Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
6 249

Поделиться

Русский алкогольный парадокс

Наталия Кузнецова Журнал «Новости торговли»

Российский алкогольный рынок постепенно восстанавливается после прошлогоднего кризиса. Проблема посткризисного дефицита преодолена, на полках магазинов — алкоголь практически на любой вкус. Эксперты рынка отмечают, что кризис в какой-то мере подтолкнул развитие отрасли.

По данным компании «Бизнес Аналитика», расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS , доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне. В России 81% населения как минимум иногда употребляют алкоголь (хотя бы пиво). Этот показатель находится на уровне, характерном для Европы, но выше, чем на глобальном рынке (64% в мире). По данным «Бизнес Аналитика», рост потребления «чистого» алкоголя в течение 2003-2005 годов стабилизировался на уровне 11- 11,5 л в год на одного человека. При этом по-прежнему более 2/3 «чистого» алкоголя попадает в организм среднего россиянина с крепким алкоголем – водкой и бренди.

Несмотря на то что кризис не повлиял на количество потребления алкоголя в России, структура алкогольного рынка в 2006 году значительно изменилась. По словам директора департамента информации НО СУАР Вадима Дробиза, 102-й лоббистский закон, принятый тогда, был направлен на уничтожение региональных заводов. Но парадокс заключается в том, что именно благодаря кризису и злополучному 102-му закону многие предприятия отрасли развились и укрепились. Запрет на дешевое молдавское и грузинское вино и коньяк поднял и развил продажи российского шампанского – этим, по мнению эксперта, можно оправдать действия правительства. «Региональные заводы наконец-то начали восстанавливаться и завоевывать федеральный рынок – это очень важно. Сегодня московские и питерские компании гораздо слабее, чем региональные, — говорит Вадим Дробиз. – Слава богу, рынку наконец перестали мешать. Поэтому восстанавливается рынок легальной водки и ЛВИ, развитие которого кризис нарушил». Также, по мнению эксперта, постепенно гармонизируется баланс рынков отечественной и импортной алкогольной продукции на алкогольном рынке России. По оценкам «Бизнес Аналитика», общий объем алкогольного рынка в 2006 году достиг 1,4 млрд дал, за год увеличившись на 5%. «Реально, по данным на 1 ноября 2007 года, рынок составляет порядка 185 млн дал», — дает оценку Вадим Дробиз.

Водочные патриоты. По оценкам «Бизнес Аналитика», самым емким сегментом на российском рынке алкоголя является пиво – его потребление в 2006 году составило 67 л на человека. «Пиво является самым массовым напитком для жителей России: всего 16% респондентов заявили, что пьют пиво хотя бы раз в неделю. Это ниже, чем в других странах, — рассказывает руководитель отдела FMCG Ad Hoc GfK RUS Елена Кузнецова. – «Рекордсменами» являются Германия, Чехия, Польша». Как отмечает заместитель руководителя аналитической службы компании «Бизнес Аналитика» Снежана Равлюк, пивной рынок будет расти по стоимости – за счет премиальных сегментов.

Как показывают исследования большинства аналитических компаний, на втором месте после пива в России идет водка, по доле потребителей которой Россия обходит многие страны, в том числе страны Западной Европы. «Россия – один из лидеров по потреблению водки. 13% респондентов заявили, что как минимум ежемесячно пьют водку», — говорит Елена Кузнецова. Компания «Бизнес Аналитика» также ставит водку на второе место после пива – порядка 17 л на человека в год (данные за 2006 год). «Это более чем в 30 раз больше суммарного показателя всех прочих крепких алкогольных напитков — бренди и премиального крепкого алкоголя: виски, коньяков, джинов и т.п., или примерно в 2,5 раза больше общего объема выпиваемых вин всех видов», — комментирует Снежана Равлюк. При этом, по словам эксперта, в последние несколько лет продажи водки снижаются: до 2004 года темпы снижения продаж этой категории оставались достаточно невысокими – порядка 0,5-1% в год, в 2004 году после заметного повышения акцизов на водку объем рынка в течение года сократился сразу на 7%. «Но хотя потребление водки из года в год сокращается, уступая, с одной стороны, место более дорогим и качественным крепким напиткам, а с другой — менее крепким алкогольным продуктам, — общий объем этой категории остается весьма значительным», — отмечает Снежана Равлюк. Эксперт объясняет это тем, что в пересчете на «чистый» алкоголь водка остается самым дешевым видом алкоголя, и именно ее дешевизна в связи с недостаточно высоким уровнем жизни населения поддерживает этот сегмент рынка. Но основная проблема, как считают эксперты рынка, не в этом. «Прежде всего проблема заключается в низком качестве крепкого алкоголя: 40% водки на рынке имеет нелегальное происхождение, а это почти четверть всего потребляемого «чистого» алкоголя», — говорит Снежана Равлюк.

