Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российский рынок продаж автокомпонентов
Рынок автокомпонентов в России растет и в кризис. Хотя обеспечить прирост, сравнимый с прошлогодним (плюс 42% в 2008 году по сравнению с 2007-м) будет трудно. Объема в $50-55 млрд. российский рынок, с учетом экономических изменений, может достигнуть к 2012 году (по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ» по итогам 2008 года объем рынка составляет более $46 млрд.)
Такая динамика обусловлена как быстрым ростом первичного авторынка, который мы наблюдали вплоть до конца 2008 года, так и продолжающимся изменением структуры парка в пользу иномарок, которые, несмотря на бытующее среди большей части покупателей заблуждение, также требуют ремонта и более дороги в обслуживании.
Первичный рынок автокомпонентов (запчасти, ввозимые для производства автомобилей), занимает около четверти рынка в денежном выражении. Несмотря на финансовый кризис, его объем не сокращается - благодаря введению новых пошлин на ввоз автомобилей снижается объем импорта машин, а сборка иномарок в России делается более выгодной. Как следствие – первичный рынок автокомпонентов растет.
Активный прирост российского парка легковых транспортных средств и возросшая интенсивность использования личного и коммерческого транспорта, которые мы наблюдали вплоть до конца 2008 года, являются стимулами для дальнейшего роста вторичного рынка автокомпонентов. В его структуре доля российских и импортируемых компонентов примерно одинакова. Такое соотношение обусловлено, значительным преобладанием отечественных автомобилей в парке Российской Федерации, запчасти на которые значительно дешевле аналогичных деталей для иномарок. (На конец 2008 года на учете в ГИБДД состояло около 20 млн отечественных автомобилей против 12,5 млн иномарок).
Не смотря на такие оптимистичные показатели, рынок несбалансирован - на лицо преобладание спроса над предложением: по иномаркам количество запчастей в разы меньше необходимого для обслуживания автомобилей, имеющихся в России – клиенты могут месяцами ждать деталь. Такая ситуация провоцирует высокие наценки, низкую производительность, недостаточный уровень квалификации занятых в отрасли. Беспокоиться о повышении уровня конкуренции также не приходится – процесс укрупнения на оптовом рынке автозапчастей пройден, барьеры для выхода новых игроков достаточно высоки. Менять эту ситуацию участники рынка – продавцы и импортеры автокомпонентов - не спешат, так как она позволяет им держать высокую наценку на продаваемые товары и диктовать рынку свои условия
Все это отражается на конечном покупателе – владельцы авто (иномарок в большей степени) регулярно переплачивают. Но не только потому, что наценки на автозапчасти высоки. Вторым важным фактором, оказывающим влияние на рынок, является неграмотность покупателя, которая позволяет продавцам искусственно наращивать объемы продаж запчастей и оказанных услуг, наделяет дилеров преимущественным правом обслуживания автомобиля.
Многие сегодняшние автовладельцы – люди, которые еще 3-5 лет назад, до появления авто-кредитования, не представляли, что у них будет своя машина. Или имели российский автомобиль, составляющие которого не менялись десятилетия. Эти люди умеют рулить, они «наездники». Но в вопросах обслуживания автомобиля они оказываются не подготовлены: ни психологически, ни технически, предполагая, что «иномарка не ломается». Они не знают абсолютно ничего о своем авто - даже как правильно открывать-закрывать капот, чтобы на нем не оставалось вмятин.
Незнание потребительских прав приводит к тому, что владельцы новых иномарок до 20% стоимости автомобиля оставляют в первые два года на станциях дилеров, где стоимость деталей и обслуживания существенно превышает среднерыночную: иногда разница составляет до 100%, в среднем – 50-60%.
Не обладая элементарными знаниями в области устройства автомобиля, их владельцы не могут оценить правильность диагностики, проведенной на станции, принимают за чистую монету слова специалистов автомагазина, станции или представителя дилера. При этом автовладелец часто не затрудняет себя проведением повторной диагностики на другой станции или простым просчетом стоимости автозапчастей в соседнем магазине. Психологически он согласен с тем, что его автомобиль требует вложений. А также с тем, что его транспортное средство не дешевеет, а дорожает с годами - благодаря процентам по кредиту.
