Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Российский авторынок – 2013: догнать и перегнать Европу
Так повелось, что качественные итоги ушедшего года подводятся в его конце, а подведение количественных – удел года следующего. Эйфория новогодних праздников позади, а это значит, что пришло время продолжать работу.
В 2012г. российский рынок практически достиг планки в 3 млн проданных автомобилей: по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) составили 2 млн 935 тыс. 111 шт., что на 11% выше, чем результат 2011г. В абсолютных цифрах прирост составил 281 тыс. 308 проданных легковушек и LCV. Таким образом, отечественный рынок ненамного, но все-таки преодолел рекордный для себя предкризисный 2008г. Тогда автопроизводителям удалось продать 2 млн 918 тыс. машин. Однако нужно взглянуть на рынок внимательнее.
Кроссоверы и «бюджетка»
Пресловутое стремление наших сограждан приобрести автомобиль побольше, а значит, попрестижнее, уже не первый год определяет рыночную тенденцию: быстрее всего в последние несколько лет рос сегмент кроссоверов.
Так, по данным компании «Рольф», доля рынка кроссоверов всех классов составила 28,4%, что выше показателей 2011г. на 8,4 процентных пункта. Если же брать во внимание рост продаж по моделям, то причина такого солидного прироста становится понятной. Cамым популярным кроссовером среди иностранных брендов в России стал Renault Duster. По данным АЕБ, его продажи в 2012г. взлетели с нуля до отметки 47 тыс. 344 машины. Ненамного отстает от лидера Nissan Qashqai с 36 тыс. 793 проданными автомобилями (+4%), ему в спину дышат Kia New Sportage и Volkswagen Tiguan (32 тыс. 716 и 31 тыс. 272 проданных автомобиля, рост на 37% и 70% соответственно).
Еще одним драйвером роста рынка в прошедшем году, безусловно, стал сегмент бюджетных автомобилей. Доля средств передвижения «входного» уровня, таких как Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan и Renault Sandero выросла на 2,3 процентных пункта – до 20,6%. Самым популярным «бюджетником-иностранцем» стал Hyundai Solaris. Корейский автомобиль за время своего присутствия на российском рынке воистину завоевал звание народного, ведь даже название для него выбрали сами российские потребители, пусть даже и из предложенного списка.
Неизвестно, стал бы кореец столь же популярным, называйся он i25, Spirit, iD или Axis. Впрочем, еще один народный автомобиль, название которому тоже придумали наши соотечественники – Lada Granta, – также оправдал ожидания, возложенные на него уже руководством АВТОВАЗа. «Гранта» стала второй по популярности машиной в РФ (121 тыс. 151 машина нашла своего владельца в 2012г.), лишь каких-то четырех тысяч не дотянув до верхней строчки рейтинга популярности по версии АЕБ, которую заняла Lada Priora. Правда, стоит заметить, что продажи «Приор» в ушедшем году снизились на 9% – до 125 тыс. 951 шт., так что у «Гранты» есть все шансы стать в следующем году самым популярным автомобилем в России.
Ешь ананасы, рябчиков
Премиум-сегмент российского рынка не остался в стороне от общей тенденции. Лидером роста по итогам прошедшего года стал Audi – продажи автомобилей из Ингольштадта увеличились на 44%, до 33 тыс. 512 шт., их соотечественники из BMW и Mercedes-Benz росли на треть и идут практически наравне: 40 тыс. 144 шт. против 41 тыс. 438 шт. соответственно.
«Премиальный сегмент с каждым годом становится более популярным у россиян. Основная причина в том, что активное расширение модельных линеек за счет автомобилей младших классов снижает «входную» стоимость в число владельцев автомобиля премиальных брендов и позволяет завоевать новую целевую аудиторию, которая раньше рассматривала для покупки только масс-бренды», – отмечает главный управляющий директор розничного подразделения «Рольф» Татьяна Луковецкая.
Почем автомобиль для народа?
Как выяснили аналитики агентства «Автостат», второй год подряд самыми дорогими на российском рынке стали именно автомобили Mercedes-Benz, средневзвешенная цена которых по итогам 2012г. составила 109,8 тыс. долл., увеличившись за год на 1 тыс. долл. На втором месте в рейтинге «Автостата» значится Lexus – средняя цена на автомобили этой марки составила 98,4 тыс. долл. Тройку замкнули люксовые внедорожники под маркой Land Rover (78,1 тыс. долл.).
В верхне-среднем ценовом сегменте весь пьедестал заняли представители страны Восходящего солнца. Лидером ценового рейтинга здесь стала Toyota (47,5 тыс. долл.), серебро за Subaru (45,7 тыс. долл.), бронза у Honda (40,7 тыс. долл.).
Средний класс уже более многонационален: Suzuki, Skoda и Citroen (27,8 тыс., 27,4 тыс. и 26 тыс. долл. соответственно). Популярные у россиян Hyundai, Kia, Opel и Ford утвердились в ценовом диапазоне от 24,8 тыс. долл. до 26 тыс. долл. К слову сказать, продукция АВТОВАЗа перестала быть самой доступной, причем еще в 2011г., отмечают аналитики «Автостата». Пальму первенства в номинации «Самое недорогое транспортное средство» второй год держит узбекско-корейская Daewoo, цены на их автомобили находятся в пределах 9,5 тыс. долл. Объясняется это прекращением производства Lada классического семейства, предлагавших самую низкую цену.
Наперегонки с немцами
По словам Т.Луковецкой, не исключено, что российский авторынок может стать крупнейшим рынком Европы в 2013г., обогнав Германию.
«Объем продаж, по нашему пессимистическому сценарию, составит 3,01 млн автомобилей, или рост на 1,5% по сравнению с 2012г. Оптимистический сценарий предполагает рост в 7,4% – до 3,19 млн автомобилей», – говорит эксперт.
При этом Т.Луковецкая называет ряд трендов, которые будут оказывать существенное влияние на развитие российского авторынка.
Так, по ее мнению, продажи иномарок бюджетного и премиального сегментов, а также кроссоверов будут расти как за счет того, что граждане будут пересаживаться на новые автомобили со старых (по данным «Рольфа», около 50% российского автопарка старше 10 лет), так и за счет вывода на рынок новых моделей. «Мы ожидаем, что доля кроссоверов на российском рынке в 2013г. вырастет на 2,4 п.п. и составит около 28%», – поясняет она.
Еще одним фактором, который будет способствовать увеличению объемов продаж, станет расширение производственных мощностей автоконцернов, работающих в России.
«Это позволит увеличить доступность наиболее востребованных моделей, например Renault Duster», – говорит Т.Луковецкая.
Продолжится тренд снижения доли рынка отечественных брендов. Прежде всего, за счет того, что АВТОВАЗ отдал часть мощностей под локальное производство моделей Renault и Nissan, а другие российские автопроизводители не планируют серьезного увеличения производственных мощностей, отмечают в «Рольфе».
«Таким образом, 2013г. будет логичным продолжением 2012г. – рынок уже стабилизировался и плавно развивается. В случае если экономическая ситуация будет стабильной, это прибавит уверенности россиянам и они не станут откладывать покупку автомобиля «на потом», – подытоживает Т.Луковецкая.
Олег Болашев, РБК Новости
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.