Особенностью алкогольного рынка в России является еще и то, что потребители предпочитают отечественную водку любой другой, какой бы качественной и раскрученной ни была импортная водка. Поэтому позиции последней на российском рынке снижаются. «В России никому не нужны мировые лидеры водки, в этом смысле у нас развит патриотизм. Все понимают, что российская водка дешевле и лучше, — поясняет Вадим Дробиз. – Более того, синергетический эффект, который должен присутствовать при размещении иностранного производства водки в России, отсутствует. Импортная водка, произведенная под своими брендами, но в России, проигрывает сама себе, привезенной из-за рубежа, начиная с водки «Смирнофф». Последний пример такой неудачи – «Союз-Виктан».

Слабоалкогольные категории. Как отмечает Снежана Равлюк, одной из наиболее ярких тенденций развития алкогольного рынка на протяжении последних нескольких лет является быстрое увеличение доли слабоалкогольных категорий: пива, упакованных коктейлей, а также тихих и игристых вин. «Позитивные изменения структуры потребления алкогольных напитков налицо: крепкий алкоголь постепенно уступает другим напиткам как «долю в желудке», так и «долю в кармане», — считает эксперт. Особенно активно в 2006 году росли продажи слабоалкогольных коктейлей. «Однако и в этом сегменте рост немного снизился – в связи с увеличением акцизов в начале 2007 года, — поясняет Снежана Равлюк. – Но следом за снижением ожидается стабильный незначительный рост».

До прошлого года, по консолидированному мнению экспертов, отмечался рост вина, но после событий 2006 года его доля значительно снизилась. «И если в Москве в первой половине 2007 года винная полка восстановилась и даже выросла, то в регионах до сих пор ощущается недостаток вина. И спрос на винную продукцию, особенно дешевую, будет расти. Винный рынок в России активно растет, спрос на вино пока не удовлетворен», — считает Снежана Равлюк. «На рынке вина продолжается активизация российских производителей в желании освоить новый для себя ценовой сегмент – дороже 100 рублей за бутылку. В дешевом сегменте (до 100 рублей) российское вино из отечественных и импортных виноматериалов сейчас господствует и составляет 70% всего винного рынка России. Сократилось разнообразие ассортимента: вместо 4 стран-производителей сейчас только 1 – Россия. Выбывшие молдавские и грузинские вина заменило дешевое российское шампанское», — описывает сложившуюся ситуацию Вадим Дробиз. Более того, как отмечает Елена Кузнецова, потребителей шампанского в России больше, чем потребителей красного вина.

По мнению Вадима Дробиза, у молдавских вин по их возвращении есть достаточно неплохой потенциал. «Если раньше порядка 90% составляла продукция до 100 рублей за бутылку (как грузинских, так и молдавских вин), то сейчас придет более дорогое вино – 200 рублей за бутылку и выше, которое будет конкурировать с нынешними лидерами-импортерами. Сейчас на нашем рынке доминирует столовое вино, которое в основном импортируется из дальнего зарубежья – Испании, Аргентины, Италии, Франции, Чили», — рассказывает эксперт.

Пресыщение импортом. Рынок импорта, как и рынок отечественной алкогольной продукции, до сих пор не оправился от кризиса 2006 года. «Прогнозы на 2007 год были достаточно оптимистичными, но не оправдали себя. Однако постепенно ситуация стабилизируется», — утверждает коммерческий директор ГК «Сварог» Алексей Семенов. Если говорить обо всей алкогольной продукции, проходящей через российскую границу, как бутилированной, так и виноматериалов, то ее объем увеличивается высокими темпами и устанавливает новые рекордные значения. «Уровень поставок докризисного 2005 года будет превышен в 2007 году на 20-25%. Ежемесячный объем поставок всех видов алкогольных напитков в 2007 году – 8 млн 9-литровых коробок на сумму $130 млн (таможенная стоимость)», — рассказывает Алексей Семенов. Расширяется круг компаний-импортеров и ассортимент поставляемых напитков. На 2007 год, по словам эксперта, в России работают 230 компаний-импортеров, из них 150 компаний импортируют готовый к употреблению алкоголь. География стран поставки алкоголя расширилась до 67 стран, число наименований составляет более 7 тысяч.

