Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне не готовы тратить и обеспокоены состоянием экономики
Согласно исследованию Nielsen, ведущего мирового эксперта в области маркетинговой информации, в четвертом квартале 2011 года мировой индекс потребительского доверия вырос на 1 пункт и достиг отметки 89, в то время как уровень потребительского доверия в Европе снизился в 24 странах из 27. Согласно последнему исследованию, проведенному в период с 23 ноября по 9 декабря 2011 года, общий уровень потребительского доверия сократился в 35 из 56 стран. Индекс вырос на 12 рынках и остался на том же уровне в 9 странах.
«В то время как экономические проблемы в Европе во второй половине 2011 принесли потребителям и мировым финансовым рынкам лишь ощущение нестабильности и уязвимости, хорошие новости пришли от двух крупнейших экономик мира – США и Китая, где индекс потребительского доверия восстановился до уровня первого квартала 2011 г.», – говорит доктор Венкатеш Бала, Ведущий Экономист Cambridge Group (часть Nielsen). «Растущее внутреннее потребление также поддерживает индекс потребительского доверия на динамично развивающихся рынках Индии, Индонезии и Бразилии. Тем не менее, замедляющийся рост ВВП и инфляционное давление в этих странах, несут в себе некоторые риски на следующий год».
В США индекс потребительского доверия вырос на 6 пунктов до 83, а в Китае на 4 пункта до отметки 108, что позволило Китаю занять 6 место в списке самых оптимистично настроенных стран. Индекс потребительского доверия в Германии, четвертой экономике мира, остался на прежнем уровне – 87 пунктов.
Более половины (52%) онлайн-респондентов в мире оценивают состояние своих собственных финансов на 2012 год как отличное или хорошее, по сравнению с 50% в третьем квартале 2011 г. Однако, 65% опрошенных потребителей отметили, что сейчас не лучшее время для покупок, что на 1% больше, чем в прошлом квартале.
«В целом личные траты потребителей останутся сдержанными и осторожными в первой половине 2012 г.», – говорит доктор Бала. «Несмотря на то, что потребители становятся более уверенными в состоянии собственных финансов на следующий год, они все еще неохотно тратят деньги, особенно за Западе; нарастающее напряжение на Ближнем Востоке, влияющее на цены на нефть, может только усилить беспокойство потребителей и негативно повлиять на их желание расходовать средства», – добавляет доктор Бала.
Экономика стала проблемой номер один для 18% респондентов в мире ( 6% рост по сравнению с 3-им кварталом). В результате почти две трети (64%) потребителей по всему миру считают, что мы еще не вышли из рецессии (62% в прошлом квартале). Растущее число онлайн респондентов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (53%), Европе (74%), Ближнем Востоке / Африке (74%) и в Латинской Америке (47%) считают, что рецессия не закончилась.
Растущее беспокойство в Европе
«В четвертом квартале индекс потребительского доверия в Европе снизился в 24 из 27 стран-участниц под влиянием долгового кризиса в регионе, нестабильности валюты и политической и экономической нестабильности в Италии, негативно сказывающихся на всем регионе и международных финансовых рынках», говорит доктов Бала. «В связи с рецессией в еврозоне и планами принять новые пакеты жестких антикризисных мер в большинстве европейских стан в начале 2012 года, перспективы трудоустройства и доходы потребитей в этом году останутся нестабильными и уязвимыми», – добавляет доктор Бала.
В четвертом квартале 2011 каждый четвертый европеец (23%) оценил свои перспективы трудоустройства как отличные или хорошие, в третьем квартале подобные ответы дали 26% европейцев, а год назад – 28%. И в то время как перспективы трудоустройства выглядят относительно оптимистично в Германии, где более половины опрошенных (52%) оценивают возможность трудоустройства как хорошую или отличную (рост 11% по сравнению с прошлым годом), перспективы найти работу в сранах южной Европы (Италии, Испании и Греции) остаются крайне низкими.
Россияне не хотят тратить
Россияне начинают новый 2012 год надеясь на лучшее, но готовясь к худшему. Индекс потребительского доверия в стране снизился на 5 пунктов, упав с 89 до 84 в четвертом квартале по сравнению с третьим кварталом 2011 года. «Снижение индекса потребительского доверия в России произошло за счет существенного сокращения числа респондентов, которые считают, что сейчас хорошее время для трат и увеличения числа тех, кто оценивает состояние собственных финансов как не очень хорошее и плохое», комментирует Екатерина Эдельштейн, Директор отдела по работе с клиентами Nielsen в России.