Однако кризис вносит свои коррективы. Все больше людей, по нашей статистике порядка 15%, уходят от дилерского обслуживания в поисках более выгодного ценового предложения, как по обслуживанию, так и по запчастям. Покупатели становятся грамотнее, потому что хотят экономить. Многие уже могут самостоятельно оценить квалификацию специалистов, которым они доверяют свой кошелек. Клиенты готовы тратить время на поиск станции и запчастей. И они уже точно знают, что им нужно. Но не всегда им есть из чего выбирать.
На розничном рынке также ощущается дефицит - дефицит торговых точек. И их количество прирастает медленными темпами. Хотя высокие наценки в отрасли привлекают достаточно желающих открыть свой бизнес, в реальности магазины открываются и закрываются. Потому что люди что-то не просчитали, не поняли. Им попросту не хватило знаний: в области устройства автомобиля, маркетинга, большинство не умеет или не хочет консультировать клиента. Тех, кто обладает всем необходимым, немного. Не говоря уже о том, чтобы совершенствовать свою работу, предлагать клиенту что-то новое. Большая часть владельцев магазинов автозапчастей, например, не представляет, что такое услуга эквайринга и как она работает. У них все расчеты в «наличке». Люди открыли магазин, но понятия не имеют о процедуре эквайринга, о том кто ее реализует, сколько стоит обслуживание и так далее. Не имеющий базовых знаний в области автозапчастей человек может стать специалистом через 3-5 лет, получив знания только в процессе работы. Так как обучающих программ нет - ни в учебных заведениях, ни у дилеров. Дилеры, не способствуют появлению новых торговых точек, не осуществляют какого-либо обучения, не предоставляют техническую, информационную поддержку магазинам, торгующим в розницу запчастями, которые они импортируют оптом.
Под влиянием этих факторов мы имеем на розничном рынке России ситуацию, когда 80% запчастей сосредоточено в Москве и Петербурге. А розничный рынок в регионах отстает от рынка столиц лет на пять: в Москве и Петербурге он достаточно цивилизован. Открытые рынки практически отсутствуют. Рынок делят дилеры, интернет-магазины, сетевые магазины («Би-Би», «Аста»). Около половины рынка занимает малый бизнес (отдельные магазины и магазины в крупных специализированных торговых центрах, магазины при станциях техобслуживания).
На региональных рынках - неорганизованная торговля и дилеры; доля цивилизованной розницы и интернет-магазинов здесь крайне мала. Интернет-магазины имеют свои представительства в регионах, но консультации клиенту оказываются по-минимуму. Предполагается, что клиент сам осуществляет выбор. Но далеко не все обладают достаточными знаниями, чтобы самостоятельно определить, какая нужна деталь. Дополнительным неудобством для нестоличных автовладельцев является срок ожидания запчастей - он достаточно длительный, так как склады есть только в нескольких крупных городах (Москва, Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург).
Если интернет-магазины будут развивать консультирование клиентов, инвестировать в открытие точек в регионах и обучение персонала, с учетом повышения проникновения Интернета, они имеют хорошие шансы занять существенную долю розничного рынка. В качестве доказательства этого прогноза можно привести такой факт: по данным агентства «Росбалт» треть всех российских покупателей в процессе выбора своего нового транспортного средства пользуется информацией, полученной в Интернете.
Регионы минуют период расцвета маленьких розничных магазинчиков, который сейчас проходят Москва и Петербург. Маловероятно, что маленькие магазины и точки на рынках будут расти в большие магазины или небольшие сети - уже сейчас дилеры-оптовики констатируют серьезное снижение продаж отдельно стоящих несетевых магазинов. На их долю в будущем будет приходиться примерно 10% розничного рынка, не более. Скорее всего, мы пойдем по европейскому пути, и будем наблюдать уход мелкой розницы на станции техобслуживания. Эту тенденцию поддержат и владельцы небольших станций, не имеющие своих магазинов или специалистов по запчастям. Такому развитию событий будет также способствовать желание клиентов получать весь спектр услуг в одном месте, экономя свое время. Это более цивилизованное общение, которое устроит всех.
