Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Россияне меняют потребительские привычки
Санкции против России могут повлиять на ее финансовую систему и породить в стране финансовый кризис, считают более половины россиян (52%), свидетельствует всероссийский опрос, проведенный в октябре Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) . Еще в мае о вероятности такой угрозы говорила треть опрошенных (33%). Число пессимистов в Москве значительно больше, чем по остальной России – 69%. Доля москвичей, считающих, что санкции не могут вызвать кризис, вдвое меньше аналогичной доли россиян (16% и 37% соответственно).
Граждане увидели практические последствия как санкций, так и в не меньшей степени антисанкций, выразившиеся в изменении курса валют и исчезновении привычных продуктов с прилавков, говорит руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.
В мае подавляющее число россиян говорили, что не перестали и не намерены отказываться из-за санкций от каких-либо финансовых услуг – кредитов, депозитов, страховок и т.п. (97%). В октябре 7% опрошенных заявили, что уже отказались, а еще 20% – задумываются об отказе от подобного рода услуг. Еще в мае доля тех, кто пошел на самоограничения, была меньше статпогрешности: 1% и 2% соответственно. Сейчас в Москве доля таких «отказников» еще выше – перестали пользоваться финансовыми услугами 17%, раздумывают об этом 27%.
В целом по России финансовыми услугами пользуются около 75–80% россиян, по Москве эта цифра достигает почти 90%, напоминает Лобанова.
Хотя большинству россиян пока не пришлось отказываться от привычек, связанных с приобретением товаров или услуг и осуществлением финансовых операций из-за нынешней экономической ситуации (70%), четверть россиян были вынуждены изменить свое поведение. В частности, каждый десятый (на вопрос можно было дать несколько ответов) стал покупать более дешевые продукты/марки, еще почти столько же говорят, что сократили объем покупок и начали вести хозяйство экономнее. По 4% опрошенных в связи с экономической ситуацией начали копить или увеличили откладываемую сумму. По 3% отказались от крупных покупок, поездок за рубеж или финансовых продуктов. Количество москвичей, которые поменяли свои потребительские привычки, больше россиян в целом – к примеру, меньше покупок стали совершать 13% жителей столицы.
Реального желания сберегать не наблюдается, указывает зампред правления Абсолют Банка Татьяна Ушкова: объем депозитов физических лиц в банках, по данным ЦБ, с начала года вырос на 1%. Можно предположить, что граждане стали активно вкладываться в другие инструменты – например, в недвижимость, товары длительного пользования, считает она. В то же время кредитная активность клиентов в последние месяцы сокращается, сообщил РБК директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка Иван Матвеев.
И элиты, и население начинают ощущать, что последствия санкций могут оказаться более масштабными, чем первоначально предполагалось, говорит политолог Михаил Виноградов. Вопрос в том, как интерпретирует общественное мнение такие события: в 98-м году кризис вызвал политический дефолт, а в 2008-м, наоборот, только повысил рейтинги власти, которая позиционировала себя как единственного защитника. Все будет зависеть от того, кого население сочтет виновным за ухудшение экономической ситуации и снижение доходов – власть или «недругов России», резюмирует он.
![]() |
Степан Опалев, Наталья Старостина, РБК Daily
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?