Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Русский алкогольный парадокс
Наталия Кузнецова Журнал «Новости торговли»
Российский алкогольный рынок постепенно восстанавливается после прошлогоднего кризиса. Проблема посткризисного дефицита преодолена, на полках магазинов — алкоголь практически на любой вкус. Эксперты рынка отмечают, что кризис в какой-то мере подтолкнул развитие отрасли.
По данным компании «Бизнес Аналитика», расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS , доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне. В России 81% населения как минимум иногда употребляют алкоголь (хотя бы пиво). Этот показатель находится на уровне, характерном для Европы, но выше, чем на глобальном рынке (64% в мире). По данным «Бизнес Аналитика», рост потребления «чистого» алкоголя в течение 2003-2005 годов стабилизировался на уровне 11- 11,5 л в год на одного человека. При этом по-прежнему более 2/3 «чистого» алкоголя попадает в организм среднего россиянина с крепким алкоголем – водкой и бренди.
Несмотря на то что кризис не повлиял на количество потребления алкоголя в России, структура алкогольного рынка в 2006 году значительно изменилась. По словам директора департамента информации НО СУАР Вадима Дробиза, 102-й лоббистский закон, принятый тогда, был направлен на уничтожение региональных заводов. Но парадокс заключается в том, что именно благодаря кризису и злополучному 102-му закону многие предприятия отрасли развились и укрепились. Запрет на дешевое молдавское и грузинское вино и коньяк поднял и развил продажи российского шампанского – этим, по мнению эксперта, можно оправдать действия правительства. «Региональные заводы наконец-то начали восстанавливаться и завоевывать федеральный рынок – это очень важно. Сегодня московские и питерские компании гораздо слабее, чем региональные, — говорит Вадим Дробиз. – Слава богу, рынку наконец перестали мешать. Поэтому восстанавливается рынок легальной водки и ЛВИ, развитие которого кризис нарушил». Также, по мнению эксперта, постепенно гармонизируется баланс рынков отечественной и импортной алкогольной продукции на алкогольном рынке России. По оценкам «Бизнес Аналитика», общий объем алкогольного рынка в 2006 году достиг 1,4 млрд дал, за год увеличившись на 5%. «Реально, по данным на 1 ноября 2007 года, рынок составляет порядка 185 млн дал», — дает оценку Вадим Дробиз.
Водочные патриоты. По оценкам «Бизнес Аналитика», самым емким сегментом на российском рынке алкоголя является пиво – его потребление в 2006 году составило 67 л на человека. «Пиво является самым массовым напитком для жителей России: всего 16% респондентов заявили, что пьют пиво хотя бы раз в неделю. Это ниже, чем в других странах, — рассказывает руководитель отдела FMCG Ad Hoc GfK RUS Елена Кузнецова. – «Рекордсменами» являются Германия, Чехия, Польша». Как отмечает заместитель руководителя аналитической службы компании «Бизнес Аналитика» Снежана Равлюк, пивной рынок будет расти по стоимости – за счет премиальных сегментов.
Как показывают исследования большинства аналитических компаний, на втором месте после пива в России идет водка, по доле потребителей которой Россия обходит многие страны, в том числе страны Западной Европы. «Россия – один из лидеров по потреблению водки. 13% респондентов заявили, что как минимум ежемесячно пьют водку», — говорит Елена Кузнецова. Компания «Бизнес Аналитика» также ставит водку на второе место после пива – порядка 17 л на человека в год (данные за 2006 год). «Это более чем в 30 раз больше суммарного показателя всех прочих крепких алкогольных напитков — бренди и премиального крепкого алкоголя: виски, коньяков, джинов и т.п., или примерно в 2,5 раза больше общего объема выпиваемых вин всех видов», — комментирует Снежана Равлюк. При этом, по словам эксперта, в последние несколько лет продажи водки снижаются: до 2004 года темпы снижения продаж этой категории оставались достаточно невысокими – порядка 0,5-1% в год, в 2004 году после заметного повышения акцизов на водку объем рынка в течение года сократился сразу на 7%. «Но хотя потребление водки из года в год сокращается, уступая, с одной стороны, место более дорогим и качественным крепким напиткам, а с другой — менее крепким алкогольным продуктам, — общий объем этой категории остается весьма значительным», — отмечает Снежана Равлюк. Эксперт объясняет это тем, что в пересчете на «чистый» алкоголь водка остается самым дешевым видом алкоголя, и именно ее дешевизна в связи с недостаточно высоким уровнем жизни населения поддерживает этот сегмент рынка. Но основная проблема, как считают эксперты рынка, не в этом. «Прежде всего проблема заключается в низком качестве крепкого алкоголя: 40% водки на рынке имеет нелегальное происхождение, а это почти четверть всего потребляемого «чистого» алкоголя», — говорит Снежана Равлюк.