Большинство российских респондентов (64%) по-прежнему экономят, чтобы сохранить свой семейный бюджет. Спасение семейного бюджета происходит за счет сокращения трат на развлечения вне дома и одежду (по 53%), расходов на короткие отпуска (43%) и перехода на более дешевые продовольственные товары (34%). Однако именно одежда остается статьей расхода свободных средств номер один для российского потребителя на протяжении последних нескольких лет, четвертый квартал 2011 года не стал исключением: россияне собираются потратить свои свободные деньги на одежду в первую очередь.
«Негативные экономические новости из Европы, политическая нестабильность в странах Ближнего Востока с одной стороны, а также обеспокоенность состоянием национальной экономики, перспективами трудоустройства на ближайший год, и, как следствие, состоянием собственных финансов с другой, негативно влияют на уровень потребительского доверия в России сегодня», продолжает Е. Эдельштейн.
Обеспокоенность состоянием экономики вышла на второе место среди российских респондентов (13%), в то же время политика не вошла в пятерку ключевых источников беспокойства в четвертом квартале. Источником беспокойства номер один у россиян у российских респондентов остается здоровье (17%), растущие цены на ЖКХ вызывают тревогу у 11% российских онлайн респондентов.
Негативные мировые тенденции лишь укрепляются и могут оказать непредвиденное влияние на рынок. Тем не менее, даже в условиях снижения потребительского доверия, российский рынок может остаться ключевым драйвером для производителей и ритейлеров в регионе.
Потребители Украины негативно оценивают перспективы рынка труда
После резкого увеличения в третьем квартале (+8 по сравнению с предыдущей волной) в конце 2011 года индекс потребительского доверия в Украине потерял три пункта и остановился на отметке в 70 пунктов. «Готовность украинских потребителей тратить подстегнула рост Индекса в третьем квартале 2011, однако, несмотря на то, что в четвертом квартале 2011 года эта составляющая индекса потребительского доверия осталась на том же уровне, респонденты Украины хуже оценили перспективы трудоустройства на ближайший год: 85% респондентов охарактеризовали их как не очень хорошие или плохие», – комментирует Святослава Свист, Генеральный директор Nielsen в Украине и на Кавказе. «Кроме того, результаты исследования в четвертом квартале показали, что главным источником беспокойства среди украинских потребителей стала экономика (20%), оттеснив на второе и третье места беспокойство о здоровье (16%), а также растущие расходы на ЖКХ (10%)», продолжает С.Свист.
Потребительское доверие растет в США и Китае
Американцы ожидают улучшения своего финасового состояния, почти половина респондентов (49%) оценивают свои финансовые перспективы как хорошие или отличные, по сравнению с 43% в прошлом квартале. Данная тенденция способствовала значительному увеличению индекса потребительского доверия в США в четвертом квартале (+ 6 пунктов до 83).
«Наряду со слабым и нестабильным рынком недвижимости, завышенными ценами на ресурсы и неравномерным ростом, негативно влияющих на потребителя, мы видим, что рынок труда развивается в правильном направлении и это большой плюс. Тем не менее, мы все еще далеки от докризисного уровня», поделился Джеймс Руссо, Вице-президент Global Consumer Insights. «Большое количество долгосрочных безработных, а также высокий процент потребителей, не имеющих свободных средств (32%), могут негативно сказаться на расходах в 2012 году. Кроме того, весь прошлый год потребителим приходилось тратить свои накопления, поскольку у них не было реального дохода и роста зарплаты, однако, чтобы увеличить потребление или хотя бы поддержать его на прежнем уровне, эта тенденция должна измениться».
Об исследовании Nielsen
Исследование Nielsen глобального потребительского доверия Global Consumer Confidence Survey проводилось я 23 ноября по 9 декабря. Всего было опрошено более 28 тысяч потребителей из 56 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны, с учетом количество пользователей Интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности Интернет потребителей; максимальная погрешность выборки составляет ± 0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень проникновения Интернета варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов Интернет пользователей для включения страны в исследование. Исследование глобального потребительского доверия Global Consumer Confidence Survey, было начато в 2005 году.
Retail.ruИнтервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?