Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне меняют ценности
Институт инновационных маркетинговых исследований GIM Россия представляет результаты очередной волны измерения актуальных ценностей россиян. Исследования проводятся ежегодно с 2007 года по единой методике GIM Value Visuals. Сравнения данных за несколько лет, один из которых – 2008 – пришелся на кризис, позволяют понять, как трудные времена повлияли на умонастроения наших соотечественников.
Несмотря на все трудности последних лет, возглавляющие рейтинг ценности «дом» и «семья» сохранили свои лидирующие позиции. Третье место заняла «любовь», важность которой последовательно росла последние три года. В пятерку лучших вошли также «хорошее самочувствие» и «безопасность», ранее занимавшие более низкие места. Существенные перестановки произошли в центре рейтинга. В течение последнего года россияне стали гораздо больше ценить «духовность», «смелость» и «творческое начало». В то же время снизилась значимость таких ценностей как амбиции, развлечения, власть, престиж, индивидуальность, благополучие.
Группировка анализируемых 148 ценностей в 6 групп показала, что и здесь лидеры прежние - индивидуалистические и общественные ценности. Однако традиционные ценности совершили впечатляющий рост – от пятой позиции в 2007 году к третьей в 2009.
Еще одно важное и неожиданное наблюдение – резкое падение в 2008/2009 году материалистических ценностей с третьего места на последнее, шестое.
«Взрыв значимости такой социальной ценности как любовь в кризисной экономической ситуации вполне объяснима, - считает Татьяна Нуфферова, генеральный директор компании GIM Россия. - В трудные времена наши соотечественники всегда обращались к самым главным в их жизни ценностям, на фоне которых все остальные «факторы счастья» оказываются слишком поверхностными и менее существенными. В этом контексте, по-прежнему, важные ценности, как «дом» и «семья» сегодня приобретают более теплые эмоциональные оттенки».
Сегодня дом и семья это уже не просто «активы», которые современный человек создает на определенном этапе зрелости и самодостаточности. Появление рядом с ними «любви» говорит о том, что эти ценности человек создает в атмосфере любви и созидания. Также понятен и рост значимости некоторых традиционных ценностей (умеренность и простота) за счет нереализованных ценностей, связанных с амбициями, властью и престижем. Общий смысл изменений: «Не надо много говорить, хотеть и тянуть одеяло на себя, надо просто быть собой, проявляя лучшие человеческие качества, лучше работать и действовать, реализуя свои реальные возможности».
Вместе с тем, такие тренды как рост индивидуалистических ценностей, таких как смелость, знания и успех, являются продолжением тренда, зародившегося еще несколько лет назад, но не казавшегося тогда явным. На фоне кризиса индивидуалистический ценностный тренд не только не приостановился, как полагали многие эксперты, а еще больше усилился. Сегодня это самый быстроразвивающийся ценностный тренд в нашей стране. Однако он приобрел новые оттенки, сконцентрированные на внутреннем успехе, т.е. на том, что человек делает сам для себя и для своей устойчивости в этой жизни.
То же можно сказать и о росте постматериалистических ценностей, таких как «творческое начало» и «духовность»). Исследователи GIM Россия прогнозировали появление этого тренда еще более двух лет назад, когда глубоко изучали, что движет ценностной культурой в России. Наше поколение еще задолго до кризиса начало поиск путей создания внутренней устойчивости к изменчивому окружению. Сейчас же ситуация лишь толкает человека к тому, чтобы он более активно шел по этому пути.
Примеры ценностей, входящих в основные группы
Гедонистические |
Веселье, привлекательность, наслаждение… |
Индивидуалистические |
Свобода, уверенность в себе, верность самому себе… |
Материальные |
Власть, успех, престиж… |
Общественные |
Дружба, семья, честность… |
Постматериальные |
Гармония, духовность, открытость… |
Традиционные |
Вера, порядок, родина… |
Метод исследования — онлайн-опрос респондентов, проживающих в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Самаре. В каждой волне опрашивалось более 1000 чел. возраста 18-45 лет, поровну мужчин и женщин.
Справка о компании
GIM Russia входит в международную сеть GIM-Institute of Innovative Market Research (штаб-квартира в Гейдельберге, Германия). Предлагает исследовательские решения для каждого звена цепи добавленной стоимости. Портфель включает в себя исследовательские подходы и продукты, целиком охватывающие цепочку добавленной стоимости. Эти модули и продукты позволяют заказчику создать понять особенности своих целевых групп и сформировать инсайты. Исследовательские возможности GIM Россия позволяют проводить разработку и тестирование продуктов, концепций брендов и рекламных концепций, изучить поведение потребителей в точках продаж.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?