Особенностью алкогольного рынка в России является еще и то, что потребители предпочитают отечественную водку любой другой, какой бы качественной и раскрученной ни была импортная водка. Поэтому позиции последней на российском рынке снижаются. «В России никому не нужны мировые лидеры водки, в этом смысле у нас развит патриотизм. Все понимают, что российская водка дешевле и лучше, — поясняет Вадим Дробиз. – Более того, синергетический эффект, который должен присутствовать при размещении иностранного производства водки в России, отсутствует. Импортная водка, произведенная под своими брендами, но в России, проигрывает сама себе, привезенной из-за рубежа, начиная с водки «Смирнофф». Последний пример такой неудачи – «Союз-Виктан».
Слабоалкогольные категории. Как отмечает Снежана Равлюк, одной из наиболее ярких тенденций развития алкогольного рынка на протяжении последних нескольких лет является быстрое увеличение доли слабоалкогольных категорий: пива, упакованных коктейлей, а также тихих и игристых вин. «Позитивные изменения структуры потребления алкогольных напитков налицо: крепкий алкоголь постепенно уступает другим напиткам как «долю в желудке», так и «долю в кармане», — считает эксперт. Особенно активно в 2006 году росли продажи слабоалкогольных коктейлей. «Однако и в этом сегменте рост немного снизился – в связи с увеличением акцизов в начале 2007 года, — поясняет Снежана Равлюк. – Но следом за снижением ожидается стабильный незначительный рост».
До прошлого года, по консолидированному мнению экспертов, отмечался рост вина, но после событий 2006 года его доля значительно снизилась. «И если в Москве в первой половине 2007 года винная полка восстановилась и даже выросла, то в регионах до сих пор ощущается недостаток вина. И спрос на винную продукцию, особенно дешевую, будет расти. Винный рынок в России активно растет, спрос на вино пока не удовлетворен», — считает Снежана Равлюк. «На рынке вина продолжается активизация российских производителей в желании освоить новый для себя ценовой сегмент – дороже 100 рублей за бутылку. В дешевом сегменте (до 100 рублей) российское вино из отечественных и импортных виноматериалов сейчас господствует и составляет 70% всего винного рынка России. Сократилось разнообразие ассортимента: вместо 4 стран-производителей сейчас только 1 – Россия. Выбывшие молдавские и грузинские вина заменило дешевое российское шампанское», — описывает сложившуюся ситуацию Вадим Дробиз. Более того, как отмечает Елена Кузнецова, потребителей шампанского в России больше, чем потребителей красного вина.
По мнению Вадима Дробиза, у молдавских вин по их возвращении есть достаточно неплохой потенциал. «Если раньше порядка 90% составляла продукция до 100 рублей за бутылку (как грузинских, так и молдавских вин), то сейчас придет более дорогое вино – 200 рублей за бутылку и выше, которое будет конкурировать с нынешними лидерами-импортерами. Сейчас на нашем рынке доминирует столовое вино, которое в основном импортируется из дальнего зарубежья – Испании, Аргентины, Италии, Франции, Чили», — рассказывает эксперт.
