Декоративное изображение
4 474

Поделиться

Россияне пока не готовы забыть о рецессии

Мир постепенно выходит из экономического кризиса. В подтверждение этому уровень потребительского доверия за последние полгода в мире вырос, - согласно данным Глобального онлайн исследования Nielsen, с 77 в апреле 2009 года до 86 пунктов в октябре 2009. Бразилия и рынки Азии демонстрируют двузначный прирост этого показателя. А в США Индекс потребительского доверия вырос впервые с 2007 года. Несмотря на повышение оптимизма, реальное покупательское поведение, в том числе и в России, остается сдержанным; многие потребители продолжают быть осторожными в своих расходах, а в некоторых странах привычки потребления изменились кардинальным образом.

Исследование Nielsen “Индекс потребительского доверия”, в ходе которого изучаются изменения в настроениях потребителей, основные источники их беспокойства и намерения, связанные с приобретением товаров и услуг, было проведено среди более 30 500 интернет-пользователей 54 стран мира, включая Россию. По данным недавней волны этого регулярного исследования, прошедшей в октябре 2009 года, за 3-й квартал 2009 года Гонконг продемонстрировал самый большой прирост Индекса потребительского доверия по сравнению со 2-м кварталом, - сразу на 14 пунктов с 79 в марте-апреле 2009 года до 93 пунктов в октябре. На втором месте по темпам роста Индекса – Южная Корея (+13 пунктов) и Бразилия (+12 пунктов).

Индия, Индонезия и Норвегия по-прежнему удерживают первенство в числе самых оптимистичных рынков. Самые пессимистичные – Латвия и Япония. Индекс потребительского доверия вырос в 45 странах из 52 (Украина и Саудовская Аравия были добавлены в последнем раунде исследования). В марте-апреле 2009 года Индекс потребительского доверия упал до своего самого низкого показателя в 77 пунктов, но после введения во втором квартале 2009 года планов стимулирования экономики в целом ряде стран, эти меры возымели действие и доверие потребителей начало восстанавливаться.

“Рост Глобального индекса потребительского доверия показывает, что в мир постепенно возвращается оптимизм. За последние шесть месяцев все больше потребителей стали верить в то, что рецессия отступает”, - говорит Джеймс Руссо, Вице-Президент подразделения Nielsen Global Consumer Insights. “А в нынешнем экономическом климате, настроения потребителей оказывают прямое влияние на реальные продажи. Так, в Австралии уровень потребительского доверия вырос на 11 пунктов по сравнению со вторым кварталом 2009 года, а благоприятные экономические условия дали возможность Резервному банку Австралии повысить ставки. Таким образом, Австралия стала первой из стран большой двадцатки, которая сделала это. При этом, мы наблюдаем, что розничные продажи товаров повседневного спроса (FMCG), аудируемых Nielsen, в совокупности прирастают на 2% каждые два месяца, а то время как уровень онлайн-упоминаний рецессии и кризиса в блогах и форумах (buzz) упал до самого низкого уровня с января 2009 года, когда мы начали отслеживать этот показатель на этом рынке”.

Уровень потребительского доверия продолжает снижаться только в Испании (-4 пункта) и Японии (-2) - по сравнению со вторым кварталом 2009 года.

В странах BRIC уровень потребительского доверия вырос за последние шесть месяцев на восемь пунктов в Индии, шесть в Китае и четыре в России.

Стоит отметить, что хотя Индекс потребительского доверия в России и показал прирост на 4 пункта по сравнению с мартом-апрелем 2009 года, его флуктуации, которые были выявлены в ходе промежуточных замеров, проведенных в рамках проекта Nielsen “Russians Through Crisis”, демонстрируют нестабильность настроений российских потребителей. Если в период с мая по сентябрь 2009 наблюдался устойчивый рост Индекса до 88 пунктов, то замер в октябре показал снижение на три пункта (до 85) по сравнению с сентябрем 2009 года. Основной фактор, который повлиял на это, – заметное снижение уверенности российских онлайн пользователей в перспективах трудоустройства.

Индекс потребительского доверия в Австралии и Новой Зеландии за третий квартал рос двузначными темпами, а две крупнейшие экономики Еврозоны, Франция и Германия, лидировали по темпам роста позитивных потребительских настроений в Европе (+7 и +5 пунктов соответственно).

