Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рынок черной икры в ожидании роста цен
Черная икра имеет широкий круг потребителей и стабильный спрос, который не падает, несмотря на кризисы. Цена на осетровую икру тоже самая стабильная. Но в связи с дефицитом кормов и удорожанием логистики стоимость черной икры к осени вырастет на 20-30% до конца года. Крупнейший поставщик отрасли – «Русский икорный дом» – пока сдерживает цены. И похоже, для ритейлера лето 2022 года – лучшее время делать запасы черной икры.
Сколько икры на рынке?
По данным Росстата, в 2021 году российские компании произвели более 60 тонн черной икры – на 10 тонн больше, чем в 2020 году. За пять лет, с 2017 по 2021 год, объем производства деликатеса вырос на 45%. Кроме икры отечественного производства на нашем рынке много импорта: в 2021 году в Россию ввезено около 25 тонн осетровой икры, из которых 17,5 тонны – из Китая.
Несмотря на коронавирусный период и вводимые санкции Россия продолжает наращивать внутреннее производство черной икры: с января по апрель текущего года произведено почти 19 тонн – на 4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это значит, что спрос на гастрономический продукт тоже растет.
«Существует предубеждение, что черная икра как элитарный продукт доступна лишь сверхобеспеченным людям, – говорит Виталий Шамчиков, директор по маркетингу группы «Русский икорный дом». – Но, как показывают наши исследования, икра имеет довольно широкий круг потребителей разного достатка и возраста. Тот, кто знает этот продукт с детства и привык видеть его на праздничном столе, вряд ли откажется от своих предпочтений. Есть потребители, покупающие икру для здоровья. Это ценный пищевой продукт с уникальными вкусовыми качествами, не имеющий аналогов. Думаю, даже в кризис спрос не упадет, а будет находиться примерно на прежнем уровне».
От 60 тысяч рублей за кг
Осетровые занесены в Красную книгу России, действует запрет на их добычу в дикой природе. В России и других странах создают фермы, выращивающие осетров для производства икры. Как рассказали специалисты «Русского икорного дома», этот бизнес требует крупных инвестиций, чем и обусловлена высокая стоимость настоящей черной икры.
«Действительно, стоимость когда-то всем доступного деликатеса сейчас вызывает недоумение, - поясняет Мария Новикова, коммерческий директор «Русского икорного дома». - Некоторые даже обвиняют производителей в искусственном завышении цен. На самом деле ситуация имеет простое объяснение: пока икра добывалась в дикой природе, и объемы природных богатств казались неисчерпаемыми, в себестоимость черной икры закладывались только затраты на вылов, засол, фасовку и транспортировку. Сегодня рыбу приходится выращивать, что сопряжено с крупными затратами».
Осетр крайне сложен в разведении и содержании. Более того, чтобы получить икру, самка должна достичь половозрелого возраста, а это не менее 6–9 лет. Все это время необходимо нести расходы на кормление и содержание, а также риски ее гибели или болезни. Поэтому стоимость качественной осетровой икры у легальных российских производителей как правило, превышает 60 тыс. рублей за 1 кг.
Почему китайская икра дешевле?
Есть более дешевый вариант покупки - икра китайского производства, которая поставляется в среднем по $200 за килограмм. По данным Европейской обсерватории рынка аквакультуры и рыбной продукции, на долю китайского экспорта приходится около 85% мирового производства осетровых. Ежегодно КНР экспортирует более 120 тонн икры.
Но, учитывая уровень загрязненности рек Китая и общие экологические проблемы, а также отсутствие государственных стандартов качества на производство черной икры, следует осмотрительно подходить к покупке такой продукции.
«Казалось бы, черная икра - продукт высокого качества по определению, однако с выходом китайских игроков на мировой икорный рынок имидж деликатеса претерпел изменения, - говорит Виталий Шамчиков. - В Китае нет традиционных технологий, строгих ветеринарных правил выращивания рыбы и производства икры, осетроводы используют гормоны и неизвестные вещества. Доступ экспертов из других стран на эти фермы ограничен».