Пресыщение импортом. Рынок импорта, как и рынок отечественной алкогольной продукции, до сих пор не оправился от кризиса 2006 года. «Прогнозы на 2007 год были достаточно оптимистичными, но не оправдали себя. Однако постепенно ситуация стабилизируется», — утверждает коммерческий директор ГК «Сварог» Алексей Семенов. Если говорить обо всей алкогольной продукции, проходящей через российскую границу, как бутилированной, так и виноматериалов, то ее объем увеличивается высокими темпами и устанавливает новые рекордные значения. «Уровень поставок докризисного 2005 года будет превышен в 2007 году на 20-25%. Ежемесячный объем поставок всех видов алкогольных напитков в 2007 году – 8 млн 9-литровых коробок на сумму $130 млн (таможенная стоимость)», — рассказывает Алексей Семенов. Расширяется круг компаний-импортеров и ассортимент поставляемых напитков. На 2007 год, по словам эксперта, в России работают 230 компаний-импортеров, из них 150 компаний импортируют готовый к употреблению алкоголь. География стран поставки алкоголя расширилась до 67 стран, число наименований составляет более 7 тысяч.
Меняется структура импортных поставок: по данным ГК «Сварог», более чем в 2 раза выросла доля виноматериалов и коньячных спиртов в объеме импорта всей алкогольной продукции. Среди основных причин специалисты называют освобождение ниши, ранее занимаемой молдавскими винами, всплеск производства вина в России и недостаточное количество собственных виноматериалов.
На фоне роста поставок виноматериалов и коньячных спиртов объем импорта готовой к употреблению алкогольной продукции по сравнению с 2005 годом сократился, по итогам 2007 года, на 22% (по данным ГК «Сварог»). «Это является следствием запрета алкогольной продукции Молдавии и Грузии, переноса производства украинской водки на территорию России, неспособности импортной алкогольной продукции – прежде всего из-за уровня цен – в полной мере заменить дешевые молдавские вина на российском рынке. Импорт вина с 2005 года сократился с 54 до 31% в 2007 году», — говорит Алексей Семенов.
Изменение структуры импортных поставок характеризуется не только перераспределением долей среди товарных групп. Изменилась и география поставок. Основными поставщиками алкоголя теперь выступают Испания (с 2005 года доля выросла с 8 до 21% в 2007 году), Франция (с 9 до 15%), Аргентина (с 4 до 11%) и Болгария (11% в 2007 году), на долю которых приходится 58% всех поставок в натуральном выражении. Доля стран ближнего зарубежья (страны СНГ) сократилась с 61% в 2005 году до 16% в 2007 году (по данным ГК «Сварог»).
Чрезмерно высокими темпами растет импорт крепких алкогольных напитков. «Коньяк, текила, виски, ром, джин, бренди стран дальнего зарубежья – объем поставок по данным товарным группам вырос более чем в 1,5 раза, по некоторым группам – более чем в 2 раза. Но в общем импорте эти напитки имеют очень малую долю», — отмечает Алексей Семенов.
Однако столь бурный рост поставок возымел не тот эффект, на который рассчитывали компании-импортеры. «Он привел не к аналогичному росту потребления, а лишь к затовариванию розницы из-за несоответствия структуры спроса структуре предложения. Весомый вклад в диспропорцию спроса и предложения внес общий рост цен у оптовых компаний и производителей, компенсирующих таким образом убытки, полученные в результате кризиса 2006 года», — резюмирует Алексей Семенов.
Стремление к объединению. Что касается отечественных производителей алкоголя, то одной из основных тенденций посткризисного рынка является консолидация. «Это как присоединение к головной компании заводов в различных регионах – «пивной тип консолидации», так и межрегиональная и региональная консолидация алкогольных компаний – дистрибьюторов, импортеров», — поясняет Вадим Дробиз. В регионах создаются объединения заводов: Сибирский деловой союз начал формировать алкогольный холдинг, в который уже входят два водочных завода и один спиртовой. Темпы поглощения компаний и брендов растут: например, ТД «МВЗ» за последние полгода приобрел один из крупнейших в России завод в Краснодарском крае и бренды «Флагман», «Бастион». Эта компания проявляет самую высокую активность в скупке собственности. Также в отрасли происходит консолидация на основе многопрофильных холдингов. В отрасль приходят кредитоспособные компании с других, непрофильных рынков: два спирто-водочных завода в Туле (бывший «Туласпирт») куплены южной зерновой компанией «Атис». «Это не так плохо, так как, если бы не было кризиса, заводы скупались бы иностранными компаниями. Именно по причине кризиса рынок алкоголя в России не принадлежит иностранцам — их пугает 40% нелегального алкоголя. Без защиты ВТО, в которое мы не вступили, они не решатся прийти сюда», — уверен Вадим Дробиз. Кроме того, по мнению эксперта, особенность российской консолидации заключается в том, что никогда 80% рынка водки и ЛВИ не будет контролироваться 10 заводами. «По одной простой причине: Россия – слишком большая страна для этого. Другой вопрос, кому они будут принадлежать», — заключает эксперт.
