Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Россия 2025: Сделай сам
Татьяна Сейранян www.smoney.ru
Глобальные компании на пороге войны с местными поставщиками
Стиральная машина, которая не боится перебоев с электричеством и хорошо отстирывает сари, — вот будущее мировых производителей
Свой рецепт сотрудничества с развивающимися странами Гари Колман придумал в 1980-х, когда руководил филиалами частной инжиниринговой фирмы KCA в Коста-Рике и Австралии. Главный совет теперь уже управляющего директора по мировой обрабатывающей индустрии Deloitte Гари Колмана — забудьте об аутсорсинге. Модное сейчас контрактное производство в странах с дешевой рабочей силой — это прошлый век. Нужно немедленно строить там собственные заводы, а заодно подыскивать местных дистрибуторов, ведь нынешние дешевые рабочие скоро станут разборчивыми покупателями. Многие компании по этому пути уже пошли. Но Колман предлагает им ускориться.
ДОРОГИЕ РУКИ
Ставка на дешевизну рабочих рук в странах третьего мира перестает быть беспроигрышной. Пользуясь служебным положением, Колман провел собственный опрос на эту тему. Почти 40% руководителей компаний, работающих с развивающимися странами, признались ему: найти менеджеров и рабочих там пока нетрудно, но вот удержать — целая проблема. Рекрутинговая компания Manpower Inc. подсчитала: затраты на замещение хорошего менеджера в странах с развивающейся экономикой могут достигать двадцатикратного размера его месячной зарплаты. Китайский завод, выполняющий заказы американской Asten Johnson, вынужден повышать зарплаты своим сотрудникам по крайней мере трижды в год. Приходится раскошеливаться и другим производителям. Зарплаты в Китае растут в среднем на 20% в год, а экономия на рабочей силе становится все более призрачной. Так что же, пора вовсе вычеркнуть развивающиеся страны из производственной программы? «В долгосрочной перспективе делать здесь бизнес все равно будет выгоднее, чем в любой развитой стране, — считает Колман. — Только дело уже не в экономии».
Все просто: быстрее всего богатеть люди будут именно в развивающихся регионах. По оценке PricewaterhouseCoopers, сегодня экономика семи самых быстрорастущих стран в 5 раз меньше экономики государств «большой семерки», но уже к 2050 г. самые быстрые обгонят «семерку» на 25%. Зоны, которые обречены на успех, — это Китай, Индия, Россия, Юго-Восточная Азия, Восточная Европа и Латинская Америка, не сомневается Колман. В России, например, за последние 10 лет люди стали зарабатывать вдвое больше, в то время как немцы увеличили свои доходы лишь на 26%. Причем россиянам есть на что тратить деньги — во многих семьях нет и половины тех вещей, которые привычны для жителей Западной Европы. В Индии и Китае — полумиллиардный средний класс, и он продолжает расти. Золотая жила, да и только — как же не переносить сюда свои производства? Собственно, больше половины из 2000 крупнейших компаний по версии Forbes уже используют «рецепт Колмана»: имеют активы в одной или даже нескольких странах BRIC. Но этого мало: для успеха, считает аналитик, им надо адаптировать продукцию для нужд местного рынка и перестроить производственный процесс.
МАШИНА ДЛЯ САРИ
У второго в мире производителя продуктов питания, компании Kraft, дела пошли в гору после того, как она изменила фасовку своей продукции специально для стран с развивающейся экономикой, приводит пример Колман. Kraft сделала упаковки со снеками в 5 раз меньше тех, что стоят на прилавках магазинов США. Южнокорейская Samsung Electronics выпустила специальные стиральные машины для Индии. Эти машины могут вернуться к выполнению заданной программы после отключения света и имеют специальный щадящий режим для стирки сари. Renault, в 2004 г. выпустившая модель для развивающихся рынков Logan по цене от ?5000, в прошлом году довела ее продажи до 500 000.
А что же само производство? Главная тенденция грядущих лет — смена модели управления, полагает Колман. Единственным способом выиграть борьбу за рынок будет стратегическое планирование — а оно невозможно, если ты не полностью управляешь компанией. Контракты на производство были выгодны компаниям, когда они еще не знали, как вести бизнес в развивающихся странах, боялись политических перемен. Теперь компании все чаще переходят на создание совместных предприятий. Но и это лишь ступень, уверен Колман: «Сегодня мировые гиганты еще стараются разделить риски с местными предпринимателями, но в будущем они станут прямыми конкурентами. Поэтому большинство производителей будут стремиться построить собственные предприятия в этих странах». Бесспорный лидер по привлечению иностранных инвестиций сейчас Китай. В течение последних лет в него ежегодно вкладывали от $50 млрд до $70 млрд, в то время как Бразилия, Мексика и Россия не получали и по $20 млрд. Китай останется лидером, другие — в роли догоняющих. Но дело не в количестве миллиардов. Колман вообще не ожидает острой конкуренции за инвестора. Компании будут руководствоваться сложившейся специализацией каждой страны и географией.
ГЛОБАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Мексика продолжит привлекать деньги американских автопроизводителей, Бразилия и другие страны Латинской Америки тоже получат по кусочку с этого стола. Все они будут интересны тем, кто хочет продавать свои товары в США. От близости к Японии выиграют Вьетнам и Таиланд. Поможет им и близость к Китаю как рынку сбыта: китайские зарплаты пока на 50% выше вьетнамских и таиландских.
Индия останется мировым центром разработки телекоммуникационных и банковских технологий. «Страна стоит особняком — эту нишу она не отдаст никому, но и конкурировать в других сферах ни с кем не будет», — считает Колман. А что предложит инвесторам Россия? У вас проблемы, сочувствует Колман: неразвитость инфраструктуры, дыры в законодательстве, сложности с правами на интеллектуальную собственность, недостаток профессионалов в сфере менеджмента. Но есть и преимущества: огромный рынок и близость к Евросоюзу. Осталось убедить западноевропейские компании, что в России лучше, чем в Чехии, Польше, Венгрии, Румынии. Сложная задача, качает головой Колман.
Но можно пойти другим путем: ускорить приватизацию госкомпаний, на деле заняться борьбой с коррупцией. И тогда почему бы российским компаниям лет через 20 не начать самим размещать производства за рубежом? Сумела же китайская Haier стать самым продаваемым брендом компактных холодильников в США. А китайская Lenovo, купившая у IBM подразделение по производству PC, теперь соревнуется с Dell не только на внутреннем рынке. Мексиканский производитель цемента Cemex и вовсе перевернул мировой рынок, впервые предложив строителям поставки just in time. «В России могут выстрелить авиастроение и автомобильная индустрия — надо только улучшить условия их работы», — верит Колман. Звучит наивно. Но ведь и в «мировой» китайский холодильник лет 10 назад никто бы не поверил.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?