Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне стали отказываться от дорогих непродовольственных товаров и стали реже совершать покупки
Кроме того, граждане признаются в том, что стараются реже ходить в магазины и не пытаются "затовариваться" впрок. Это "замечание" выглядит довольно интересным, если учесть, что в первые месяцы кризиса россияне старались делать как можно больше покупок "на черный день". Вероятнее всего, по прошествии пяти месяцев с момента начала кризиса граждане смирились с мыслью о том, что нынешний кризис продлится долго и поэтому бессмысленно совершать "стратегические" покупки. Кроме того, к настоящему моменту у большинства наших соотечественников закончились ранее накопленные деньги, а тратить текущие доходы "под ноль" многие граждане не рискуют, так как угроза потери работы и источников доходов весьма серьезна.
Отметим, что недостатка в соцопросах относительно потребительских настроений россиян в период кризиса нет. Каждый следующий опрос на эту тему дополняет прежние и позволяет при более глубоком анализе их результатов отслеживать социально-экономические настроения в обществе.
В частности, компания Profi Online Research опубликовала результаты исследования "Изменения в поведении и мотивации потребителей во время кризиса", которое проводилось в крупнейших российских городах в феврале 2009 г совместно с Qualitel Data Services. Выяснилось, что, пытаясь экономить на непродовольственных товарах, потребители используют различные способы. Однако большинство не видит выгоды или не имеет возможности покупать большими объемами - к такому способу прибегают лишь 4 проц участников исследования.
Для приобретения большинства категорий непродовольственных продуктов люди начали искать торговые точки, в которых эти товары предлагаются по более низкой цене /55 проц респондентов отметили, что поступают именно так/. "Эта тенденция полностью дублирует ситуацию с поведением потребителей в отношении продуктов питания, что также оказывает существенное влияние на начавшееся перераспределение сил в ритейле", - говорит директор по исследованию компании Profi Online Research Виктория Соколова. Можно отметить, что склонность потребителей экономить на непродовольственных товарах проявляется практически по отношению ко всем продуктам, относящимся к данной категории.
Также одним из востребованных способов экономии стало снижение частоты и объемов покупок /к нему прибегают около 26 проц участников исследования/. В первую очередь, это коснулось одежды, кожгалантереи, хозяйственных товаров и домашнего текстиля /объемы и частоту их покупок сократили/планируют сократить около четверти опрошенных/. Немного меньше эта тенденция отразилась на всех видах бытовой техники, мобильных телефонах, мебели и ювелирных изделиях.
В условиях кризиса люди готовы отказаться от приобретения дорогих марок непродовольственных товаров. Это отразится на повышении спроса на более дешевые марки бытовой химии, одежды и обуви, а также на другие непродовольственные товары. А вот экономить на мебели, бытовой технике, аудио- и видеоаппаратуре, компьютерах, ювелирных изделиях и других вещах, которые приобретаются для длительного пользования, несмотря на кризис, готовы менее 10 проц респондентов. Директор по развитию компании Profi Online Research Елена Смирнова связывает эту тенденцию не столько с событиями, вызванными кризисом, сколько со стереотипным мышлением наших соотечественников. "С советских времен люди привыкли думать, что, например, мебелью, которую они купят, будут пользоваться не только они сами, но и их дети, внуки, а, может, даже и правнуки. Так что многие россияне готовы платить больше за качество товаров долгосрочного пользования", - говорит она.
Покупки большими объемами наиболее актуальны для бытовой химии и средств гигиены: один из 10 человек приобретает или планирует приобретать именно эти товары большими объемами. Что касается остальных видов непродовольственных продуктов, наши соотечественники не склонны экономить на них данным образом.
В ходе исследования были выявлены такие категории товаров, на которых, несмотря на кризис, большинство респондентов экономить не собирается. К ним, в первую очередь, лекарственные препараты - почти половина участников опроса отметили, что не станут пытаться урезать свои расходы за счет этой категории. На втором месте оказались средства гигиены /36 проц/.
Процент тех, кто указал, что не будет экономить на таких товарах как бытовая техника, мебель, аппаратура и др. достаточно мал /не превышает 8 проц пунктов/. Однако не стоит расценивать это факт с той точки зрения, что люди будут покупать эти категории товаров бездумно тратя свои деньги. Вернее будет сказать, что далеко не многие планируют покупать товары данной категории в кризис. Однако из тех, кто намеревается-таки это сделать, большинство не станет экономить, потому что рассчитывает пользоваться этими вещами длительное время.
Исходя из всего сказанного, можно обозначить несколько основных групп непродовольственных товаров, которые из-за кризиса попали в "группы риска". Итак, товары, на которых экономят в первую очередь - крупная и мелкая бытовая техника, мебель, текстильные изделия для дома, товары для автомобиля и ремонта, бытовая химия, хозяйственные товары.
Товары с устойчивым уровнем восприятия цен, т.е. на них не экономят, но и тратить больше не станут - пластиковые окна, автомобили, мотоциклы, средства гигиены. К товарам неустойчивого спроса следует отнести одежду, видео- и аудиоаппаратуру, ювелирные изделия, кожгалантерею, компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны.
Товары, находящиеся вне зоны риска, т.е. на них не склонны экономить и за них готовы заплатить больше - обувь, средства детской гигиены, медикаменты и лекарственные средства, парфюмерно-косметические изделия.
Намерение россиян в период кризиса тратить меньше денег на одежду, особенно на дорогую, "засвидетельствовано" и опросом агентства DISCOVERY Research Group, проведенного в рамках исследования российского рынка одежды. В подготовленном по его итогам отчете отмечается, что основным фактором, коренным образом повлиявшем на состояние рынка одежды в России в 2008 г, стал экономический кризис, первые последствия которого отчетливо проявились уже в августе-сентябре. Одежда не является товаром первой необходимости, согласно данным социологических опросов, 42 проц россиян при необходимости экономить, в первую очередь, будут меньше тратить на покупку одежды.
Согласно расчетам DISCOVERY Research Group, объем российского рынка одежды в 2007 г достиг 40 млрд долл. Ежегодно данный рынок увеличивался на 15-25 проц. Ожидалось, что в 2008 г данные темпы роста сохраняться и объем рынка достигнет 46-48 млрд долл. Однако в результате наступления кризисных явлений в экономике России за последние 4-5 месяцев 2008 г продажи одежды упали на 15-25 проц. В 2009 г, по оптимистичному сценарию, объем рынка не изменится, по пессимистичному - падение составит как минимум 15-20 проц.
До кризиса на рынке одежды основным был среднеценовой сегмент /55 проц/, в то время как на масс-маркет приходилось 30 проц, а на премиум-сегмент 15 проц. Однако в кризис происходит расширение сегмента масс-маркет за счет бывших потребителей среднеценового сегмента, а потребители премиум-сегмента переходят в среднеценовой. Таким образом, в сегменте Luxury в России, впрочем, как и во всем мире, потребительский спрос снизился в большей степени - закупки коллекций на 2009 г сократятся на 30-40 проц.
Основными факторами стагнации рынка стало снижение потребительского спроса на одежду, а также трудности ритейлеров в финансировании текущих кредитов и привлечении кредитов на развитие.
Основной антикризисной мерой ритейлеры считают снижение арендных платежей, которые сегодня составляют чрезмерно высокий процент в совокупных издержках /по разным оценкам, от 20 проц до 45-60 проц/. Еще одной антикризисной мерой может стать снижение цен на продукцию для конечного потребителя. Это станет возможным благодаря снижению цен на продукцию китайского производства, которая занимает сегодня 80 проц российского рынка. Однако, по мнению игроков, кризис вытеснит с рынка неэффективных производителей, а для остальных станет стимулом к развитию, повышению качества услуг и отлаженной работе менеджмента.
Доля отечественных производителей крайне низка - по оценке DISCOVERY Research Group, доля отечественных производителей в общем объеме одежного рынка России составляет лишь 3,4-3,7 проц.
Между тем, россияне в ходе соцопросов признавались, что в кризис первыми урезаются затраты на развлечения.
Пятая часть россиян в связи с непростой экономической ситуацией готова отказывать себе в развлечениях - походах в театры, клубы и кино. Опрос, проведенный Исследовательским центром портала SuperJob.ru 21-22 января 2009 г среди 1000 респондентов из семи округов РФ, был открытым, то есть респондентам не было предложено конкретных вариантов ответа. "В период кризиса остро ощущается необходимость экономить деньги, в основном это сказывается на повседневном досуге", - комментируют наши соотечественники /21 проц/, принявшие решение в период кризиса урезать свои расходы на развлекательные мероприятия или даже вовсе отказаться от походов в рестораны, клубы, кино и прочие увеселительные заведения.
Кстати, в ходе того же опроса, 13 проц россиян посчитала, что наиболее целесообразно сократить расходы на приобретение одежды и обуви.
От дорогостоящих туристических поездок откажется в связи с кризисом 11проц респондентов. Кто-то в целях экономии средств готов полностью исключить из бюджета такую статью расходов, как путешествия, другие же откажутся от цивилизованного отдыха и будут "ездить отдыхать дикарем", а поездки на Мальдивы или в Европу заменят путешествием "на местный юг".
Столько же опрошенных /11 проц/ собирается экономить на продуктах питания. Среди популярных ответов значатся таковые: готовы сократить ассортимент потребляемой пищи, мы уже покупаем продукты в более дешевых супермаркетах. Некоторые респонденты высказывали решимость отказаться от креветок, мяса, продуктов животного происхождения, йогуртов и сладкого.
При этом каждый десятый участник исследования SuperJob.ru с сожалением отмечает, что ему придется экономить на всем, а значит, во многом себе отказывать. Ответы звучали следующим образом. "На всем. Другого выхода просто нет". Или так. "Готов экономить на всем по чуть-чуть".
При этом 2 проц респондентов сказали, что намерены экономить на всех видах транспорта, стараясь чаще ходить пешком. 16 проц опрошенных предложили свои способы экономии средств. Кто-то из них сказал, что экономить надо на разговорах по мобильному телефону, коммунальных услугах и глянцевых журналах. Респонденты, не обделенные чувством юмора, готовы ради экономии "отказаться от уплаты налогов".
По словам члена правления Института современного развития Евгения Гонтмахера, серьезное падение уровня жизни ждет 40 проц населения России, и это отразится на их поведении в сфере потребления. "И торговля должна быть готова к падению спроса, потому что середнячки в последнее время были наиболее активными покупателями. И на курорт в 2009 г, боюсь, что многие из них вряд ли смогут съездить. Экономия! Кстати, наши туристические компании уже это почувствовали - спрос на путевки упал", - говорит он. "Еще раз обращаю внимание: падение спроса по всем этим направлениям касается 40 проц потребителей. И не может не отразиться на ситуации в отраслях, связанных с производством продуктов питания, товаров длительного пользования, предоставлением медицинских, туристических и образовательных услуг", - заключает Е.Гонтмахер.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.