Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Розница с изнанки
Полки с гречкой, рисом и сахаром прогибаются под товарами собственных торговых марок магазинов. А яйца все чаще стали продавать в упаковках по 30 штук. Молочные продукты и кондитерские изделия изменили свой вес, не меняя внешнего вида. Как еще сказался кризис на супермаркетах?
За год глава наблюдательного совета сети магазинов «Фуршет» Игорь Баленко закрыл всего два своих магазина. «Один, находясь в небольшом районном центре, был абсолютно убыточным, а по второму магазину не могли договориться об аренде», – теребя документы, говорит Игорь Николаевич. «А что, во время кризиса арендодатели не снижают ставки?» – удивляется корреспондент «Левого берега». На что, естественно, следует отрицательный ответ. «А вы в «Променаде» снизили арендные ставки?» – продолжает расспросы корреспондент (г-н Баленко является собственником торгового центра «Променада» на Лукьяновке). «Нет. Там очередь из желающих арендаторов. Хотя этим вопросом я детально не занимаюсь», – признается бизнесмен.
То, что за год закрылось всего два магазина, говорит о прибыльности бизнеса. Собственно, г-н Баленко этого не отрицает. Лишь добавляет: « Кризис наводит порядок». Как держали цены В 2007 году журналисты теперь уже не существующей «Газеты 24» выясняли, сколько зарабатывают супермаркеты. Тогда для анализа были выбраны четыре продукта: хлеб, молоко, водка и колбаса «Докторская». Оказалось, наценка магазина на хлеб составляет 17–20% его конечной цены для потребителя, на молоко – 20–23%, на колбасу – 46%, на водку – 20–26%. Но тогда правительство еще не обращало свой пристальный взор на работу сетей и зашкаливающие цены. Это случилось только в апреле 2008 года. Согласно распоряжению Кабмина, максимальная розничная наценка на 15 основных товарных позиций продуктов питания была установлена на уровне 10%. Торговцы почти безропотно согласились на такие условия, предполагая, что будут зарабатывать на постоянно растущем обороте. К тому же перечень социальных товаров с регулированной торговой наценкой – не такой длинный. Этот меморандум должен был действовать до 1 сентября 2008 года.
Однако уже 16 мая 2008 года Верховная Рада Законом «О регулировании реализации отдельных социально значимых продуктов питания» установила новые правила игры. Предельная суммарная торговая надбавка на социально значимые продукты не должна быть выше 15% от оптово-отпускной цены производителя (таможенной стоимости). Закон действует до сих пор.
Однако не всегда выполняется. В распоряжении «Левого берега» оказался документ, оглашающий приходные, оптовые и розничные цены на ряд продуктов одной из крупнейших сетей Украины. Кратко: если на социальные товары наценки выдерживаются на уровне 15%, то на остальные – зашкаливают. Хотя в некоторых случаях и «социальные» наценки превышают предельно допустимый уровень в 15%. Например, молоко, батон и яйца нацениваются в размере 17%, 78% (!) и 49% соответственно.
"В перечень социальных товаров включены не все виды того или иного продукта. Хлеб украинский – это социальный товар, хлеб собственного производства, скажем, с орехами и сезамом, – нет", – уточняет возможные расхождения в ценах вице-президент по маркетингу группы компаний Fozzy Group Михаил Дудник.
А вот разница в приходной и розничной ценах на товары, которые не вошли в группу социальных, просто поражает. Грудинка свиная – наценка не менее 20%, филе свиное – 25%, печень кролика – 92%, вареная буженина – 23%, колбаса «Московская» – 23%, горбуша – 27%, окунь – 25%, живой карп – 218%! Наценка на фрукты, в частности, яблоки, не опускается ниже 18%. На сметане торговцы зарабатывают и 10%, и 54% в зависимости от вида продукта, на сливочном масле – 32%. Наценки на шоколадные изделия стартуют с отметки 30%.
