Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Розничные сети Москвы и Московской области в 2018
Расстановка сил на розничном рынке FMCG быстро меняется, особенно в годы экономической нестабильности, поэтому иногда интересно посмотреть, какой была ситуация еще несколько лет назад. Чтобы было с чем сравнивать, сделаем небольшое описание ключевых игроков сетевого розничного рынка Москвы и области в 2018 году.
«Пятерочка»
В Москве и области работает больше всего торговых точек сети «Пятерочка» — более 2,5 тыс. Аналогичная ситуация и в Подмосковье: летом 2018 года открыт 1500-й универсам в Московской области — в деревне Ленино городского округа Истра.
Всего сеть объединяет более 12 тыс. универсамов. Позиционируется как магазин формата у дома. Находится под управлением компании X5 Retail Group. По данным InfoLine, за 2017 год выручка X5 Retail Group возросла на 25 %: сеть открыла 3 тыс. магазинов, занимающих площадь больше 1 млн кв. м.
«Дикси»
В Москве работают 460 магазинов формата у дома «Дикси», в Подмосковье — почти 850 магазинов. Группа «Дикси» управляет также супермаркетами «Виктория» (50 магазинов в Москве и области) и гипермаркетами «Мегамарт».
По итогам 2017 года зафиксировала падение выручки на 9 % по сравнению с 2016 годом. Убыток составил 6 млрд руб. В 2017 году ритейлер закрыл 127 магазинов, а открыл 28 и ушел из 25 городов и населенных пунктов РФ.
Идет работа по обновлению операционной модели, которая должна привести к возобновлению роста основных финансовых показателей уже по итогам 2018 года.
«ВкусВилл»
Одна из самых динамично растущих сетей рынка — каждый месяц открывается от 30 до 40 магазинов «ВкусВилл». В июне 2018 года сети «ВкусВилл», позиционирующейся как сеть магазинов здорового питания, исполнилось 6 лет.
К июню 2018 года было открыто 600 магазинов «ВкусВилл», 14 магазинов «Избенка». Из них более 300 магазинов — в Москве. По оценкам «Infoline-Аналитика», в 2017 году оборот сети увеличился на 84,4 % — до 39,1 млрд руб., заняв 38-е место в рейтинге крупнейших розничных сетей, прирост выручки в процентном соотношении год к году (2016–2017) — 82 %.
По прогнозу «Infoline-Аналитика», к 2019 году сеть «ВкусВилл» может расшириться до 1000 магазинов.
«Магнит»
В Москве на ноябрь 2018 года работает около 370 магазинов формата у дома и 3 гипермаркета, и по несколько магазинов в каждом городе Московской области.
Штаб-квартира сети находится в Краснодаре. По данным InfoLine, в 2017 году выручка «Магнита» выросла на 5,8 %. В 2017 году сеть вошла в рейтинг «250 крупнейших мировых ритейлеров» компании Deloitte Global.
По результатам работы во II квартале 2018 года, выручка выросла на 6,5 % до 306,7 млрд руб., что ниже ожиданий рынка (консенсус-прогноз «Интерфакса» — 310,4 млрд руб.). В I полугодии 2018 года выручка «Магнита» выросла на 7,2 % до 595 млрд руб. По данным InfoLine, чистая прибыль «Магнита» за I полугодие 2018 года упала на 14,4 % — до 18 млрд руб.
Все форматы магазинов «Магнит» продолжали терять клиентов во II квартале этого года. Сопоставимые продажи магазинов у дома, которые приносят большую часть выручки сети, упали на 5,4 %, трафик сократился на 2,2 %. «Магнит» по-прежнему собирается открыть за 2018 год 1500 магазинов у дома, 700 «Магнит косметик» и 20 гипермаркетов и супермаркетов.
«Перекресток»
Работает в формате супермаркет. В Москве сеть представлена 238 магазинами.
В 2017 году сеть открыла 119 магазинов в РФ, включая интернет-магазин, примерно такое же количество запланировано на 2018 год, к 2020 году компания намерена иметь 1000 супермаркетов. В 2017 году приобрела бизнес 32 супермаркетов «О’Кей», из которых 4 были расположены в Москве и один — в Подмосковье.
По итогам 2017 года общая выручка торговой сети достигла 186,9 млрд руб.