В целом результаты исследования Nielsen показывают, что уровень доверия потребителей в мире в октябре 2009 практически вернулся на свой докризисный уровень. “Эти результаты отражают то, насколько усилились процессы восстановления в глобальной экономике, и особенно в Бразилии и Азиатских рынках”, - говорит Джеймс Руссо. “Данные медиа-измерений, потребительской активности и аудита розничных продаж Nielsen подтверждают, что потребители этих стран постепенно переключаются на новый покупательский режим.”

Рост ключевых индикаторов потребительского доверия в странах Азии и Латинской Америки

Один из ключевых показателей уверенности бизнеса - расходы на рекламу - в Азиатско-Тихоокеанском регионе росли значительно быстрее, чем ожидали многие аналитики. Прирост рекламного рынка в регионе составил 9% (год к году) и во втором квартале уже составил порядка US$111.94 млрд. Во многих странах Латинской Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы розничные продажи начали расти по мере того, как потребители после периода экономии начинают покупать не только базовые товары,” говорит Руссо. “Все это признаки того, что глобальная рецессия, возможно, подходит к концу.”

В октябре 2009 года 66 процентов глобальных потребителей сказали, что экономика их страны находится в рецессии, а то время как в апреле таких было 71%. Но для многих потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке рецессия – дело прошлое. В Китае 87 процентов участников исследования Nielsen считают, что их страна вышла из рецессии, в Гонконге, Норвегии и Австралии – 60%. Такого же мнения сейчас придерживается половина опрошенных в Бразии, Индии и Чили.

Среди респондентов, которые считают, что их страна находится в рецессии, каждый четвертый (26%) ожидает, что спад экономики в их стране закончится в ближайшие 12 месяцев.

В Гонконге количество потребителей, которые считают, что их страна находится в рецессии, снизилось почти вдвое по сравнению с июнем 2009 года. Сейчас 32 процента респондентов говорят, что их страна находится в рецессии. Три месяца назад таких было 60 процентов.

“После нескольких месяцев непрерывного снижения покупательской активности мы видим, что потребители готовы вновь открыть свои кошельки и вернуться к прежним покупательским привычкам. Мы наблюдаем позитивную динамику во многих секторах потребительского рынка, в том числе рост продаж дорогих товаров и недвижимости и восстановление активности на финансовом рынке. Однако этим тенденциям еще предстоит проявиться на рынке упакованных товаров повседневного спроса, розничные продажи которых в целом оставались относительно стабильными на протяжении всего периода рецессии в регионе,” говорит Оливер Раст, генеральный директор Nielsen в Гонконге.

“Рост котировок акций на Гонконгской бирже до до-кризисных показателей и количества сделок на рынке недвижимости благотворно сказались на настроениях потребителей, что в свою очередь привело к повышению расходов покупателей на небазовые товары, в том числе новую одежду, развлечения вне дома, путешествия, бытовую технику и электронику, - на все то, на чем они были вынуждены экономить в течение этого непростого года”, - продолжает Раст.

В Китае рост Индекса потребительского доверия на шесть пунктов вызван значительным улучшением таких показателей, как оценка респондентами своих перспектив трудоустройства и состояния личных финансов. Почти шестьдесят процентов участников исследования Nielsen в Китае считают свои перспективы трудоустройства хорошими или отличными, что почти на 14 процентных пунктов больше, чем во втором квартале.

“Уже в ходе онлайн опросов, проведенных ранее, мы видели, что китайские потребители начали ощущать на себе, что экономика их страны - на пути к восстановлению. В третьем квартале мы видим, что рост оптимистических настроений продолжается, и потребители чувствуют себя все более спокойно и комфортно в новых условиях”, - говорит Митч Барнс, Президент Nielsen в Китае. “И хотя китайцы еще пока сохраняют умеренность в своих расходах, все же результаты исследований Nielsen свидетельствуют о том, что готовность тратить на новые товары на многообещающем китайском рынке растет. Компании, которые сделали фокус на инновациях, благодаря новым запускам cмогут внести заметный вклад в рост потребления в Китае.”

Индекс южнокорейской биржи (KOSPI) вырос почти на 50 процентов с начала года, а ослабление воны стало неплохим стимулом для роста производства и экспорта. Это обстоятельство сыграло на руку таким крупнешим экспортным категориям страны, как потребительская электроника и автомобили.

