Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Розничные сети сворачивают свой бизнес
«Киты» российского ретейла Х5 Retail Group и ТД «Копейка», объявили о своих планах уменьшить число открываемых магазинов. Также подвергнется пересмотру их инвестиционная программа на будущий год. По мнению Аналитического центра www.irn.ru, кризис ретейла, связанный с уменьшением прибыльности на фоне финансового кризиса, приведет к сокращению числа игроков на этом рынке.
Валовая прибыль у «Копейки» во втором квартале 2008 года по сравнению с результатами во второго квартала 2007 года снизилась на 32% и составила чуть больше 221 млн руб. против 325 млн руб. за тот же период годом ранее. А чистая прибыль упала вообще на 82,5%, с 12,6 млн. руб. по итогам второго квартала 2007 года до 2,2 млн руб. по итогам второго квартала текущего года.
В итоге, «Копейка» была вынуждена заморозить целый ряд долгосрочных дорогостоящих проектов, связанных с приобретением и строительством новых магазинов сети. Высвобождаемые таким образом средства планируется направлять на укрепление финансовой устойчивости в условиях кризиса ликвидности и приобретение профильных активов в секторе розничной торговли. Однако, несмотря на эти тревожные симптомы, представители «Копейки» утверждают, что план на 2008 год по открытию 520 магазинов будет выполнен. Сейчас сеть включает 486 объектов.
Х5 Retail Group более реалистична. Группа переносит на 2009 год открытие 3 новых гипермаркетов. Вместо планировавшихся 140-160 тыс. кв. м торговой недвижимости будет запущено около 120 тыс. кв. . Это произошло в связи с тем, что Х5 Retail Group была вынуждена сократить инвестпрограмму на этот год с $1,4 млрд до $1 млрд. Также замораживает порядка 20 проектов новых супермаркетов группа компаний «Вестер». При этом ретейлер переключается с покупки недвижимости и строительства собственных магазинов на аренду.
До недавнего времени схожие проблемы наблюдались лишь у непродовольственных ретейлеров, что вроде бы, логично: при сокращении количества свободных средств потребители в первую очередь покупают еду. Так, сеть магазинов женского белья «Дикая орхидея» закончила 2 квартал текущего года со значительными убытками.
У открытого акционерного общества (ОАО) «Аптечная сеть 36,6» показатели падают давно. За 2007 год чистая прибыль ОАО упала на 94,4%, до 3,4 млн руб. против 60,7 млн руб. по итогам 2006 года. Правда в первом полугодии 2008 года данный показатель резко улучшился. Он вырос почти в 60 раз, до 239,8 млн руб. против 4 млн руб., полученным по итогам первой половины 2007 года. Однако это произошло не в связи с резким ростом эффективности компании. Ей просто помогла «дочка». Как сообщается в финансовой отчетности за 2 квартал 2008 года рост прибыли «в основном обусловлен суммой безвозмездной финансовой помощи полученной от дочерней компании». Речь идет о дочерней компании ОАО «Аптечная сеть 36,6» – закрытом акционерном обществе (ЗАО) «Аптеки 36,6», обслуживающем Москву и Подмосковье и состоящем из 60 аптек. Получается, что прибыль ОАО «Аптечная сеть 36,6» как минимум не выросла.
Но в итоге, несмотря на предпринятые меры по сокращению издержек, многие владельцы торговых сетей оказываются вынуждены теперь их продать. Так, за последние полгода сеть детских товаров «Банана-мама» закрыла порядка 10 магазинов. При этом «Банана-мама» сейчас лишь частично оплачивает арендуемые помещения. В итоге, владелец сети Игорь Яковлев, по данным газеты «Коммерсантъ», уже готов продать контрольный пакет акций «Банана-мама» компаниям Troika Capital Partners и Icon Private Equity за сумму, соответствующую долговым обязательствам «Банана-мама», которые на данный момент превышает 1 млрд руб. И это еще не предел. В ближайшее время компания планирует закрыть еще несколько своих торговых точек.
И вполне возможно, что к такому же итогу придут и представители продуктового ритейла. В частности, сеть «Патэрсон», до недавнего времени практически остановившаяся в развитии. За прошлый год было открыто не более 10 магазинов, а в этом – компания не только отказалась от планировавшейся экспансии на Украину, но и выставила на продажу 3 работающих в этой стране магазина, годовая выручка которых обычно колеблется между $17млн и $20 млн. Более того, может быть продана вся сеть. Ожидаемая цена – около $600 млн.
