Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россияне чувствуют себя бедными
Согласно данным исследования Nielsen, Индекс потребительского доверия, в мире снизился впервые за шесть кварталов. В России он потерял 6 пунктов по сравнению с началом года. Причиной стало замедление экономического восстановления и очередное распространение кризисных ожиданий по всему миру.
Как говорит д-р Венкатеш Бала, главный экономист Cambridge Group (подразделение Nielsen), «Количество позитивных новостей оказалось недостаточным, чтобы обеспечить высокий уровень доверия среди интернет-потребителей всего мира во II квартале. Замедление темпов роста производства в Азии, развитие долгового кризиса в Европе и политическая нестабильность на Ближнем Востоке в сочетании с увеличением расходов домохозяйств и повышением продовольственной инфляции – все это негативным образом отразилось на уровне потребительского доверия. Во II квартале угасли надежды на полное восстановление мировой экономики в ближайшие двенадцать месяцев, и большинство потребителей во всем мире сохраняют негативные ожидания в отношении экономических тенденций».
В последней волне глобального онлайн-исследования Nielsen, проведенной в период с 20 мая по 7 июня 2011 года, глобальный Индекс потребительского доверия упал на три пункта с 92 до 89 – самый низкий уровень с IV квартала 2009 года. Уровень потребительского доверия в США снизился на пять индексных пунктов до 78. Это рекордно низкий уровень, на два пункта ниже прежнего минимума в 80 пунктов, зафиксированного в первой половине 2009 года в разгар глобального экономического спада.
«В условиях стремительного роста цен на бензин, инфляционного давления в сегменте потребительских товаров, продолжающихся проблем на рынке жилья (потеря заложенной недвижимости и обесценивание имущества), тревожных климатических тенденций (ущерб от наводнений и торнадо), а также стагнации на рынке труда, во II квартале доверие среди американских потребителей упало до нового минимума», – говорит Тодд Хэйл (Todd Hale), старший вице-президент потребительских исследований, Nielsen США.
Индекс потребительского доверия в России
В России Индекс потребительского доверия в конце 1 полугодия 2011 года также снизился – до 82 пунктов, потеряв шесть пунктов по сравнению с 4-м кварталом 2010. Пессимизм в России обусловлен ростом неуверенности потребителей в состоянии собственных финансов, растущие цены, что отмечают потребители, и, как результат, снижение готовности тратить. 72% россиян считают состояние собственных финансов не слишком хорошим или плохим, согласно онлайн исследованию Nielsen. Однако, есть и хорошие новости: все больше онлайн-пользователей в России замечают оживление на рынке труда и оценивают свои перспективы на ближайшие полгода как положительные. К тому же, если сравнить то, как потребители оценивают состояние собственных финансов в Европе, Россия остается оплотом спокойствия: лишь 11% респондентов здесь ответили, что не располагают свободными средствами. Во многих странах Европы так ответили до 30% респондентов.
«В целом, потребители в России более оптимистичны в оценке макроэкономической ситуации по сравнению с 4-м кварталом 2011 году, что обусловлено ростом позитивных оценок рынка трудоустройства. Однако, что касается собственного бюджета, растущие продовольственные цены, высокие расходы на ЖКХ заставляют российских потребителей умерить свои аппетиты и планы по расходованию свободных средств. Как следствие, это сдерживает темпы восстановления потребительского доверия в России. Не исключено, что в нынешних условиях потребителям придется быть еще более изобретательными в стратегиях экономии», говорит Дуайт Уотсон, региональный директор в странах Северо -Восточной Европы, Nielsen.
В текущих условиях, когда потребители испытывают нехватку свободных средства, промо-акции станут еще более сильным драйвером потребления и наращивания доли. Однако, ритейлерам и производителям стоит принимать взвешенные решения относительно промо-акций для своих товаров. Самой страшной ошибкой может стать перепромоутирование категорий, участникам рынка стоит быть осторожными с акциями связанными с временным снижением цен, это может привести к обесцениванию брендов в категории и снижению продаж в долгосрочной перспективе.
В целом, готовность тратить оставшиеся после уплаты основных расходов на проживание средства остается на невысоком уровне в России. Самым популярным способом реализации свободных средств остается покупка одежды. Каждый второй онлайн-пользователь (51%) отметил, что потратить свободные средства на приобретение одежды. Снижается готовность тратить по большинству позиций, в том числе и на популярные ранее декорирование и ремонт дома, покупка бытовой техники и электроники, а также сбережения. Значительный рост отмечен по позиции «туризм и отдых» (41%).
«Если оценивать результаты последней волны замера Индекса потребительского доверия в России, создается впечатление, что все, чего сейчас хотят российские потребители – это сходить в долгожданный отпуск перед началом очередного бизнес-сезона, ведь именно по этому пункту мы видим самый значительный рост ожидаемых трат среди российских потребителей в июне 2011 года», комментирует Д. Уотсон.
Негативные ожидания
Наиболее резкое снижение показали такие регионы, как Ближний Восток / Африка и Азиатско-Тихоокеанский Регион – на 12 и 9 индексных пунктов, соответственно, по сравнению с прошлым кварталом. При этом текущие показатели соответствуют тенденциям прошлого года. Уровень потребительского доверия в Европе (74) и Латинской Америки (91) практически не менялся – в обоих регионах рост составил всего один индексный пункт. Несмотря на снижение на 9 пунктов, АТР остается наиболее оптимистичным регионом (98 пунктов), за которым следует регион Ближний Восток / Африка (94 пункта).
