Декоративное изображение
5 951

Поделиться

Россия убыточна

Весь четвертый квартал 2008 года российские предприятия работали в убыток. Основной пик пришелся на декабрь, когда убытки убыточных компаний превысили прибыль прибыльных в два раза. В итоге общегодовая сальдированная прибыль понизилась на 30%.

Четвертый квартал 2008 года стал уникально убыточным для российских предприятий. Компании показали сальдированный убыток 442,2 млрд рублей, в то время как за аналогичный период 2007 года была зафиксирована прибыль 2,21 трлн рублей. Такие данные опубликовала Федеральная служба государственной статистики (Росстат), правда, без учета субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций.

При этом данные сальдированной прибыли (прибыль минус убыток) за январь – ноябрь совпадают с показателями того же периода 2007 года (4,57 трлн рублей). Таким образом, основная доля убытков приходится на декабрь.

«Резкое падение прибыли практически во всех отраслях началось в сентябре, – отмечает замдиректора фонда экономических исследований «Центр развития» Валерий Миронов. – В декабре же убытки российских компаний в два раза превышали их прибыль в декабре 2007 года». Это привело к тому, что общая по итогам 2008 года сальдированная доналоговая прибыль упала на 30% по отношению к 2007 году.

51,9 тыс. российских компаний получили прибыль в размере 5,44 трлн рублей, а 17,5 тыс. понесли убыток на сумму 1,44 трлн рублей. Хотя результат по году оказался положительным и составил 3,99 трлн рублей.

Падение прибыльности оказалось неоднородным в различных отраслях. Сальдированная прибыль строительных организаций единственная показала прирост на 23,3%. Но остальные – в минусе. Так, добывающая отрасль показала падение на 2,1%, обрабатывающие производства – на 8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 12,1%, сфера транспорта и связи – на 12,8%. В других отраслях потери гораздо существеннее.

В оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования доходы упали на 40,7%, в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг – на 62,5%.

«Различные темпы падения прибыли в отраслях связаны с так называемым эффектом базы и ценовым эффектом», – считает главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Например, в нефтегазовой сфере всю первую половину прошлого года наблюдалось продолжение ускоренного роста, который начался еще в 2007 году, напоминает эксперт. Зато в сфере продажи недвижимости, наоборот, 2008 год уже начался стагнацией и даже некоторым падением уровня цен, достигавших своего максимума в 2007 году. В свою очередь, в обрабатывающей промышленности в четвертом квартале накопились большие запасы дорогого сырья, приобретенного еще в первом полугодии, добавляет замдиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. В конце года цены на продукцию начали резко падать – отсюда высокие показатели затрат и, соответственно, снижение прибыли.

«В текущем году, – прогнозирует Гавриленков, – несмотря на падение производства, некоторым отраслям поможет девальвация рубля – у компаний-экспортеров появится возможность получить дополнительную рублевую прибыль». С этим согласен и Сальников: «Показатели в некоторых отраслях могут быть не столь удручающими благодаря эффекту девальвации». Однако падение курса российской валюты никак не поможет производителям, работающим на внутренний рынок, а импортозависимым производствам и вовсе помешает. Как следствие девальвации «в номинальном (рублевом) выражении прибыль отечественных компаний-экспортеров в 2009 году может остаться на уровне прошлого года, в долларовом выражении она сократится в полтора раза», добавляет Миронов.

Впрочем, специалисты предостерегают от поспешных выводов. «Статистика не всегда отражает реальность: компании зачастую не публикуют в официальной бухгалтерской отчетности свои реальные прибыли и убытки», – отмечает Сальников. Кроме того, это данные оперативной бухгалтерской отчетности, более подробная информация будет лишь в середине этого года.   

Оксана Новоженина, Ольга Алексеева Газета.Ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами