Декоративное изображение
4 489

Поделиться

Российские потребители — умеренно пессимистичные

Потребители начали увеличивать свои расходы, что обеспечило рост глобального Индекса потребительского доверия в первом квартале до уровня в 92 пункта, по данным глобального онлайн исследования Nielsen. За 6 месяцев Индекс вырос на шесть пунктов – это всего на два пункта ниже уровня, зафиксированного в третьем квартале 2007 года (94 пункта), непосредственно перед «охлаждением» мировой экономики. Индекс потребительского доверия достиг своего абсолютного минимума (77 пунктов) в начале 2009 года сразу после краха международной финансовой системы и начал постепенно восстанавливаться в прошлом году. Кроме того, за прошедший год количество потребителей во всем мире, считающих, что они все еще находятся в состоянии рецессии, сократилось на 19 пунктов - до 58%. Год назад таких потребителей было 77%.

Рост потребительского доверия наблюдался в 41 из 55 стран, где проводилось исследование Nielsen в 1-м квартале 2010 года. Наивысший уровень потребительского доверия по-прежнему отмечается в Индии (127 индексных пунктов), Индонезии (116) и Норвегии (115). На другом конце шкалы находятся Литва (46 пунктов), Хорватия (48) и Португалия (51).

Наибольшие темпы роста потребительского доверия в первом квартале отмечены в Тайване (+ 14 пунктов), Сингапуре (+11), Израиле (+10) и Колумбии (+9). Греция, балансирующая на грани экономического коллапса с начала 2010 года, демонстрирует самый резкий спад Индекса потребительского доверия: на 15 пунктов.

В России Индекс потребительского доверия остается стабильным, остановившись на отметке в 86 пунктов, достигнутой в декабре 2009 года. Российские потребители замерли в ожидании дальнейших изменений в экономике страны: 83% опрошенных считают, что страна находится в рецессии, - почти столько же, сколько и в декабре 2009 года (82%). Число оптимистов, считающих, что страна выйдет из экономического кризиса в ближайший год, осталось практически неизменным – 28% (в декабре 2009 года – 27%).

«Можно было ожидать, что после такого глубокого экономического кризиса восстановление будет медленным. За последние 12 месяцев Nielsen были зафиксированы несколько небольших признаков оживления, но лишь в первом квартале этого года мы увидели реальное продвижение мировой экономики в сторону восстановления», - сказал Венкатеш Бала, главный экономист компании Cambridge Group, подразделения The Nielsen Company. «Впервые за два года данные по глобальному потребительскому рынку показывают, что экономическая ситуация улучшается - новость, которую так ждали производители и ритейлеры, и которая означает, что намерения потребителей увеличивать свои расходы будут реализованы в реальных продажах».

Гонка за победу над рецессией –

Данные Индекса потребительского доверия подчеркивает разрыв между Востоком и Западом

Уровень потребительского доверия вырос во всех регионах мира, однако темпы и масштабы экономического подъема еще больше увеличили разрыв между стремительно растущими регионами Юго-Восточной Азии и Латинской Америки с одной стороны, и вялым подъемом в Соединенных Штатах и в Западной Европе, с другой стороны.

«В США и Европе, вероятно, будет наблюдаться период медленного роста спроса, который будет сдерживается из-за сохранении высокого уровня безработицы – в США, а в случае Европы – из-за угрозы дефолтов в отдельных странах Европы, - говорит Бала. В связи с ограниченными возможностями хозяйственных расходов потребителей, для розничной торговли очень важным будет поиск новых областей для роста. Производителям потребительских товаров потребуется особая точность в выборе целевых групп, разработке новых продуктов, ценовой политики, чтобы добиться необходимого уровня роста и прибыльности».

В Европе, не смотря на рост Индекса потребительского доверия в целом в регионе, в семи из 28 стран отмечено снижение потребительского доверия. Уровень потребительского доверия в Италии и Германии снизился на 3 пункта по сравнению с уровнем, зафиксированным полгода назад, что свидетельствует о сложной экономической ситуации в этом регионе. При этом в Великобритании доля потребителей считающих, что они находятся в состоянии рецессии, снизилась, составив 84%. Шесть месяцев назад таких было 94%. И хотя число потребителей, которые считают, что их страна переживает период рецессии, все еще высока, снижение на 10 процентных пунктов позитивно сказалось на росте объемов продаж товаров повседневного спроса в этой стране.

Азиатско-Тихоокеанский регион демонстрирует наибольший рост потребительского доверия среди всех регионов (+8), - отчасти из-за резкого подъема на Тайване (+14) и в Сингапуре (+11). В двух наиболее быстрорастущих рынках мира – Индии и Китае – Индекс потребительского доверия вырос на 7 и 6 индексных пунктов, соответственно. В Китае Индекс подскочил до 107 пунктов – всего лишь на один пункт ниже рекордного уровня в 108 пунктов, зафиксированного в 1 квартале 2005 года.

«Нигде нет настолько очевидных признаков, что рынок готов возвратиться к прежнему уровню и привычкам потребления, как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где потребители ясно дают понять – они готовы тратить, говорит Кристоф Камбурнак, Президент Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки, The Nielsen Company. Полтора года назад в разгар кризиса азиатские потребители решительно сократили статьи расходов, оставив лишь траты на основные нужды. Сейчас же они собираются увеличивать расходы на отпуск, развлечения вне дома, новые технологии и новую одежду».

«Стремительное экономическое восстановление в странах Азии и ее радужные перспективы делают этот быстрорастущий регион одним из наиболее приоритетных для производителей и розничных компаний, которые надеются, в том числе и на растущий средний класс в развивающих странах региона, - комментирует Бала. Сбалансированный портфель продуктов и услуг и их правильное таргетирование по-прежнему важны, - как для обеспечения роста прибыли, так и для увеличения силы бренда и развития его потенциала в долгосрочной перспективе».

В Латинской Америке потребители также экономили, сокращая необязательные траты, но уже сейчас сектор товаров повседневного спроса постепенно восстанавливался, поскольку потребители увеличили свои расходы на базовые товары. Кроме того, ожидаемый рост ВВП и снижение инфляции возродили оптимизм в большинстве стран этого региона. В целом, Индекс потребительского доверия в Латинской Америке вырос на 5 пунктов - с 94 до 99. Наиболее высокий уровень индекса потребительского доверия в этом регионе отмечен в Бразилии (108), Колумбии (100), Чили (99) и Аргентине (92).

Наибольшие темпы роста потребительского доверия показала Мексика – за 6 последних месяцев ее Индекс потребительского доверия подскочил на 10 пунктов до 87. Этот рост, вероятно, был вызван увеличением экспорта на 33% в первом квартале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а также улучшением других показателей – уровня инфляции и ВВП. Тем не менее, потребительское доверие в Мексике еще не вернулось на докризисный уровень. В Венесуэле же настроения потребителей заметно охладели: после девальвации национальной валюты – боливара – Индекс потребительского доверия в стране упал сразу на 9 пунктов до 83.

Если посмотреть на США - страну, по которой кризис ударил в первую очередь – Индекс потребительского доверия здесь повысился всего на 1 индексный пункт (с 84 до 85). Вместе с тем, это на два процентных пункта выше предкризисного уровня (83 пункта в 1-м квартале 2008 года). Наиболее высокие показатели Индекса потребительского доверия в США (108 пунктов) были отмечены в 3-м квартале 2006 года. Индекс потребительского доверия в Канаде достиг уровня в 100 пунктов - это на 2 пункта выше, чем в предыдущем квартале, и на 6 пунктов выше, чем полгода назад.

«Различия между Канадой и США становятся все более существенными: канадские потребители гораздо более оптимистичны в отношении экономики страны и состояния собственных финансов, в основном за счет устойчивой ситуации на рынке труда», - комментирует Джеймс Руссо, вице-президент Global Consumer Insights компании Nielsen.