Если на банке с икрой будут китайские иероглифы, немногие россияне захотят ее купить. Поэтому некоторые отечественные компании делают перефасовку китайской икры в тару с привлекательными для покупателя российскими надписями и продают под видом национального продукта премиум-класса.
Так как часть якобы произведенной в России черной икры на самом деле имеет китайское происхождение, можно предположить, что около трети икры на нашем рынке родом из КНР.
«Русский икорный дом» считает, что креативная упаковка и броские слоганы неэффективны для привлечения истинных ценителей осетровой икры, если икра ненадлежащего качества. Гурмана не обманешь: он знает вкус настоящей черной икры – нежный, изысканный, благородный, с мягким и глубоким послевкусием, легко отличает деликатес от икорного продукта низкого качества. Поэтому никакие рекламные ходы и маркетинговые уловки не заставят поклонников черной икры «наслаждаться» фальсификатом – икрой с непонятным вкусом, сильным неприятным запахом и сторонними привкусами.
Напрямую у производителя
«У отечественных икорных компаний есть весомое преимущество на мировом рынке: в силу богатого, многовекового опыта икорного производства у России нет конкурентов по качеству осетровой икры», – считает Виталий Шамчиков.
Если потребитель, знающий толк в осетровой икре, купит деликатес сомнительного качества, он вряд ли вернется к продавцу.
Самый верный способ выбрать настоящую черную икру – обратиться напрямую к производителю полного цикла. Это предприятия, которые сами выращивают осетровых, производят и продают икру.
Сейчас разведение осетров с целью получения икры получило широкое распространение. Однако подавляющее большинство рыбных хозяйств используют водоемы замкнутого цикла, что часто не лучшим образом сказывается на вкусовых качествах икры.
Рыботоварная фирма «Диана», входящая в холдинг «Русский икорный дом», выращивает осетров в проточной воде, на натуральных кормах, без антибиотиков и гормонов роста. Прижизненный способ добычи икры, позволяющий получать икру от рыб старше 15 лет (чем старше рыба, тем вкуснее и ценнее икра), строгое соблюдение технологии выращивания рыбы и получения икры, экспертный отбор лучшего сырья, слаженная работа команды профессионалов – основные принципы работы хозяйства «Диана».
На производстве действуют система менеджмента безопасности пищевых продуктов (СМБПП) в соответствии с требованиями ISO 22000, схемы сертификации FSSC 22000, признанной организацией «Глобальная инициатива безопасности продуктов питания» (GFSI). Черная икра марки Russian Caviar House от лидера икорного рынка России имеет стабильно высокое качество.
Как ответственный производитель и лидер отрасли, «Русский икорный дом» стремится удерживать отпускные цены. Последнее повышение было в 2016 году. Но в связи с геополитической ситуацией поставки рыбных кормов из Европы приостановлены, а отечественное производство кормов слабо развито.
Уже до конца лета черная икра может подорожать не менее чем на 20–30%. До конца года не исключен дальнейший рост цен, если ситуация в мире не изменится.
«Сейчас мы торгуем практически по себестоимости, – рассказывает Мария Новикова. – Стараемся держать цены на прежнем уровне, но, к сожалению, это будет недолго. Стоимость кормов и логистики растет. Реальность такова, что до конца года цены вырастут минимум на 20%. Если запасаться черной икрой, то сейчас наилучшее время».
Эксперты «Русского икорного дома» помогут закупщикам с выбором продукции, проведут дегустацию, дадут консультации и профессиональные рекомендации по продвижению.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Ольга Смирнова, «Бим»: «Догнать федералов мы не сможем, поэтому идем по своему пути»
Марья Дей, Ozon СНГ: «Импорт уже не параллельный, а единственный и безальтернативный»
Максим Валецкий, Mr.Doors: «Ситуацию на мебельном рынке оцениваем только как позитивную»
Перезагрузка собственного производства сетей: тренды лета-2022
Безопасность магазинов и ТЦ: нужна ли физическая охрана или ее заменит техника?
Складской рынок: стоит ли ждать обрушения ставок?
Холодильное оборудование: есть ли шанс заменить ушедшие бренды?
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?