В то, что торговые наценки могут снизиться, не верит никто. Для этого необходимо, чтобы розница начала зарабатывать на обороте. Из-за кризиса товарооборот упал в среднем на 20–30%, говорят торговцы. Компенсировать его можно только за счет повышения цен. «И плата за вход никуда не уйдет… Она будет обязательно, но примет ту либо другую форму. Возможно, это выльется в увеличение отсрочек по поставкам. Другими словами, производители будут жертвовать чем-либо в любом случае», – уверяет Александр Тимофеев, управляющий партнер консалтинговой группы GT Partners Ukraine. Новый порядок В «Фуршете» на Привокзальной продавщица, взвешивая очередную партию овощей, заметила корреспондента «Левого берега» за фиксацией цен на яйца и начала громко причитать: «Это запрещено!». Убедившись, что процесс продолжается и список пополняется ценами на молочные продукты, продавщица побежала за «старшим». «У нас нельзя списывать цены!» – твердо убеждала последняя, вызывая охрану. Охраннику пришлось переквалифицироваться в пристава и ходить следом. Похожая ситуация произошла и в магазине «Велика кишеня» на площади Победы.
Хотя еще два года назад работники магазинов так не реагировали на журналистов с блокнотами. Это косвенно говорит об усилившейся конкуренции на рынке розничной торговли и о страхе торговцев говорить правду о своих ценах.
Согласно мониторингу «Левого берега», цены в рознице меньше чем за год выросли в среднем на 10%. При этом реальные доходы населения продолжают снижаться. Косвенный показатель, подтверждающий это, – увеличение процента затрат граждан на продукты питания: 35,8% в I квартале 2009-го против 33,6% в I квартале 2008-го, говорит Ольга Шевченко, исполнительный директор ООО «РУШ» (магазины «Варус»).
Конкурировать в этом году сетям приходится не только между собой, но и с рынками: по словам представителей торговли, именно на рынки, с советской верой в их дешевизну, вернулся потребитель. Сейчас на долю «цивилизованной» розницы приходится 60% товарооборота. Поэтому борьба за потребителя ужесточилась. Все ритейлеры тщательно следят за конкурентами и, по возможности, быстро переписывают ценники в торговых залах.
Полки с крупами, как и со многими другими товарами, теперь прогибаются под продуктами в простых упаковках под private label – собственными торговыми марками магазинов. Торговцы уверяют, что потребитель не смотрит на торговую марку, главное – цена. Другая причина сокращения ассортимента – нежелание некоторых поставщиков увеличивать отсрочку или снижать цену, рассказывают в «Великой кКишене». В основном такую позицию пытались занять поставщики бакалеи, гастрономии и бытовой химии. Результат – заполнение полок продуктами собственной ТМ магазина. В свою очередь, производители и поставщики обеспокоены возможными задержками платежей от сетей, что наблюдалось осенью 2008-го и зимой 2008–2009-го. Потому поставщики закладывают риски в цену. Премьерский заход Не только в Украине, но и в соседней России чиновники обеспокоены высокими ценами на продукты. В июне российский премьер Владимир Путин внезапно прекратил совещание, посвященное госрегулированию в торговле, и лично, без предупреждения, наведался в супермаркет «Перекресток». Г-н Путин выяснил, что наценка на молочные товары в среднем составляет 10 руб. «Бывает так, что мы продаем продукты ниже себестоимости», – оправдывался директор магазина. Премьера уверяли, что все социальные товары продаются с низкими наценками. Но Владимир Путин пошел к колбасной продукции. Оказалось, что наценка там достигает 52%. Затем премьер выяснил, что свинина продается с двойной наценкой. «То есть это, по сути, в два раза дороже. Это нормально?» – спросил он. Заявленная недоумевающим представителем магазина наценка в 120% Путину показалась «очень высокой».
Однако визит премьера в магазин недолго имел влияние на торговую сеть. Уже через день, как писали российские издания, сниженные цены вернулись к прежним показателям.
"Законодательные нормы, которыми предусматривается переход розницы под контроль государства (в частности, установление максимально возможных долей рынка в одном регионе – как это сделано в России, – «Левый берег»), в значительно большей мере нанесет ущерб развитию данного рынка, чем даст какой-то эффект. Лучшее решение государства – это просто не мешать ритейлу", – считает генеральный директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.