Уровень потребительского доверия в Бразилии оказался самым высоким в Южной Америке, а уверенный рост экономики в сочетании с недавней победой Рио-де-Жанейро в конкурсе столиц Олимпийских игр 2016 года, несомненно, оказали большое влияние на рост оптимизма потребителей в этой стране.

“Бразилия стала последней страной, которая сдалась рецессии, и первой, которая из нее выходит. Уже сейчас мы видим, что по большей части докризисные показатели производства уже восстановились. Растет уровень занятости населения, а вместе с ним и потребление. Бразильцы с уверенностью смотрят в будущее. В 2016 году страна принимает Олимпийские игры, в 2014 - Кубок мира, запланированы новые проекты в энергетике, - все это гарантирует высокий уровень инвестиций в развитие инфраструктуры в ближайшие несколько лет, и потребители чувствуют уверенность в экономике своей страны,” - говорит Руссо.

Потребители в Европе и Северной Америке пока осторожничают

В то же время в остальных странах мира настроения потребителей пока сдержанные, а вместе с этим и потребление. “Большинство участников онлайн исследования Nielsen в США и Европе признают, что признаки экономического восстановления пока незначительные, но все же они есть”, - говорит Руссо. “В США уровень потребительского доверия вырос на четыре пункта по сравнению с данными предыдущей волны исследования, и этот рост наблюдается впервые с 2007 года. Однако он еще не сказался на росте готовности тратить среди широких масс американских потребителей. Уже сейчас ясно, что восстановление экономики в США будет проявляться в очень размеренном росте потребления по мере того, как будет восстанавливаться пошатнувшаяся покупательная способность населения.”

Среди потребителей, которые считают, что экономика их страны сейчас находится в рецессии, более 60% респондентов во Франции, Германии и Ирландии верят в то, что рецессия на их национальном рынке закончится в ближайшие 12 месяцев. Однако среди всех регионов мира в Европе – и особенно в Восточной Европе – потребители настроены более пессимистично: значительная часть участников исследования Nielsen здесь считает, что о восстановлении экономики их стран еще пока рано говорить. Россияне в их числе: по данным на октябрь, 89% респондентов считают, что страна по-прежнему в зоне рецессии.

Индекс потребительского доверия в целом по Восточной Европе почти на десять пунктов ниже, чем в Западной Европе. Испания - единственная из стран Западной Европы, которая продемонстрировала снижение Индекса потребительского доверия по сравнению в мартом-апрелем 2009 года.

По ту сторону рецессии

Хотя глобальные потребители подолжают беспокоиться о состоянии свох национальных экономик и сохранении своих рабочих мест, многие уже начали фокусироваться на других аспектах своей жизни. Рост обеспокоенности потребителей по поводу возможной потери работы продолжает снижаться. Если в апреле 20 процентов опрошенных в целом по миру назвали сохранение работы главным источником своего беспокойства, а состояние национальной экономики стало главным источником для беспокойства для 19% участников, то в октябре уже - 16 и 18 процентов соответственно.

В то же время исследование показало рост количества респондентов, которых больше всего беспокоит Здоровье и Сохранение баланса между работой и личной жизнью, что является важным индикатором того, что озабоченность потребителей экономикой и кризисом снижается.

О Глобальном онлайн исследовании Nielsen и Индексе потребительского доверия

Глобальное онлайн исследование Nielsen было проведено с 28 сентября по 16 октября 2009 года. В ходе него было опрошено 30 500 онлайн пользователей в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной Америке и Ближнем Востоке, чтобы изучить настроения потребителей и их намерения, связанные с покупками различных товаров и услуг. Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen на основе таких показателей, как уверенность потребителей в рынке труда, оценка ими состояния собственных финансов и готовность тратить. Выборка квотирована по полу/возрасту, взвешена и репрезентативна профилю интернет-аудитории каждой страны. Уровень погрешности ±0.6%.

О компании Nielsen

The Nielsen Company — мировой лидер в сфере информационных услуг и медиа-бизнеса. Занимает ведущие позиции в таких областях, как маркетинговая информация, потребительские исследования, измерения и исследования телевизионной, мобильной и онлайн-аудитории, а также аудиторий других медиа. В портфеле брендов Nielsen — целый ряд крупных выставок и специализированных изданий (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek). Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом. Имеет подразделения более чем в 100 странах мира. Центральные офисы компании расположены в Харлеме (Нидерланды) и Нью-Йорке (США).

Подробнее о корпорации Nielsen Вы сможете узнать, посетив сайт www.nielsen.com.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами