Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне отказываются от покупок в супермаркетах
Цена товара и близость магазина к дому стали для россиян в условиях кризиса главными критериями при выборе места покупок. Граждане постепенно отказываются от отоваривания в полюбившихся им супер- и гипермаркетах с большим ассортиментом товаров, переходя в более дешевые продуктовые дискаунтеры, свидетельствуют последние исследования. Изменились не только предпочтения, но и ожидания потребителей – люди все больше экономят, откладывают крупные покупки и уже не верят, что кризис скоро закончится. Декабрь прошлого года кардинально изменил потребительское поведение и социальное настроение россиян. Социологи из российского отделения международной исследовательской компании GfK делают подобные замеры ежегодно вот уже пятнадцать лет. «Плановое» исследование прошло в мае 2008 года, однако тогда о кризисе в России еще никто не говорил, поэтому в декабре специалисты решили сделать еще один «дубль» в конце года. Результаты оказались совсем иными. Интересно сравнить их по годам. Например, в 2001 году 18% россиян отмечали, что их материальное положение за год улучшилось, 31% считали, что оно ухудшилось. В мае 2008 года уже 26% оценили изменение своего благосостояния со знаком «плюс», а 21% с противоположным знаком. Прошло чуть более полугода, картина стала совсем другой: лишь 13% рассказали об улучшении, но 29% – об ухудшении. Получилось, что всего несколько месяцев кризиса отбросили материальное положение соотечественников на уровень ниже 2001 года. Будущее россияне также представляется весьма мрачным. Если с 2001 по 2007 год люди ожидали изменений исключительно в благополучную сторону, то в мае 2008 года рост приостановился, а в декабре и вовсе случился обвал надежд. За полгода доля пессимистов выросла с 14 до 33%. Подобных показателей социологи не наблюдали с 1998 года. В то, что дела скоро пойдут на поправку, очень мало кто верит. Исследование показало: 56% опрошенных полагают, что кризис закончится не ранее чем через два года, а 36% уверены, что он продлится еще 3–4 года. Подобные настроения заставляют россиян всерьез корректировать их покупательское поведение. Первым делом граждане начали переходить из магазинов современных форматов – супермаркетов и гипермаркетов – в «традиционные» торговые точки: универсамы, рынки и небольшие магазины «у дома». Основным критерием выбора места покупок для большинства сейчас является цена продуктов и близость к дому. Для 47% жителей России уровень цен – самый главный фактор при выборе товара. Экономных людей становится все больше, и это объяснимо: в декабре прошлого года 86% россиян полагали, что цены на все виды товаров, особенно продуктовые, сильно повысятся. Брать деньги взаймы у банков все меньше охотников. Уже отказались от получения кредита на крупные покупки пока лишь 7% россиян, однако 61% считают, что в условиях кризиса брать займы невыгодно. Тем не менее, экономия пока касается прежде всего количества, а не качества. До 70% жителей России предпочитают брендовые товары, причем треть из них готовы за продукты «с именем» переплачивать. «Я считаю, что население сейчас действует гораздо продуманнее, чем власти, – заявил «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Россиянам необходимо минимизировать расходы, начинать копить «на черный день» и отказываться от кредитов». По его прогнозам, наши граждане в самой ближайшей перспективе начнут серьезно пересматривать траты на развлечения, покупку алкогольной и табачной продукции, а также сокращать расходы на сотовую связь. «Россияне в скором времени пойдут на покупку альтернативных брендов, то есть более дешевых. Я рекомендую по базовым продуктам искать доступные товары уже сейчас», – отмечает г-н Янин. По его словам, переход россиян из супермаркетов в недорогие универсамы – это только начало «покупательского передвижения»: не за горами повышение цен на продукты и в дискаунтерах.
Елена Зиброва, Новые известия
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.