В этих условиях правительство России рекомендовало ВТБ и Сбербанку открыть для ретейлеров в сфере продовольствия кредитные линии на рефинансирование долгов и пополнение оборотных средств. Кредитную помощь должны получить 9 крупнейших операторов - это X5 Retail Group, Магнит, Дикси, «Седьмой континент», Мосмарт, Виктория, Лента, «О`кей» и «Холидей классик». Указанные ретейлеры считают, что для рефинансирование долгов и пополнение оборотных средств им требуется не менее $2 млрд.
Процентная ставка по кредитам находится на уровне 15-18% годовых в рублях. При этом, естественно, для каждой компании будет определена своя ставка. Ключевым условием для получения кредита Сбербанка станет соотношение долга к EBITDA (прибыли до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации). По расчетам инвестиционных компаний «Антанта-Пиоглобал», «КИТ Финанса» и Райфайзенбанка, компаний, у которых оно не превышает 3, всего 3. Это Х5 Retail Group (3), «Седьмой континент» (2,9) и Магнит (2,4). У Мосмарта соотношение долга к EBITDA по итогам первой половины 2008 года было на уровне 7, у Дикси – на уровне 4, у «Холидея» это отношение прогнозируется в размере 3,5, а у Ленты - 3,4.
При этом компании, по всей видимости, очень нуждаются в дешевых кредитах и будут бороться за каждый процент. Дело в том, что ритейлеры опровергли инвестбанкиров и опубликовали собственные расчеты указанного соотношения. Так, по данным Дикси, долг компании всего лишь в 2,4 раза превышает ее прибыль до налоговых отчислений, выплаты процентов по кредитам и амортизационных, а не в 4 раза, как считают представители инвестбанков. По оценкам Магнита, долг компании превышает ее прибыль до налоговых отчислений, выплаты процентов по кредитам и амортизационных всего лишь в 1,1 раза, а не в 2,4 раза, как считают инвестбанкиры. Разница в расчетах ритейлеров и инвестбанкиров в том, что ритейлеры берут данные за последние 12 месяцев, а инвестбанкиры – за квартал.
В то же время, стоит иметь в виду, что льготные кредиты предоставляются только крупнейшим сетям, а средние и мелкие будут вынуждены преодолевать этот кризис самостоятельно, что может привести многих к продаже бизнеса. При этом, учитывая суетливость крупных ритейлеров, можно предположить, что указанные ставки достаточно тяжелы и для них. И торговые сети даже при условии предоставления кредита, вероятно, будут вынуждены сокращать объемы своего присутствия, что неудивительно. Ведь кредиты предоставляются только для закрытия кассовых разрывов. Между тем, как писали «Индикаторы рынка недвижимости» в заметке «Люди экономят уже на продуктах питания», у ритейлеров сокращается объем выручки. На этом фоне арендовать или занимать дополнительные площади накладно
При этом в отличии от жилья рынок торговой недвижимости гораздо более динамичен. Доход от аренды жилья не является для их собственников основным, в отличие от собственников торговой недвижимости. Для последних простой объектов является более критичным. В итоге, вполне может сложиться ситуация, когда цены на торговую недвижимость вместе с арендными ставками начнут снижаться. Этим, конечно, не приминут воспользоваться несколько лидирующих компаний, которые будут иметь больший ресурс для выживания благодаря доступу к бюджетным средствам и поглотят мелкий бизнес. А многие непродовольственные сети могут вообще закрыться из-за сокращения спроса. В итоге, этот сегмент рынка может существенно обновиться. После прохождения пика кризиса можно ожидать появления новых операторов. При этом ожидать массированного прихода западных ретейлеров, что могло бы усилить конкуренцию, в настоящий момент не представляется возможным по причине кризиса у самих западных компаний, выражающегося как в падении спроса, так и в ухудшении кредитных условий для развития бизнеса. Таким образом, по оценкам аналитического центра www.irn.ru, в среднесрочной перспективе можно ждать серьезного высвобождения квадратных метров торговой недвижимости.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?