бы, открываются возможности для российских производителей. Многие уже создали свои точки сбыта, однако небольшим и только выходящим на рынок компаниям вход в сети не по карману, условия, предлагаемые ритейлерами, часто смертельны для малого бизнеса. Проблемы, связанные с сертификацией, также не добавляют желания сетям работать с российскими производителями. По мнению Ильи Калеткина, в существующих условиях крайне необходимо, чтобы проблема доведения до покупателя продуктов высшего качества, которыми должны являться экопродукты, решалась совместно всеми участниками рынка: производителями, поставщиками и ритейлерами, но пока такой активности нет. Сети сами лишают себя сегмента «зеленых» продуктов и части покупательского потенциала. Покупатель, заинтересованный в приобретении эко- или биопродуктов для своего стола, идет в специализированные магазины и лавки за такой продукцией, которая подчас не сертифицирована и не соответствует качеству, но при этом завышена в цене. Возможно, все же наступит момент, когда участники рынка поймут, что такой спрос необходимо не только поддерживать, но развивать объединенными усилиями, и тогда на полках сетей появиться больше качественных органических или биопродуктов.

Денис Прасолов, генеральный директор корпорации «Органик» (экологическое хозяйство «Спартак» – производитель «ЭтоЛето» и интернет-магазин «Био-Маркет»)

Отмечаете ли вы падение спроса на вашу продукцию с ноября прошлого года? Здесь сложно говорить о снижении спроса – как правило, люди после перехода на органическую продукцию уже не могут и не хотят приобретать обычные товары, скорее откажут себе в других расходах. Но определенное замещение более дорогих товаров на более доступные мы видим. Если раньше стирали дорогими французскими моющими средствами, то теперь – более доступными, но все равно выбирают органику. Пришлось ли вам поднимать цену на товары, начиная с ноября 2014 года? Если говорить о нашей молочной продукции «ЭтоЛето», то повышения цен с ноября не было. Так как это российское производство, следствия макроэкономических изменений, вероятно, скажутся, но позже. А европейские марки, представленные у нас, закупаются, естественно, под влиянием изменения курса, поэтому цены уже другие. Как в дальнейшем вы собираетесь работать с ассортиментом? Каким образом будете сдерживать рост цен? Мы ожидаем роста органического производства в России и возможности расширить ассортимент именно российских марок для того чтобы наш покупатель по-прежнему мог с уверенностью выбирать для себя полезные и безопасные продукты и товары для дома.

Елена Созонова, пресс-секретарь Delivery Club

Мы, как и многие, работаем с экопродукцией, выделив доставку экопродуктов в отдельный проект на Delivery Club – «Сферм». Особой популярностью данный сегмент пользовался последние пару лет в силу моды на натуральные продукты. В связи с кризисом динамика развития сегмента замедлилась, но вряд ли цены на экопродукцию сильно возрастут, так как большинство товаров производится в России. Развивать данную категорию мы планируем и в текущем году.

Елена Ключарова, консультант отдела исследований рынка CBRE

Доля органической продукции составляет в среднем 5 % от общего продуктового рынка России и 7-10% от московского продуктового рынка. Ряд московских премиальных продуктовых супермаркетов – «Зеленый Перекресток», «Азбука вкуса» и т.д. – увеличивают долю экопродуктов в своем ассортименте. В отдельных случаях она достигает 30-40%. Ежегодно доля увеличивается, приблизительно на 1-2 процентных пункта. В условиях кризиса, естественно, развитие данного сегмента приостанавливается. По данным независимого исследования, проведенного в 2014 году, более 60% москвичей готовы покупать органическую продукцию. В условиях сокращения реальных располагаемых расходов, потребители будут переходить на более доступные продукты питания. С другой стороны, продуктовое эмбарго может сыграть на руку продавцам органической продукции: в поисках альтернативы привычным продуктам из других стран покупатель вполне может сделать выбор в пользу эко-продуктов. Однако, учитывая довольно высокую стоимость продукции и текущую экономическую ситуацию, вероятнее всего, сегмент будет испытывать трудности, что приведет к падению прибыли, по опыту 2008-2009 года, на 15-20%. Сегмент органической продукции может остаться на плаву и выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями в том случае, если ритейлеры пересмотрят ценовую политику в пользу уменьшения своих надбавок. В данном случае вопрос касается пересмотра существующих и поиска новых поставщиков, которые согласны реализовывать продукцию по более низким закупочным ценам, пересмотра величины маржи, которая может быть сокращена с целью максимизации объемов продаж. Для сетей выходом также может стать временный отказ от розничного развития: каждая существующая сеть имеет по 2-4 розничных магазина, закрыв которые оператор сможет сэкономить на аренде, персонале и дополнительном оборудовании для хранении продуктов. В этом случае сеть сможет существовать в онлайн формате до стабилизации экономической ситуации.

Ирина Баскакова, специально для Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами