Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российский рынок торговой недвижимости догонит Европу не ранее 2022 года
Контактное лицо: Наталия Иванова, PR-менеджер Компания: Jones Lang LaSalle Тел.: +7-495-737-80-00 Эл. почта: Natalia.Ivanova@eu.jll.com
Несмотря на продолжающееся активное развитие, России потребуется не менее 15 лет, чтобы достичь среднеевропейского уровня развития рынка торговых центров. Согласно данным отчета компании Jones Lang LaSalle, на начало 2007 года в стране приходилось всего 23 кв.м. арендуемых площадей в торговых центрах на 1 000 жителей. Для сравнения, в Польше этот показатель составляет 124 кв. м, в Испании – 209 кв. м, в Швеции – 405 кв.м.
На данный момент качественные российские ТЦ практически исключительно сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках (общее официальное население – 27,5 миллионов человек). Большая часть страны находится вне зоны покрытия современных торговых центров. Это означает, что на 1 000 жителей в крупнейших российских городах в среднем приходится около 120 кв. м качественных торговых площадей, что, впрочем, также уступает среднеевропейскому показателю, составляющему 176 кв.м.
Обеспеченность площадями торговых центров в странах Европы (кв. м на 1000 жителей)
Даже по существующему объему предложения – 3,3 миллиона кв.м. в качественных торговых центрах – Россия пока отстает не только от Великобритании (15,5 миллионов кв. м) и Германии (10 миллионов кв. м), но и Польши (4,7 миллионов кв. м) и даже Швеции (3,6 миллионов кв.м).
В ближайшие два года в России должно быть построено около 4 миллионов кв.м. площадей новых торговых центров – это самый высокий показатель в Европе. Для сравнения, за этот же период в Италии будет построено около 2,1 миллиона кв.м., в Германии – 1,6 миллионов кв.м., а во Франции – 800 000 кв.м. Новое активное строительство, преимущественно сосредоточенное в городах-миллионниках, поможет российскому рынку торговых площадей сделать резкий скачок вперед и сократить отставание от стран Европы.
Существующий и планируемый к вводу объем площадей в торговых центрах
Примечание: включая торговые центры с арендопригодной площадью более 5,000 кв.м, по Германии более 10,000 кв.м.; по России данные собраны по городам с населением более 1 млн. человек. Объем планируемых к вводу площадей может корректироваться. Опыт JonesLangLaSalle показывает, что ввод значительной части площадей, запланированных на 2007 и 2008 гг, , может задерживаться
Планируемый ввод торговых площадей в 2007-2008 гг. (тыс. кв. м арендопригодной площади)
Если предположить, что крайне высокие темпы строительства торговых центров сохранятся в среднесрочной перспективе, России понадобится порядка 15 лет, чтобы выйти на среднеевропейский показатель обеспеченности торговыми площадями. Учитывая сохраняющийся значительный разрыв в уровне доходов между различными регионами, огромный размер страны, затрудняющий логистику, а также возможные задержки с реализацией уже анонсированных проектов, данную оценку следует признать оптимистичной.
Планируемые к вводу в 2007-2008 гг. торговые площади в % от существующего объема
По мере насыщения рынков Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, все большее внимание будет уделяться региональным центрам с населением менее 1 миллиона человек – таким, как Ярославль, Калининград или Астрахань. Сохраняющаяся острая нехватка качественных торговых площадей означает, что в среднесрочной перспективе российский рынок останется крайне привлекательным для инвесторов, девелоперов, а также арендаторов.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?