В августе 2018 года в Москве открыт первый dark store «Перекресток» — магазин без покупателей, центр сбора заказов perekrestok.ru.
«Азбука Вкуса»
«Азбука Вкуса» — мультиформатная сеть, объединяющая 98 супермаркетов «Азбука Вкуса», 10 крупноформатных «АВ Маркет» 53 минимаркета «AB Daily», 3 специализированные «Энотеки», 2 городских бистро «АВ Бистро», а также интернет-магазин av.ru. Основное количество магазинов представлено в Москве. В Московской области открыт один магазин, и три магазина — в Санкт-Петербурге.
Выручка «Азбуки Вкуса» по итогам 2016 финансового года (закончился 31 марта 2017 года) составила 49,8 млрд руб. (без НДС ). «Азбука Вкуса» вошла в список 500 крупнейших российских компаний рейтинга РБК.
«Ашан»
В Москве и области работают 95 магазинов «Ашан»: «Ашан» — 21, «Ашан сити» — 13, «Ашан супермаркет» — 47, «Мой Ашан» — 12, «Ашан Сад» — 2 (по данным сайта компании), и 100 дискаунтеров «Атак».
В октябре 2016 года было заявлено, что все российские магазины «Атак» в течение ближайших лет будут переведены под бренд «Ашан».
К ноябрю 2018 года сеть объединяет 315 магазинов четырех форматов: гипермаркет, суперстор, супермаркет, у дома. Руководство заявило, что «Ашан» с 2020 года планирует ускорить развитие в России и открывать порядка 20 магазинов, делая акцент на магазинах малого формата «ультра-прокси» — 200–600 кв. м.
«Лента»
В Москве и области работают 16 гипермаркетов и 42 супермаркета. «Лента» — первая по величине сеть гипермаркетов и четвертая среди крупнейших розничных сетей страны. Основана в Санкт-Петербурге. Управляет 233 гипермаркетами и 122 супермаркетами по всей РФ. За 2017 год ритейлер открыл 40 гипермаркетов и 49 супермаркетов, увеличил темпы роста выручки на 19,2 %, а в четвертом квартале — на 23,4 %, что стало максимальным результатом среди всех публичных ритейлеров в топ-10.
Занимающая третье место по выручке по итогам 2017 года торговая сеть «Лента» в 2018 году пока показывает отрицательную динамику по темпам прироста выручки — снижение показателя с 19,88 % в I квартале до 16,58 % — во втором (InfoLine).
«Карусель»
Сеть гипермаркетов принадлежит X5 Retail Group. В Москве и области работают 22 магазина сети. В 2018 году сеть провела ребрендинг, обновив логотип, изменив схему торгового зала, расширив ассортимент товаров среднего ценового сегмента. В октябре 2017 года ряд СМИ сообщил о выставлении на продажу площадей гипермаркетов «Карусель» по схеме sale and leaseback (продажа с последующим заключением долгосрочного договора аренды).
Metro Cash&Carry
В Москве и области работают 19 торговых центров Metro Cash&Carry (11 — в Москве, 8 — в МО). В 2018 году сеть открыла один торговый центр в Подмосковье.
Всего в России компания управляет 93 торговыми центрами в 51 регионе. В 2017 году сеть впервые сократила выручку на российском рынке — на 13,8 % по сравнению с 2016 годом.
Валовая прибыль выросла на 12,6 %, до 39 млрд руб., прибыль от продаж составила 822,3 млн руб. после убытка в размере 7,7 млрд руб. годом ранее. Чистая прибыль компании снизилась на 22,2 %.
На фоне негативных изменений валютных курсов по итогам II квартала 2018 финансового года выручка Metro Cash&Carry в России сократилась на 21 %.
Развивает франчайзинговую программу «Фасоль», сеть объединяет 690 независимых магазинов под единым брендом и открывает более 50 торговых точек в месяц.
Selgros Cash&Carry
В Москве и МО работают 5 торговых центров Selgros Cash&Carry. Это международная сеть, поставляющая товары фирмам, учреждениям и индивидуальным предпринимателям. Площадь торгового центра — свыше 10 тыс. кв. м. В 2018 году открыто 2 торговых центра — в Зеленограде и Одинцово. В развитии концентрируется на трех регионах — Москва, кольцо в радиусе 300 км от центра Москвы, и города, насчитывающие более 500 тыс. жителей.
