Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Русская водка растворяется
Спад продаж в России сказался на ее позициях в мире
Продолжающееся сокращение легального рынка водки в России бьет по позициям отечественных брендов. В глобальном рейтинге Impact продукция российских компаний уже третий год оказывается за пределами первой пятерки, демонстрируя двузначное падение продаж. Растут только международные бренды холдинга Roust Рустама Тарико – «Русский стандарт» и Zubrowka, хотя еще в 2011 году принадлежащая ему «Зеленая марка» входила в тройку самых продаваемых в мире водок.
Очередной ежегодный рейтинг топ-100 мировых брендов крепкого алкоголя журнала Impact (имеется в распоряжении «Ъ») показал, что в 2014 году, как и много лет подряд, безусловным лидером среди водок остается марка Smirnoff (производитель Diageo) – ее продажи составили 23 млн дал (столько же было продано в 2013 году). С большим отрывом от нее, но стабильно удерживая вторую строчку рейтинга, следует Absolut (Pernod Ricard) – его продажи снизились на 3,3%, до 10 млн дал.
Российских брендов уже третий год подряд нет в пятерке самых продаваемых водок: впереди украинские марки «Хлебный дар», Nemiroff и «Хортица» (см. таблицу). Причиной этого является стремительное сокращение легального рынка в России. В 2013 году производство водки по данным Росстата снизилось на 12,3%, до 85,7 млн дал, а в 2014-м – на рекордные 22,3%, до 66,6 млн дал. Участники рынка объясняют это слишком высокими акцизами – с 2014 года производители платят 500 руб. за литр безводного спирта, тогда как в первом полугодии 2012 года акциз был 254 руб.
Самой продаваемой отечественной водкой в 2014 году стала «Пять озер» Алкогольной сибирской группы (АСГ) – марка заняла 6-е место рейтинга с объемом продаж 5 млн дал. На фоне остального рынка ее продажи упали не так существенно – на 13,6% к уровню 2013 года. Этому, по словам директора по маркетингу АСГ Елены Столбовских, способствовало, в частности, усиление работы с каналом традиционной розницы (несетевые магазины) и увеличение уровня дистрибуции до максимально возможного во всех регионах. «Мы намерены не терять лидерства и в 2015 году, каким бы он ни оказался сложным для водочного рынка и экономики в целом»,– заявила госпожа Столбовских.
Крупнейшая по объемам марка компании «Синергия» – водка «Беленькая» – заняла в рейтинге Impact 8-е место: ее продажи составили 4,2 млн дал, потеряв 22,2% к 2013 году. Председатель правления «Синергии» Александр Мечетин отмечает, что значительное снижение сбыта «Беленькой» в России в 2014 году не смог компенсировать рост продаж марки на экспортных рынках, прежде всего в странах СНГ. ««Беленькая» относится к среднеценовому сегменту, а именно он больше всего пострадал в прошлом году из-за роста розничных цен, что привело к снижению доступности продукции для потребителей»,– объясняет господин Мечетин. Общие отгрузки алкоголя «Синергии» в прошлом году упали на 12%.
Принадлежащая холдингу Roust Рустама Тарико «Зеленая марка», которая еще в 2011 году (в то время брендом владела польская Central European Distribution Corporation, которая была приобретена господином Тарико в 2013 году) занимала 3-е место среди мировых водочных брендов с объемом продаж 8,9 млн дал, в 2014 году опустилась уже на 10-ю строчку с продажами 3,8 млн дал, что на 27,6% ниже уровня 2013 года. Рост при этом показали международные бренды Roust: продажи премиального «Русского стандарта» выросли на 3,3%, до 2,8 млн дал (17-е место рейтинга), а производимой в Польше водки Zubrowka (в России не продается) – на 29,5%, до 4,7 млн дал, что обеспечило ей 7-ю строчку рейтинга. В пресс-службе Roust отметили, что суммарные экспортные продажи водочных брендов компании – «Русского стандарта», «Зеленой марки», «Парламента» и Zubrowka – в 2014 году выросли на 15%. Наиболее существенный рост был отмечен в Великобритании – он составил 30% (было продано около 1 млн дал продукции, а доля Roust на водочном рынке страны составила 13%) и в Германии – 40% (около 0,5 млн дал, доля рынка составила 5%). Также компания впервые стала лидером в Польше, где у нее, как и в России, есть собственное производство: в этой стране доля Roust в продажах водки составила 34%.
Олег Трутнев, Газета «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?