Меняется структура импортных поставок: по данным ГК «Сварог», более чем в 2 раза выросла доля виноматериалов и коньячных спиртов в объеме импорта всей алкогольной продукции. Среди основных причин специалисты называют освобождение ниши, ранее занимаемой молдавскими винами, всплеск производства вина в России и недостаточное количество собственных виноматериалов.

На фоне роста поставок виноматериалов и коньячных спиртов объем импорта готовой к употреблению алкогольной продукции по сравнению с 2005 годом сократился, по итогам 2007 года, на 22% (по данным ГК «Сварог»). «Это является следствием запрета алкогольной продукции Молдавии и Грузии, переноса производства украинской водки на территорию России, неспособности импортной алкогольной продукции – прежде всего из-за уровня цен – в полной мере заменить дешевые молдавские вина на российском рынке. Импорт вина с 2005 года сократился с 54 до 31% в 2007 году», — говорит Алексей Семенов.

Изменение структуры импортных поставок характеризуется не только перераспределением долей среди товарных групп. Изменилась и география поставок. Основными поставщиками алкоголя теперь выступают Испания (с 2005 года доля выросла с 8 до 21% в 2007 году), Франция (с 9 до 15%), Аргентина (с 4 до 11%) и Болгария (11% в 2007 году), на долю которых приходится 58% всех поставок в натуральном выражении. Доля стран ближнего зарубежья (страны СНГ) сократилась с 61% в 2005 году до 16% в 2007 году (по данным ГК «Сварог»).

Чрезмерно высокими темпами растет импорт крепких алкогольных напитков. «Коньяк, текила, виски, ром, джин, бренди стран дальнего зарубежья – объем поставок по данным товарным группам вырос более чем в 1,5 раза, по некоторым группам – более чем в 2 раза. Но в общем импорте эти напитки имеют очень малую долю», — отмечает Алексей Семенов.

Однако столь бурный рост поставок возымел не тот эффект, на который рассчитывали компании-импортеры. «Он привел не к аналогичному росту потребления, а лишь к затовариванию розницы из-за несоответствия структуры спроса структуре предложения. Весомый вклад в диспропорцию спроса и предложения внес общий рост цен у оптовых компаний и производителей, компенсирующих таким образом убытки, полученные в результате кризиса 2006 года», — резюмирует Алексей Семенов.

Стремление к объединению. Что касается отечественных производителей алкоголя, то одной из основных тенденций посткризисного рынка является консолидация. «Это как присоединение к головной компании заводов в различных регионах – «пивной тип консолидации», так и межрегиональная и региональная консолидация алкогольных компаний – дистрибьюторов, импортеров», — поясняет Вадим Дробиз. В регионах создаются объединения заводов: Сибирский деловой союз начал формировать алкогольный холдинг, в который уже входят два водочных завода и один спиртовой. Темпы поглощения компаний и брендов растут: например, ТД «МВЗ» за последние полгода приобрел один из крупнейших в России завод в Краснодарском крае и бренды «Флагман», «Бастион». Эта компания проявляет самую высокую активность в скупке собственности. Также в отрасли происходит консолидация на основе многопрофильных холдингов. В отрасль приходят кредитоспособные компании с других, непрофильных рынков: два спирто-водочных завода в Туле (бывший «Туласпирт») куплены южной зерновой компанией «Атис». «Это не так плохо, так как, если бы не было кризиса, заводы скупались бы иностранными компаниями. Именно по причине кризиса рынок алкоголя в России не принадлежит иностранцам — их пугает 40% нелегального алкоголя. Без защиты ВТО, в которое мы не вступили, они не решатся прийти сюда», — уверен Вадим Дробиз. Кроме того, по мнению эксперта, особенность российской консолидации заключается в том, что никогда 80% рынка водки и ЛВИ не будет контролироваться 10 заводами. «По одной простой причине: Россия – слишком большая страна для этого. Другой вопрос, кому они будут принадлежать», — заключает эксперт.