«Согласно данным за II квартал, потребители вернулись к негативным ожиданиям и снова затягивают пояса после последних 12 месяцев, в течение которых они позволили себе медленное и осторожное увеличение расходов», – говорит д-р Бала. «По данным последнего опроса, намерения расходов сверх жизненно необходимых (от инвестиций в акции и покупки одежды до туристических путевок и обновления бытовой техники) среди потребителей во всем мире сократились по сравнению с ситуацией три месяца назад».
Еще одним свидетельством того, что потребители сохраняют негативные настроения, является тот факт, что 58% онлайн-потребителей во всем мире сказали, что они по-прежнему находятся в состоянии экономического спада – это самое высокое значение за прошлый год. Из них более половины (51%) считают, что в течение ближайшего года рецессия будет сохраняться. Число Интернет-респондентов в Азиатско-Тихоокеанском Регионе, которые сказали, что в настоящее время они находятся в стадии рецессии, увеличилось с 37% в I квартале 2011 года до 45% вo II квартале. В регионе Ближний Восток / Африка экономический спад продолжается для 74% онлайн-респондентов – рост на 9 пунктов по сравнению с ситуацией три месяца назад.
Наиболее существенное падение потребительского доверия во II квартале было зарегистрировано в Саудовской Аравии (-11) и Египте (-10), где в I квартале 2011 года отмечался наибольший рост. В целом, показатели совпадают с тенденциями прошлого года. «Постреволюционный оптимизм в Египте угас и сменился более реалистичными взглядами на ситуацию в стране и более глубоким пониманием экономического аспекта периода после революции», – говорит Халед эль Тохами (Khaled El Tohami), управляющий директор Nielsen Egypt. «В Саудовской Аравии всплеск оптимизма в I квартале, вызванный дополнительными денежными вливаниями, сделанными королем Абдаллой, стих по мере того, как потребители почувствовали на себе инфляционное давление при покупке продуктов питания и оплате ЖКХ», – говорит Арслан Ашраф (Arslan Ashraf), управляющий директор Nielsen Saudi Arabia.
Нарастающая экономическая нестабильность в Греции на фоне эскалации ее долгового кризиса и широкого распространения протестных настроений привели к дальнейшему падению потребительского доверия во II квартале на 4 пункта. Греция стала самой пессимистичной страной в мире. Индекс потребительского доверия в стране упал до рекордно низкого уровня в 41 пункт.
Во II квартале 2011 снижение уровня потребительского доверия было отмечено на 8 из 14 рынков Азиатско-Тихоокеанского региона. Наиболее резкое падение зафиксировано в Австралии и Сингапуре. В Китае, хотя экономика замедляется, потребители сохраняют оптимизм.
«Небольшое снижение потребительского доверия в Китае вызвано ростом инфляции, которая по-прежнему является основной проблемой для потребителей. Хотя в последние три месяца инфляция продолжала ползти вверх, каких-либо признаков замедления темпов потребления незаметно, даже в категориях товаров не первой необходимости. Продолжающееся укрепление внутреннего потребления отражает общий оптимизм в экономике, основанный на продолжающемся росте доходов», – говорит Картик Рао (Karthik Rao), управляющий директор Nielsen Greater China.
Готовность тратить снижается
Двенадцать месяцев назад 35% онлайн-потребителей во всем мире сказали, что сейчас хорошее время для того, чтобы делать нужные и желанные покупки. Однако во II квартале 2011 года этот показатель снизился до 27% – наиболее заметный спад отмечен в США и Азиатско-Тихоокеанском Регионе. В начале этого года 27% потребителей в США сказали, что сейчас хорошее время для покупок, а в прошлом квартале их количество сократилось до 20%. Аналогично, год назад 40% потребителей Азиатско-Тихоокеанского Региона считали, что текущий период – хорошее время для покупок, а во II квартале таких потребителей осталось всего 32%.
«На розничном рынке США лишь 20% домохозяйств повысили свою потребительскую активность в период рецессии, тогда как все другие семьи по-прежнему проявляют сдержанность – в частоте посещений магазинов и средней сумме чека», – говорит Хейл. «Рост продаж потребительских товаров в денежном выражении составил всего 0,1%[1]. При этом продажи в денежном выражении за последний квартал[2] снижались аналогичными темпами – подобного мы не наблюдали уже давно».
Глобальное онлайн исследование было проведено Nielsen в мае-июне 2011 года среди почти 31 тыс. респондентов из числа регулярных интернет-пользователей в 56 странах мира, включая Россию, с целью измерения уровня потребительского доверия и отношения потребителей к текущей экономической ситуации. Индекс потребительского доверия Nielsen базируется на таких показателях, как оценка респондентами своих перспектив трудоустройства, состояния собственных финансов и готовности тратить. Выборка по каждой стране квотирована по полу и возрасту, взвешена и репрезентативна онлайн аудитории. Максимальная возможная статистическая ошибка ±0.6%.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?