«Американцы же все еще крайне осторожно относятся к своим расходам, с учетом неопределенности экономического восстановления в США и сохраняющегося высокого уровня безработицы, - продолжает Дж. Руссо. Они по-прежнему уделяют первостепенное внимание обязательным платежам, таким, как оплата коммунальных услуг, и сосредоточены на обеспечении семейных бюджетов, Тем не менее, сегодня они выражают желание тратить больше на такие необязательные статьи расходов, как развлечения вне дома, одежда и отдых, и это заметное изменение в потребительских настроениях, выявленное в этом исследовании. Здесь кроются большие возможности для тех маркетологов компаний-производителей и ритейлеров, которые знают, как наиболее достучаться до нужных потребителей».

Свет в конце тоннеля - потребители готовы тратить

Рост глобального Индекса потребительского доверия и активизация покупательской активности были вызваны улучшением в оценках потребителей своих перспектив трудоустройства – в течение последних шести месяцев этот показатель демонстрировал поступательный рост. В 1-м квартале 2010 года 43% глобальных потребителей оценивали свои перспективы занятости, как «отличные и хорошие». Шесть месяцев назад доля таких потребителей составляла 35%. Кроме того, каждый третий глобальный потребитель утверждает, что в течение ближайших 6 месяцев собирается увеличить свои расходы на развлечения вне дома, новую одежду и новые технологии.

Если говорить о наиболее осторожных мировых рынках – странах со зрелой экономикой, то многие привычки, формировавшиеся там, в период рецессии, сохраняются и в настоящее время. Фактор цены, частные торговые марки и промо-акции по-прежнему актуальны для потребителей, ищущих наиболее выгодное соотношение цены и качества, хотя есть явные признаки того, что и потребители готовы расходовать не только на базовые товары.

В России ситуация с потребительскими настроениями мало изменилась по сравнению с 4-м кварталом 2009 года, и ее можно охарактеризовать как умеренно-пессимистичные, если сравнивать с другими рынками. Причина того, почему Россия заметно выбивается из оптимистичной группы стран BRIC – сравнительно низкие оценки потребителями своих перспектив трудоустройства. Соотношение оптимистов и пессимистов – т.е. тех, кто считает их «хорошими» и «отличными» (27%) и тех, кто считает их «не очень хорошими» и «плохими» (72%) - осталось стабильным по сравнению с предыдущей волной в декабре 2009 г. В то же время, на 4 пункта увеличилось число тех, кто считает свои перспективы трудоустройства плохими. Похоже, что, несмотря на то, что столичный рынок труда оживился за последние несколько месяцев, на регионы эта тенденция пока не распространяется.

Об исследовании Глобального Потребительского Доверия компании Nielsen

Исследование Глобального Потребительского Доверия компании Nielsen было проведено в период с 8 марта по 26 марта 2010 года, в нем приняли участие более 27 тысяч потребителей из 55 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Америки, которые отвечали на вопросы об уровне их потребительского доверия и экономических перспективах. Индекс потребительского доверия Nielsen разработан на основе доверия потребителей к рынку труда, состояния их личных финансов и готовности тратить деньги. Выборка была разбита по половозрастным квотам для каждой страны на основе их пользователей Интернета и взвешена для достижения репрезентативности Интернет потребителей, максимальная статистическая погрешность не превышает ± 0,6%.

Индекс потребительского доверия Nielsen отражает уровень потребительского доверия, основные факторы, влияющие на этот уровень, а также готовность потребителей тратить свои средства. Исследование охватывает более 27 тысяч пользователей Интернета из 55 стран мира, включая Россию.

О компании Nielsen

The Nielsen Company – это глобальная информационная и исследовательская компания с ведущими позициями в области маркетинговой и потребительской информации, исследования телевидения и других средств массовой информации, Интернет исследований, исследований мобильного сегмента, профессиональных форумов и сопутствующих направлений деятельности. Это частная компания, работающая почти в 100 странах мира, со штаб-квартирой в Нью-Йорке, США. Для получения дополнительной информации посетите сайт www.nielsen.com.

www.retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами