Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россия продолжает укреплять свои позиции среди ритейлеров
Международная консалтинговая компания A.T. Kearney обнародовала свой рейтинг наиболее перспективных для инвестиций в розничную торговлю рынков (The 2013 Global Retail Development Index, GRDI).
Основные выводы исследования
Страны Южной Америки остаются лидерами по привлекательности: Бразилия, Чили и Уругвай заняли первые три места в индексе, причем Бразилия занимает первое место вот уже третий год подряд.
Рынки БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) сохраняют потенциал для интенсивного роста бизнеса глобальных компаний розничной торговли, но члены этого объединения идут по разному пути. Вслед за Бразилией Россия продолжает укреплять свои позиции в рейтинге самых перспективных для инвестиций в розничную торговлю стран и в этом году занимает уже 23-е место, улучшив свои показатели на 3 пункта. В отличие от более успешных России и Бразилии, Китай и Индия в этом году теряют свои позиции. Так, Китай, занимавший в 2012 году второе место, опустился на одну ступень, уступив третье место Уругваю. Индия, которая занимала 5-ое место в 2012 году, опустилась в рейтинге на 9 пунктов, причем спад наблюдается во всех сегментах розничной торговли. Такое резкое падение обусловлено высокими операционными расходами, трудностями в получении скидок или других привилегий при заключении сделок с поставщиками, необходимостью повышать продажи за счет скидок на товары, а также высокими ценами на недвижимость.
“Мы наблюдаем небольшой спад, но несмотря на это розничный рынок России в общем остается устойчивым и продолжает расти. Объемы потребления уже превысили докризисные уровни , хотя все еще отстают от показателей других развитых рынков. Наше исследование дает основания полагать, что у России в этой области хорошие перспективы роста, однако при составлении рейтинга мы учитывали не только привлекательность рынка как такового, но и такие дополнительные факторы, как страновые риски, уровень его насыщения и то, насколько необходимо для розничных сетей не откладывать момент входа на него, – объясняет Пер Хонг, Управляющий Партнер A.T. Kearney в России. – В отличие от многих латиноамериканских рынков и даже рынков стран СНГ, в России уже нет возможности для стремительного развития за счет раннего входа на рынок, что и нашло свое отражение в рейтинге GRDI, хотя потенциал для роста еще есть. О проблемах ведения бизнеса в России сказано уже много, высококлассных торговых площадей остается все меньше, а цены на них становятся все выше, а сам рынок чрезвычайно фрагментирован. Рейтинг свидетельствует о том, что возможности, обычно открывающиеся первопроходцам, скорее всего уже исчерпаны и сейчас основные возможности роста будут сосредоточены в фокусировании на ключевых секторах и компетенциях. Российский рынок товаров люксового сегмента после кризисного спада восстанавливается особенно активно. Большинство международных брендов этой категории уже присутствуют в стране, причем в течение последних пяти лет многие перешли с франчайзинга на прямые продажи для того, чтобы максимально использовать весь потенциал роста. Еще одной отличительной чертой российского рынка является то, что россияне проявляют все больший интерес к покупкам в интернете, годовой оборот этого рынка превысил девять миллиардов долларов».
Россия: повсеместный рост
Согласно прогнозам, в 3 квартале 2013 года в России ожидается снижение потребительских расходов с 6,9% до 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Однако в настоящее время Россия переходит в ту стадию своего развития, когда население в периоды финансовой нестабильности не всегда снижает свои расходы, а начинает совершать покупки более рационально.
В последние годы наблюдался активный рост бизнеса ритейлеров в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Согласно результатам исследования CBRE Property Consultants за 2012 год, Москва поднялась на четвертое место с шестого по развитию розничной торговли в мире. По данным исследования «How global is the business retail?» (Richard Ellis, 2012), в Москве сосредоточено 43,2% крупнейших ритейлеров в мире.
По мере того, как «столичный» рынок постепенно насыщается, компании рассматривают новые возможности для развития своего бизнеса в регионах. На сегодняшний день в России 13 городов с населением больше 1 миллиона человек, которые имеют значительный потенциал для развития модернизированной инфраструктуры розничной торговли. Несмотря на то что в 2012 году ввод новых торговых площадей увеличился на 46%, современные торговые площади и удобная инфраструктура по-прежнему остаются в дефиците, особенно в регионах.
Что привлекает российского потребителя?
Потребительская электроника, непродовольственные товары и предметы роскоши являются одними из самых привлекательных сегментов розничной торговли как в столице, так и в крупных региональных центрах.
Всемирно известные бренды модной одежды продолжают региональную экспансию. Так, по состоянию на сентябрь 2012 года, компания Inditex расширила свою сеть до 274 магазинов по всей территории России и планирует открыть дополнительные торговые точки, в ближайшее время запланировано открытие магазина Zara во Владивостоке. Продажи бренда H&M в России в 2012 году выросли на 43%, за прошлый год в российских городах появилось 18 новых магазинов этой марки.
Согласно прогнозам, рост сектора потребительской электроники в период с 2013 по 2016 год может составить 30% и более. В перспективе к 2015 году переход на новые цифровые форматы вещания потребует от потребителей смены своих телевизионных приемников. Помимо этого, благодаря инвестициям операторов связи в технологические разработки сегмент смартфонов также продолжает расти.
За последнее время наблюдался рост количества потребителей с более искушенными вкусами, что дало стимул увеличению продаж товаров класса «люкс»: за последнее время компании Ralph Lauren, Chanel и Cartier открыли новые магазины в России.
Продовольственный сектор продолжает показывать стабильный рост. Основные продовольственные группы, в том числе X5 Retail Group и Tander, показали рекордный рост в 20-40%. Компания Auchan, которая управляет 52 торговыми точками в России, планирует утроить количество магазинов в течение пяти лет, а также открыть в 2013 году первый Auchan Drive, в котором клиенты смогут заказать продукты онлайн и забрать товар в магазине.
Центральная Азия, Восточная Европа и СНГ
Восточная Европа и Центральная Азия представляет собой весьма перспективный рынок для ритейлеров. Самыми крупными среди рынков региона по-прежнему остаются Россия и Турция, из года в год улучшающие свои позиции. Бурное развитие розничной торговли в этих странах подпитывается высоким потребительским спросом и относительно высоким уровнем дохода населения.
Рынки стран СНГ, которым, в отличие от своих западноевропейских соседей, удалось избежать стагнации, становятся все более привлекательными для крупных мировых игроков. Позитивную динамику в этом отношении показывают Армения, которая впервые вошла в индекс в 2013 году, сразу заняв 10 место, Казахстан, который поднялся в рейтинге сразу на 8 пунктов (11 место в 2013 году), и Грузия, которая хоть и уступила свое место Турции, по-прежнему остается в первой десятке.
Небольшие рынки Восточной Европы еще только осваивают современные форматы розничной торговли, поэтому для крупных международных ритейлеров открываются отличные возможности закрепиться в этом регионе. Исключение составляют только Албания и Македония, их потенциал снизился ввиду малого размера рынков и низкой покупательной способности, хотя эти рынки представляют интерес для ритейлеров из соседних стран
Рейтинг Global Retail Development 2013
Страна |
2013 |
2012 |
Изменение |
Бразилия |
1 |
1 |
0 |
Чили |
2 |
2 |
0 |
Уругвай |
3 |
4 |
+1 |
Китай |
4 |
3 |
-1 |
ОАЭ |
5 |
7 |
+2 |
Турция |
6 |
13 |
+7 |
Монголия |
7 |
9 |
+2 |
Грузия |
8 |
6 |
-2 |
Кувейт |
9 |
12 |
+3 |
Армения |
10 |
- |
N/A |
Казахстан |
11 |
19 |
+8 |
Перу |
12 |
10 |
-7 |
Малайзия |
13 |
11 |
-2 |
Индия |
14 |
5 |
-9 |
Шри-Ланка |
15 |
15 |
- |
Саудовская Аравия |
16 |
14 |
-2 |
Оман |
17 |
8 |
-9 |
Колумбия |
18 |
23 |
+5 |
Индонезия |
19 |
16 |
-3 |
Иордан |
20 |
18 |
-2 |
Мексика |
21 |
28 |
+7 |
Панама |
22 |
24 |
+2 |
Россия |
23 |
26 |
+3 |
Ливан |
24 |
22 |
-2 |
Ботсвана |
25 |
20 |
-5 |
Намибия |
26 |
- |
N/A |
Марокко |
27 |
27 |
- |
Мекедония |
28 |
21 |
-7 |
Азербайджан |
29 |
17 |
-12 |
Албания |
30 |
25 |
-5 |
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?