Вадим Дробиз считает, что возможно укрепление государственного сектора в алкогольной экономике с приходом во власть нового руководителя правительства. «Роль государственных производителей и брендов на алкогольном рынке и так достаточно велика: ими выпускается 20% водки и 45% спирта. При этом в условиях прихода к власти команды «государственников» их роль может усилиться. Через два года мы можем получить государственную алкогольную корпорацию, но без госмонополизации, так как государство не справится ни с системой управления оптовой и розничной торговлей, ни с системой управления предприятий», — говорит эксперт. «На данный момент между легальной и нелегальной водкой государство создало прослойку – дешевую водку «Росспиртпром». «Росспиртпром» производит 15% водки, — продолжает эксперт. – Уже сейчас началось продвижение росспиртпромовской водки, которая может вытеснить с рынка основную массу дешевой частной водки, а отнюдь не нелегальной». При этом, по мнению Вадима Дробиза, государство не стремится уничтожить нелегальную водку, потому что нелегальная водка «гармонизирует» наше общество. «Государство вынужденно заинтересовано в нелегальном алкогольном рынке при нынешней системе регулирования алкогольного рынка без использования социально-экономических целей и программ. У нас есть часть населения, которая не может позволить себе купить легальную водку, и в таких случаях нелегальная спасает», — поясняет эксперт.
Перспективы-2008. По консолидированному мнению экспертов, итоги социально-экономического развития страны и последние политические события дают основание говорить о неплохих перспективах алкогольных напитков в России. «Будут расти сегменты слабоалкогольных коктейлей и вина, в то время как доля крепких алкогольных напитков будет падать, — обозначает перспективы Снежана Равлюк. – Мне кажется, что Россия движется в сторону восточноевропейской модели потребления: от крепкого алкоголя к слабому. Но пока нам еще далеко до этого. Первый фактор, который важен для этого, – повышение уровня жизни. Второй – повышение уровня культуры».
«Рост благосостояния населения и изменение культуры потребления алкоголя являются основными движущими силами развития потребления импортного алкоголя в стране. Доля потребления вина относительно водки уже несколько лет стабильно растет. Сейчас она составляет около 7 л на душу населения. Растет потребление более качественного и дорогого вина, в том числе и в регионах», — подтверждает эту мысль Алексей Семенов.
При благоприятном решении проблем, а также возобновлении поставок алкогольной продукции из Молдавии и Абхазии, импорт готовой к употреблению алкогольной продукции в 2008 году, по мнению Алексея Семенова, увеличится на 40-45%, а в целом (с учетом виноматериалов и коньячных спиртов) на 25-30%. При этом, по словам Вадима Дробиза, в связи с подорожанием зерна в 2008 году стоит ожидать значительного подорожания алкогольной продукции, производимой из зерновых.
Эксперты считают, что любые изменения в законодательстве могут привести к сбою налаживающегося механизма работы рынка алкоголя. «Ввод в действие ЕГАИС в автоматическом режиме и дополнительной (или новой) марки, наклеиваемой на горлышко бутылки, вносит некоторую степень неопределенности в понимание перспектив алкогольной отрасли», — отмечает Алексей Семенов. «Особенностями государственного регулирования отрасли являются полная неопределенность дальнейшего регулирования и неспособность органов государственной власти выработать долгосрочную государственную экономическую алкогольную политику без помощи бизнес-сообщества алкогольного рынка. Кризис ничему не научил государство: за последующие полтора года не было принято ни одного толкового закона, только отменялись принятые в 102-м законе статьи», — утверждает Вадим Дробиз. По мнению эксперта, неизбежно создание единого федерального органа по регулированию алкогольного рынка или назначения ответственного за алкогольный рынок министерства или ведомства. Так же как и неизбежен переход алкогольного рынка к саморегулированию под контролем государства.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?