Globus
К концу ноября 2018 года в Москве и области работают 9 гипермаркетов, в ноябре открыт новый гипермаркет в Балашихе.
Всего сеть насчитывает 14 гипермаркетов. Является семейным предприятием, основанным в 1828 году в Германии, представлена в Германии, Чехии и России. Ассортимент каждого гипермаркета «Глобус» включает более 45 тыс. товаров, в том числе около 1,5 тыс. – продукция СТМ . Особенностью гипермаркетов «Глобус» являются отделы собственного производства полного цикла.
«Магнолия»
Сеть развивается в формате магазин у дома — городской магазин небольшой площади (от 100 до 500 кв. м). В Москве и Подмосковье на ноябрь 2018 года работают 183 магазина.
Ассортимент — 5 тыс. наименований, в том числе фермерские продукты, кулинария и готовые обеды собственного производства.
Billa
К декабрю 2018 года Billa насчитывает 151 точек в России. В Москве и области функционируют 136 супермаркетов сети.
Еще в апреле этого года, по данным РБК, работал 131 супермаркет (из них в Москве, по данным Департамента торговли и услуг Москвы на апрель 2018 года, – 93 магазина). Летом и осенью Billa активно росла: в июне 2018 года в Москве открылись сразу два новых супермаркета, в июле — еще 3 новых магазина: два в области и один в Москве, один — в августе и 3 магазина — в сентябре.
Весной, по информации деловых СМИ, компания заключила сделку с сетью магазинов «Я любимый» по переуступке прав долгосрочной аренды торговых площадей. За 2017 год компания заметно укрепила свои позиции на российском рынке. По данным компании, оборот организации увеличился на 8,3 % по сравнению с 2016 годом (данные приведены с учетом изменений обменных курсов валют).
«Ярче!»
Входит в топ самых быстрорастущих сетей по выручке в процентном соотношении год к году (2016–2017) — 101 %. Томская сеть «Ярче!» вышла на рынок московской области в 2016 году и заявила о планах открывать 20 магазинов в месяц. К ноябрю 2018 года в Москве и области работают 128 супермаркетов.
Принадлежит производителю снеков и кондитерских изделий компании KDV (ТМ «Кириешки», «3 корочки», «Бабкины семечки», «Яшкино», «Бонди», «Beerka» и др).
«Красное и белое»
Находится в топе динамично растущих федеральных сетей. В Москве, по данным Департамента торговли и услуг Москвы, на апрель 2018 года работало 126 магазинов сети, осуществляющей продажу алкоголя различных видов. Головной офис находится в Челябинске.
В 2017 году сеть расширилась на 1355 магазинов по РФ. На сентябрь 2018 года сеть насчитывала 6683 магазина в 56 регионах РФ и занимала 2-е место в рейтинге топ-10 FMCG-сетей в России по темпам роста магазинов в I полугодии 2018 года.
«Перекресток Экспресс»
«Перекресток Экспресс» — сеть удобных магазинов шаговой доступности торговой площадью от 100 до 500 кв. м. Динамика роста бренда отрицательная, максимальное количество магазинов было достигнуто в 2014 году — 209, но уже к апрелю 2018 года в Москве и области работало 127 магазинов «Экспресс», к концу июня этого же года — 80 магазинов. Отдельные магазины продаются, другие переделываются в «Пятерочку», третьи просто закрываются.
«О’Кей»
Группа развивает сети гипер- и супермаркетов «О’Кей» (13 магазинов в Москве и области), и дискаунтеров «Да!» (15 — в Москве, 46 — в МО).
В III квартале 2018 года компания открыла три новых дискаунтера «Да!» в Московской области. В планах компании к 2020 году открытие 200 торговых точек в пределах покрытия собственного РЦ (при таком количестве магазинов загрузка распределительного центра будет оптимальной) в ЦФО.
Показатель динамики роста выручки ГК «О’Кей» опустился с (-6,91 %) в I полугодии 2018 года до (-10,58 %) — во втором (InfoLine).
Согласно неаудированным операционным результатам за 9 месяцев 2018 года, органическая чистая розничная выручка группы, скорректированная на эффект от продажи бизнеса супермаркетов, уменьшилась на 1,9 % в годовом выражении. Чистая розничная выручка уменьшилась на 9,4 % в годовом выражении. С целью укрепления позиций сеть намерена уделять больше внимания развитию собственного импорта, СТМ и закупочной деятельности.
«Авоська»
Сеть «Авоська» объединяет 65 магазинов, из них 31 магазин работает в Москве, 11 — в Московской области. За 2017 год сеть с целью оптимизации расходов закрыла несколько магазинов, так как руководство компании считает, что в кризис необходимо избавляться от активов, не приносящих прибыль и только потребляющих ресурсы компании. Но в планах на 2018 год было открытие нескольких новых магазинов.
«Монетка»
Сеть из Екатеринбурга, в Москве и Подмосковье работала по франшизе (130 магазинов в 2017 году). В середине года 2017 года СМИ писали о готовящемся поглощении московского дивизиона «Монетки» компанией X5 Retail. В январе 2018 года собственники сети приняли решение об уходе с рынка Москвы и МО, до середины марта были закрыты все магазины под брендом «Монетка»..
«Верный»
К концу 2018 года в 8 областях и в Татарстане работает около 670 магазинов «Верный». В Москве и области – около 50.
Формат сети «Верный» — мягкий дискаунтер. Площадь торгового зала будет варьироваться от 200 до 900 кв. м, средняя площадь открытых магазинов — 350–400 кв. м. Количество ассортиментных позиций, в зависимости от площади, — от 2,5 до 3,7 тыс. SKU.
Spar
В Москве и Подмосковье работают более 30 магазинов. В России Spar продолжает наращивать рыночную долю с общим ростом продаж на 18,8 % в годовом исчислении. Результат обусловлен инвестициями в оснащение и развитие супермаркетов EuroSpar и Spar и экспансией, в том числе в Москву. EuroSpar — магазины с торговой площадью от 1000 до 3000 кв. м с высокой долей продукции собственного производства.
«Я Любимый»
По состоянию на 31 марта 2018 года сеть «Я любимый» управляла 25 супермаркетами в Москве и Подмосковье общей торговой площадью около 30,9 тыс. кв. м. В 2017 году выручка сети выросла примерно на 1,3 %, до 10 млрд руб. без НДС (по данным «Infoline-Аналитика»).
Со II квартала 2017 года у сети «Я любимый» возникли операционные проблемы, приведшие к ухудшению ассортимента и сокращению трафика. С III квартала 2017 года зафиксированы отрицательные показатели LFL. В 2017 году был открыт один супермаркет и закрыто три — в Москве и Люберцах. В январе — марте 2018 года закрыто два супермаркета «Я любимый Перекресток». По информации СМИ, не прокомментированной представителями компаний, «Я Любимый» продала свои магазины компании Billa.
«Бристоль»
Сеть начала экспансию из Нижнего Новгорода в 2013 году, через год после открытия первого магазина. В настоящее время в Москве работают 22 магазина. Одна из самых динамично растущих сетей: в 2017 году «Бристоль» выросла более чем на 200 магазинов. В ноябре 2018 года насчитывает 2700 магазинов по РФ.
«Бим»
Региональная сеть гастрономов «Бим» включает 13 магазинов в Москве и 1 — в Подмосковье.
Создана в 2003 году, развивает формат «у дома» — площадью до 300 кв. м, участник Союза Независимых сетей России (СНСР). Стремясь выдержать конкуренцию с федералами, запустила собственное производство мяса, пекарню, прямые поставки овощей и фруктов, розлив пива.
«Светофор»
Красноярская сеть жестких дискаунтеров «Светофор» открыла уже 11 магазинов в Москве и области и планирует наращивать экспансию в регионе.
На открытие 100 магазинов сеть может потратить примерно 1,5 млрд руб. Осложнить реализацию этих планов могут высокая конкуренция на столичном рынке и неготовность ритейлера платить за аренду на уровне федеральных сетей, полагают эксперты.
Компания входит в топ-10 самых быстрорастущих сетей на рынке FMCG в России (по версии InfoLine).
«Бахетле»
В октябре 2017 года деловая пресса писала, что московские магазины казанской сети выставлены на продажу (8 супермаркетов), в ноябре 2018 года в Москве осталось 4 магазина сети. В 2017 году сеть впервые с 2009 года показала отрицательную динамику роста выручки.
На рынке работают также крупные сети производителей, такие как «Мираторг», «Мясницкий ряд», «Аленка» и другие, и об этом сегменте — в другом материале.
Виктория Максимова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?