Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Рост индекса «Кофе с Молоком» возобновился
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой н ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Индекс «Кофе с Молоком» имеет ярко выраженную сезонность. Год начинается с довольно высоких показателей января и февраля, но они все же на 12-20% ниже значений предыдущего декабря. Локального пика значение индекса достигает в марте, после чего начинает снижаться. Наиболее сильное снижение происходит в летние месяцы, после чего в сентябре-октябре возобновляется рост. И в декабре фиксируется абсолютный годовой максимум показателя. Однако глубина сезонного снижения индекса год от года сильно отличается.
В 2010-2012 гг. значение индекса КсМ в июне было на 9-10% ниже показателей марта соответствующего года. В 2013 году июньское падение индекса с мартовских значений превысило 17%. В июне 2014 индекс уступил мартовскому значению 13%. Вообще годовая динамика по июню отличается весьма рваным характером. В один год показатель может вырасти на 19-20%, в следующий – всего на 4-5%, а то и совсем останется без изменений, как это было в прошлом июне. Зато и в область отрицательных значений годовой рост по июню пока ни разу не уходи, в отличие, например, от январских значений.
Итак, за год (по сравнению с июнем 2013 года) индекс «Кофе с Молоком» вырос на 8%. Это самый значительный рост в годовом выражении с ноября 2012 года. Тогда показатель вырос по сравнению с ноябрем 2011 на 8,5%. И теперь уже со всей уверенностью можно заявить, что тенденция к стабилизации (и снижению) индекса КсМ преодолена. О том, насколько устойчивым окажется новый рост, можно будет судить не ранее августа-сентября.
За три года (с июня 2011) индекс «Кофе с Молоком» вырос только на 12%, что почти в два раза уступает официальным оценкам инфляции потребительского рынка за эти три года. За пять лет (с июня 2009) индекс КсМ вырос на 39,5%, что также ниже оценок инфляции потребительского рынка (44%) за этот период.
Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2010 – июнь 2014
Данные: RomirScanPanel, июнь 2014
Годовой рост индекса на 8% был полностью обусловлен двумя факторами. Во-первых, ростом средней реальной цены приобретения молока на 19% за год при незначительном снижении (минус 4%) натуральных объемов приобретения этого продукта. Во вторых, ростом натуральных объемов приобретения кофе на 16% при снижении цены этого продукта на 1% за год.
Также довольно сильно подорожал шоколад (на 11%), но объемы его приобретения снизились на те же 11%, и общий вклад в индекс оказался нулевым. А вот небольшое (в пределах 2%) увеличение цены на бутилированную воду было более чем компенсировано снижением на 6% ее покупок. Снижению объемов потребления бутилированной воды в июне 2014 способствовала относительно прохладная погода, установившаяся в европейской части нашей страны во второй и третьей декадах месяца.
После того как в апреле обеспеченные потребители запаслись недорогим кофе, в мае и июне цены этого продукта у данной группы потребителей вернулись к нормальным показателям. Впрочем, они оказались ниже, чем июне 2013 почти на 20%. А вот объемы закупок кофе резко сократились – почти в два раза против показателя мая 2014 и почти в три раза к июню 2013. У других групп потребителей аномального потребления ни по одному из продуктов замечено не было.
В Москве Индекс КсМ в июне снизился на 5,3% к показателю мая, на 9% к апрелю и на 16,5% с рекордных значений марта 2014. За год, с июня 2013, он вырос на 10%. За пять лет (с июня 2009) рост индекса в столице составил 29%, что в 1,5 раза ниже уровня инфляции, накопленной за пятилетку.
Годовой рост индекса в Москве на 10% произошел благодаря росту цен на молоко и шоколад (по 18%), лишь отчасти компенсированному снижением потребления этих продуктов (на 10%). А также благодаря росту покупок кофе на 30% при снижении средней реальной цены приобретения этого продукта на 10%. Цены и объемы приобретения воды за год изменились не значительно – в пределах 1,5 %.
Обеспеченные москвичи в июне уже не покупали кофе в два раза дешевле, чем представители менее обеспеченных групп, как это было в апреле и мае. И закупки кофе в этой группе в июне сократились по сравнению с маем вдвое. Зато обеспеченные москвичи нашли источник дешевой воды (на четверть дешевле, чем платили среднеобеспеченные) и увеличили объем ее потребления в три раза.
В других крупных городах в июне 2014 года Индекс КсМ в среднем снизился только на 1% по сравнению с маем и на 10,5% по сравнению мартом. За год (с июня 2013) рост значения индекса составил 7,4%, совпав с официальной оценкой инфляции за этот период. За три года (с июня 2011) рост индекса составил 14%, что в 1,5 раза ниже показателя инфляции потребительского рынка. За пять лет (с июня 2009) рост индекса составил 46%, что практически совпадает со значением потребительской инфляции за пятилетку.
Годовой рост индекса на 7,4% произошел исключительно благодаря росту цены приобретения молока на 20% при стабильном потреблении этого продукта и росту объемов приобретения кофе на 12% при росте же его средней цены на 2%. Рост цены шоколада на 8% был полностью нивелирован снижением его покупок на 12%. Индекс мог бы вырасти и сильнее, но этому помешало снижение потребления бутилированной воды (две прохладные декады) при стабильных ценах на этот продукт.
*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?