Но пока все это перспектива отдаленная. Есть еще несколько лет, в течение которых люди без образования и знаний могут спокойно работать на этом рынке. Уровень грамотности покупателей растет не так быстро. Главный фактор - соотношение «предложение-спрос» также не имеет предпосылок к изменению. Розница пока слишком мала, чтобы влиять на ситуацию. Если на государственном уровне не будут созданы условия для изменений на оптовом рынке, через несколько лет цены на автомобили и запчасти в России будут очень высоки. Потому что не имея своего полноценного автопрома мы будем зависеть от зарубежных производителей, которые уже сейчас, когда они еще не завоевали полностью российский рынок, диктуют нам свои условия.
Если задумываться глобально, то это вопрос госрегулирования. Рынок не может себя «поправить», так как текущая ситуация выгодна и производителям автомобилей, и их дилерам. Существующее квотирование на продажи автомобилей, искусственный дефицит автозапчастей провоцируют рост цен и на то, и на другое. Отсутствие жестких, четких требований по локализации производства и санкций за их невыполнение приводит к тому, что мы у себя в стране производим или сырье или конечный продукт - автомобиль, но почти не производим то, из чего этот продукт состоит. Производители могут заявлять, что 50% их автомобиля сделано в России, но на деле происходит так: диск штампован, например, во Франции, шина изготовлена в Германии, собирается все это в колесо на российской территории и озвучивается, что колесо – российское. Конечно, это немного утрированный пример, но суть он передает верно. Иностранные автопроизводители не делают в Росси запчастей, которые наиболее востребованы. Они организовывают в нашей стране производство автокомпонентов, которое не требует передачи нам и внедрения на территории России высоких технологий или организовывают экологически вредное производство. Просто потому что они французская, немецкая, корейская, а не российская компания. Они пришли не помогать нашему рынку, а получить здесь прибыль. Испытывая иллюзии относительно доброты намерений наших иностранных партнеров, прибывая в привычной нелюбви к российскому автопрому в целом и производству автокомпонентов в частности, мы рискуем оказаться в сильной зависимости от иностранных компаний. Тогда стоимость иномарки среднего класса и ее обслуживания будет только расти.
Если бы закон также обязывал дилеров иметь на продаваемые автомобили определенные запчасти, соотношение «предложение-спрос» на рынке автозапчастей было бы изменено, и цены на автозапчасти постепенно пошли бы вниз.
А пока мы имеем ситуацию, когда иностранные производители диктуют российскому рынку автомобилей и запчастей, как он должен развиваться. И вектор его развития не служит ни интересам страны, ни интересам покупателей.
В Правительстве РФ тоже считают, что «если не предпринимать каких-либо дальнейших усилий, то Россия автомобильная превратится в комбинацию сборочных заводов небольшого объема, обслуживающих потребности местного рынка, а также прямого импортера зарубежных автомобилей с долей более 70% рынка». Но какие последуют за этими словами действия, и последуют ли?
Такой же декларативный характер, как и меры по поддержке российского автопрома, носят заявления о поддержке малого бизнеса, которые на деле оказываются только словами.
Андрей Афанасьев,
генеральный директор ООО «Авто-Сервис.Ком»
Источник: «Современная торговля» №12\2009
Визитная карточка:
ООО «Авто-Сервис.Ком» (www.avto-service.com) основано в 2008 году. Компания осуществляет розничную продажу автозапчастей. Офис находится в Санкт-Петербурге.
Интервью
Как розница использует ИИ – на примере программного обеспечения Stemma на основе машинного зрения и искусственного интеллекта.