Вадим Дробиз считает, что возможно укрепление государственного сектора в алкогольной экономике с приходом во власть нового руководителя правительства. «Роль государственных производителей и брендов на алкогольном рынке и так достаточно велика: ими выпускается 20% водки и 45% спирта. При этом в условиях прихода к власти команды «государственников» их роль может усилиться. Через два года мы можем получить государственную алкогольную корпорацию, но без госмонополизации, так как государство не справится ни с системой управления оптовой и розничной торговлей, ни с системой управления предприятий», — говорит эксперт. «На данный момент между легальной и нелегальной водкой государство создало прослойку – дешевую водку «Росспиртпром». «Росспиртпром» производит 15% водки, — продолжает эксперт. – Уже сейчас началось продвижение росспиртпромовской водки, которая может вытеснить с рынка основную массу дешевой частной водки, а отнюдь не нелегальной». При этом, по мнению Вадима Дробиза, государство не стремится уничтожить нелегальную водку, потому что нелегальная водка «гармонизирует» наше общество. «Государство вынужденно заинтересовано в нелегальном алкогольном рынке при нынешней системе регулирования алкогольного рынка без использования социально-экономических целей и программ. У нас есть часть населения, которая не может позволить себе купить легальную водку, и в таких случаях нелегальная спасает», — поясняет эксперт.

Перспективы-2008. По консолидированному мнению экспертов, итоги социально-экономического развития страны и последние политические события дают основание говорить о неплохих перспективах алкогольных напитков в России. «Будут расти сегменты слабоалкогольных коктейлей и вина, в то время как доля крепких алкогольных напитков будет падать, — обозначает перспективы Снежана Равлюк. – Мне кажется, что Россия движется в сторону восточноевропейской модели потребления: от крепкого алкоголя к слабому. Но пока нам еще далеко до этого. Первый фактор, который важен для этого, – повышение уровня жизни. Второй – повышение уровня культуры».

«Рост благосостояния населения и изменение культуры потребления алкоголя являются основными движущими силами развития потребления импортного алкоголя в стране. Доля потребления вина относительно водки уже несколько лет стабильно растет. Сейчас она составляет около 7 л на душу населения. Растет потребление более качественного и дорогого вина, в том числе и в регионах», — подтверждает эту мысль Алексей Семенов.

При благоприятном решении проблем, а также возобновлении поставок алкогольной продукции из Молдавии и Абхазии, импорт готовой к употреблению алкогольной продукции в 2008 году, по мнению Алексея Семенова, увеличится на 40-45%, а в целом (с учетом виноматериалов и коньячных спиртов) на 25-30%. При этом, по словам Вадима Дробиза, в связи с подорожанием зерна в 2008 году стоит ожидать значительного подорожания алкогольной продукции, производимой из зерновых.

Эксперты считают, что любые изменения в законодательстве могут привести к сбою налаживающегося механизма работы рынка алкоголя. «Ввод в действие ЕГАИС в автоматическом режиме и дополнительной (или новой) марки, наклеиваемой на горлышко бутылки, вносит некоторую степень неопределенности в понимание перспектив алкогольной отрасли», — отмечает Алексей Семенов. «Особенностями государственного регулирования отрасли являются полная неопределенность дальнейшего регулирования и неспособность органов государственной власти выработать долгосрочную государственную экономическую алкогольную политику без помощи бизнес-сообщества алкогольного рынка. Кризис ничему не научил государство: за последующие полтора года не было принято ни одного толкового закона, только отменялись принятые в 102-м законе статьи», — утверждает Вадим Дробиз. По мнению эксперта, неизбежно создание единого федерального органа по регулированию алкогольного рынка или назначения ответственного за алкогольный рынок министерства или ведомства. Так же как и неизбежен переход алкогольного рынка к саморегулированию под контролем государства.

Интервью

Декоративное изображение

Александр Липилин, Fort: «Мы подбираем вина скрупулезно и предлагаем позиции, которых не найти в других винотеках»

Сеть винотек и оптовый поставщик вин отмечает рост продаж и расширяет географию поставок.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами