Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рынок детских товаров - новый драйвер российского ритейла
«Рынок товаров для детей восстановился после кризиса, но темпы его роста не достигают докризисных и в будущем будут снижаться» – заявил Алексей Воскобойник, заместитель генерального директора по стратегии и аналитике сети магазинов «Детский мир» на конференции «Детский рынок России», которая прошла в Москве 18 апреля.
Согласно исследованию Fashion Consulting Group, объем рынка детских товаров в России по итогам 2012 года оценивается в 437 млрд рублей. В первую очередь это связано с повышением уровня рождаемости в стране, а так же с меньшей насыщенностью детского рынка в отношении рынка в целом. По сравнению с 2011 годом рост рынка составил 4,8%. В 2013 году ожидается увеличение объема продаж детских товаров на 9% (до 478 млрд. рублей), а их общий потенциал оценивается в 630-780 млрд. рублей. Одежда и обувь сохранят рост в районе 5-10% в год, в сегменте игрушек и товаров для новорожденных – около 20% в год. По мнению экспертов FCG, наиболее уверенно растут категории «Игрушки», «Одежда», «Товары для новорожденных».
Причины роста рынка детских товаров в том, что на сегодня в Российской Федерации проживает 23,5 млн детей (почти 16,5% населения страны). Самой значительной возрастной группой среди детей является группа от 0-4 лет – почти 8 миллионов жителей. Второй по величине является группа подростков в возрасте 14-15 лет – около 3 млн. человек. Немаловажно, что в 2012 году российская экономика продемонстрировала существенный прирост по ряду важнейших показателей. Минимальный показатель роста реальной зарплаты в первом полугодии 2012 года составил 9,5%, максимальный – 17,1%.
Рынок одежды – дети опережают взрослых
Объем рынка детской одежды в 2012 году был равен 315 млрд. рублей.Рынок детской одежды в последнее время развивается гораздо более динамично, чем рынок одежды в целом. Как уже говорилось выше, это объясняется повышением уровня рождаемости в стране и низкой насыщенностью детского рынка в отношении рынка в целом. По расчетам аналитиков FCG к 2015 году рынок детской одежды в России достигнет 365 млрд. рублей или 12 млрд. долларов. Однако, открытым остается вопрос о том, что будет с рынком детских товаров после того, как беби-бум завершится.
Рынок детской одежды последних лет характеризуется приобретением черт, характерных для рынка взрослой одежды: отчетливее выделяются различные ценовые сегменты, функционально-стилевые группы, присущие взрослой одежде, коллекции начали соответствовать модным тенденциям. Развивается рынок Junior -детско-взрослый сегмент. Возрастает значение бренда, игроки детского рынка активнее проводят рекламные кампании и занимаются брендингом. Широкое распространение получают применение лицензий известных брендов, например Winx, Смешарики, HelloKitty и др.
На сегодня рынок онлайн торговли детской одеждой один из самых быстрорастущих секторов e-commerce. Особенности детского сегмента в том, что этот онлайн-рынок наименее насыщен, здесь еще сохраняются свободные ниши и отсутствуют крупные игроки. Интересно, что на данный момент в детской Интернет-торговле наблюдается наименьший процент возврата, т.к. правильно подобрать эти товары «без примерки» относительно легко.
По уровню прироста цен сегмент детской одежды опережает сегмент взрослой одежды. В 2012 году средний прирост цен на детскую одежду составил 7,27 %, против 5,5% и 6,5% на женскую и мужскую одежду соответственно.
Структура роста потребительских цен на детскую одежду по различным категориям товаров неоднородна.Так стоимость одежды для детей школьного возраста увеличивается более медленными темпами по сравнению с ценами на одежду для детей дошкольного возраста. По итогам 2012 года рост цен на вещи для школьников составил 6,1%, в то время как стоимость одежды для дошкольников увеличилась на 8%.
Рынок детской одежды, так же как и «взрослый», можно условно разделить на ценовые сегменты: низкий, средний и высокий.
Высокий ценовой сегмент это: «Кенгуру», «Магия детства», «Mothercare», «Нежный возраст», «Bebakids» и Choupette.
Средний ценовой сегмент: «Детский мир», «Mexx», «Академия – товары для детей», «Кораблик», «Дети – рынок детских товаров», «Rikki-Tikki», «Kanz» и т.п.
Нижний сегмент это – Sela, GloriaJeans, «Оранжевый верблюд», «Дочки&Сыночки», «H&M», «Oodji», Pelican, Zara и т.п.
Развитие рынка – все внимание регионам
Ключевыми регионами для рынка детских товаров являются: Москва и область, Ленинградская, Свердловская, Тюменская, Самарская, Ростовская области и Краснодарский край. Совокупно на эти 8 субъектов приходится 45% рынка детской одежды РФ.Большую долю рынка детской одежды равную 17% контролирует Москва и Московская область. Это обусловлено высокой численностью населения и доходами жителей по сравнению с другими субъектами РФ.Сегодня в Московском регионе затраты на одного ребенка составляют более 1000 долларов в год,в др. ведущих регионах – от 317 до 500 долларов.
Рост покупательной способности населения регионов на фоне насыщения столичного рынка позволяет говорить о том, что рынок детских товаров будет развиваться преимущественно за счет регионов.
Основные форматы детской торговли, представленные на сегодня в России:
• Специализированные магазины детской одежды (ассортимент более, чем на 90% состоит из детской одежды и обуви, причем обувь занимает не более 30% в общем объеме). Представители: Rikki-Tikki, Нежный возраст, Amadeo, Justice, I PincoPallino, Mi.Mi.Sol, Mohito, Monnalisa и другие.
• Могобрендовые магазины для всей семьи (ассортимент детской одежды представлен достаточно широко, доля товаров для детей составляет не менее 30%). Представители: H&M, Benetton, C&A , SELA, OGGI , MEXX , ZARA и другие.
• Монобрендовые магазины детской и молодежной одежды (ассортимент состоит из основного детской и молодежной одежды). Представители: GloriaJeans,
• Магазины одежды для будущих мам и новорожденных (ассортимент данных магазинов состоит из одежды для будущих мам и товаров для новорожденных, часто представлена одежда для детей от 0 до 7-10 лет). Представители: CHICCO, Mamas&Papas и другие.
• Универмаги детских товаров (ассортимент универмага составляют детская одежда, обувь, игрушки, детская мебель, товары для новорожденных и прочее). Представители: «Детский мир», «Кораблик» «Кенгуру», «Дочки и сыночки», «Катюша» и другие.
• Гипермаркеты (доля одежды составляет примерно 2% от всего ассортимента и является, как правило, спонтанной покупкой). Представители: Перекресток, Ашан, Магнит, Карусель, Пятерочка и другие.
Производство – импорт побеждает
На долю российского производства детской одежды приходится меньше 20% в общем объеме товаров представленных на рынке, все остальное это импортная продукция, в основном из Турции и Китая. Производство детской одежды на территории РФ в 2012 году по приблизительным оценкам составило 177,2 млн. изделий, что на 4,7% выше, чем в прошлом году. За период с 2006 по 2012 год объем производства детской одежды в России вырос на 18%.
В последнее время интерес населения к отечественной продукции постепенно возрастает. Это обусловлено гораздо более высоким качеством детских вещей по сравнению с товарами, произведенными в Юго-Восточной Азии, а также активной деятельностью Роспотребнадзора, систематически выявляющего опасные элементы в импортируемой детской продукции.
Планы на детей
К 2014 году группа Ideas4retail планирует открыть в РФ 50 магазинов Imaginarium, 6 магазинов Hamleys и 25 магазинов Mamas&Papas + 6-8 новых брендов магазинов для дома и для детей.
Сеть «Дочки и сыночки» до конца 2013 года планируют роcт количества магазинов сети на 35% (с начала 2012 г. выросли на 50%)
«Детский мир» до 2015 года планирует рост количества магазинов сети на 100-150 магазинов.
Кадочникова Елена
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?